Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
Производственная функция проявляется в следующем. Целый ряд видов обеспечения обусловлен трудовой деятельностью, а условия и размер обеспечения определяются продолжительностью трудовой деятельности, условиями, в которых протекала эта деятельность, и размером вознаграждения за труд.
Политическая функция заключается в том, что государство при помощи социального обеспечения реализует свою социальную политику. Государство за счет специальных средств реализует главные направления социальной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является социальным государством, в котором политика направлена на обеспечение свободного развития личности и достойной жизни. Социальная политика Российской Федерации заключается в охране здоровья и труда граждан; поддержке семьи, детства и материнства (отцовства); оказание помощи лицам с ограниченными возможностями и другим категориям граждан. Эффективность выполнения государством функций социального обеспечения оценивается по состоянию стабильности и покоя в обществе.
Социальная функция направлена на социальную реабилитацию лиц, у которых наступили установленные законом социальные риски, и предотвращение обнищания.
Посредством социального обеспечения государство пытается влиять на такие демографические процессы, как продолжительность жизни, рождаемость, воспроизводство населения. В этом проявляется демографическая функция социального обеспечения.[8]
Таким образом, под социальным обеспечением понимается предоставление нуждающимся категориям граждан и семей помощи в денежном или натуральном выражении для удовлетворения их потребностей. Государство выступает одним субъектом таких правоотношений, который предоставляет такое обеспечение, вторым субъектом является гражданин или семья, подходящая под условия предоставления социальной помощи. Основными функциями социального обеспечения, отражающими его значение для общества, являются экономическая, производственная, политическая, социальная и демографическая функции.
1.2 Принципы права социального обеспечения
Принципы права — это сформулированные в его нормах или вытекающие из их содержания основополагающие идеи, определяющие процессы формирования права и его реализации.[9]
Общепризнанным считается понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, определяющего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.
По сфере действия принципы принято классифицировать:
- на общеправовые, свойственные всем отраслям права;
- межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
- отраслевые, определяющие специфику конкретной отрасли;
- внутриотраслевые, относящиеся к отдельным институтам отрасли.
Общеправовые принципы определяют сущностные характеристики всей правовой системы соответствующего государства, содержание его законодательства. Термин «общеправовые принципы» получил достаточно широкое применение в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Как следует из его установлений, эти принципы подлежат применению независимо от закрепления их в конкретных нормативных актах. Они «обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права»[10].
В сфере регулирования общественных отношений необходимо основываться на общеправовых принципах, которые характерны для социального обеспечения:
- признание свобод и прав гражданина и человека в Российской Федерации в соответствии с международным правом, гарантии их соблюдения;
- признание свобод и прав человека непосредственно действующими;
- неотчуждаемость основных свобод и прав человека, их принадлежность каждому с рождения;
- равенство всех членов общества перед законом и судом;
- равные возможности для самореализации вне зависимости от пола;
- гарантии государственной защиты свобод и прав человека, в том числе в судебном порядке;
- право каждого человека на объединение с целью защиты своих интересов.[11]
Статья 4 Закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г закрепляет в качестве основных принципов осуществления обязательного социального страхования:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Принцип предоставления гарантий со стороны государства в предоставлении помощи человеку в социально значимых случаях выражается в определении страховых случаев, которые должны, по возможности, учитывать все неблагоприятные и трудные условия, сопровождающие человека. Жизненные ситуации и обстоятельства, которые можно определить как трудные для жизнедеятельности граждан и их семей, постоянно расширяются. Право на социальное обеспечение может наступать при следующих рисках:
- полной или частичной потери трудоспособности;
- утрате семьей кормильца;
- достижении возраста;
- наличии несовершеннолетних детей в семье и их количество;
- беременности, родах;
- длительного стажа работы в определенной сфере;
- нуждаемости в посторонней помощи, уходе на дому;
- нуждаемости в медицинской помощи;
- вынужденном изменении места жительства;
- нуждаемости в транспортных средствах и средствах передвижения;
- смерти близких, необходимости погребения;
- заражении вирусом иммунодефицита человека при определенных условиях;
- поствакционных осложнениях;
- утрате здоровья вследствие борьбы с терроризмом и др.
Всеобщий характер социального обеспечения. В соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой 22.11.1991 г. Верховным Советом РСФСР, а также Конституцией РФ установлены равные права всех граждан Российской Федерации на получение социального обеспечения в случае возникновения у них социальных рисков и иных обстоятельств. Данное равноправие распространяется вне зависимости от расы, пола, языка, места рождения или жительства, национальности, должностного или имущественного положения, религиозного убеждения человека и т.д. Законодательно не предусмотрено каких-либо ограничений на получение социального обеспечения, но содержит условия их предоставления.
Принцип всеобщего характера ярко отражен в пенсионном законодательстве. В соответствии с ним, каждый гражданин имеет право либо на трудовую пенсию, либо на социальную пенсию, независящую от его прежней трудовой деятельности. Всеобщий охват населения Российской Федерации соответствует общим нормам и принципам международного права.
Всеобщий характер социальной поддержки проявляется при предоставлении государственной помощи семье на содержание детей. В соответствии со ст. 38, 39 Конституции РФ[12] охрана семьи, материнства и детства находится под государственным контролем. Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальная помощь в воспитании их детей.
Участие представителей граждан в формировании, принятии и реализации решений в области социального обеспечения. В данном случае реализуется общеправовой принцип на право каждого человека объединиться в общество с целью защиты своих прав и интересов. В Российской Федерации успешно работают общества ветеранов, солдатских матерей, инвалидов и др. Зачастую они выступают инициаторами тех или иных нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обеспечение указанных категорий граждан.
Финансирование социального обеспечения за счет страховых платежей и бюджетных средств. Государственная система социального страхования состоит из социального, медицинского, пенсионного страхования, а также страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Любой из этих видов служит источником обеспечения застрахованных или членов их семей при возникновении у них случая конкретного социального риска. Финансовую опору перечисленных видов страхования обеспечивают специально созданные государственные внебюджетные фонды, такие как ФСС РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования. Все виды социального страхования имеют обязательный характер, что реализуется путем вменения обязанности страхователям уплаты страховых взносов, а также обязанности по предоставлению соответствующего социального обеспечения. Поступившие в фонды денежные средства необходимо расходовать по целевому назначению, т.е. на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и др.[13]
Различные формы предоставления социального обеспечения. Этот принцип заключается в предоставлении социального обеспечения не каким-либо одним, а различными способами (к примеру, в денежной и натуральной форме, в форме компенсаций, льгот, услуг и т.д.).
Государственные гарантии предоставления минимального уровня социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Этот принцип подразумевает, что предоставляемое социальное обеспечение должно быть не ниже прожиточного минимума, установленного для конкретной категории граждан и региона, в котором они проживают.
Разграничение по видам, уровню и условиям социального обеспечения, предоставляемого в зависимости от трудового участия, нуждаемости и других обстоятельств. Этот принцип закреплен в нормативных правовых актах, регулирующих социальное обеспечение по видам. Дифференцированный подход необходим для учета географических особенностей, условий и тяжести труда, физиологических особенностей личности и т.д. Так, например, для досрочного назначения трудовой пенсии по старости необходимо наличие специального стажа работы в тяжелых и опасных условиях. Продолжительность трудовой деятельности в случаях, предусмотренных пенсионным законодательством, также влияет на размер назначаемой работнику пенсии. Помимо этого, социально значимыми факторами дифференциации являются состояние здоровья, возраст, наличие иждивенцев, несовершеннолетних детей, семейное положение, проживание в особых климатических условиях, нахождение в отпуске по беременности и родам и т.д.
Таким образом, принципы социального обеспечения показывают самостоятельность отрасли права, которые являются основополагающими ее идеями. Праву социального обеспечения присущи общеправовые, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые принципы. Регулирование общественных отношений осуществляется на основе общеправовых принципов, которые включают признание свобод и прав граждан, равенство всех членов общества перед судом и законом, защита свобод и прав человека и др.
Глава 2. Организационно-правовые формы социального обеспечения
2.1. Формы социального обеспечения
Право социального обеспечения как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала. Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.