Файл: Формы социальной защиты населения (Формы социальной защиты населения ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 605
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность социальной защиты населения
1.1 Сущность социальной защиты населения: понятие, принципы и структура
2. Формы социальной защиты населения
2.1 Принципы и особенности социального страхования в РФ
2.2. Принципы и особенности социального обеспечения в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации гласит о том, что Россия представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества. Исходя из этого, следует отметить, что одной из главных задач государства бесспорно является деятельность, направленная на оказание социальной защиты населению.
Социальная защита и социальное обеспечение в государстве является областью сплетения жизненно важных вопросов, затрагивающих интересы граждан, отношения собственности и распределения, правовые методы и способы их регулирования, социальную политику государства и социально-экономические права каждого человека. Так же следует отметить, что это сфера преломления многих общечеловеческих ценностей, таких как социальное равенство, гуманизм, справедливость, моральные устои общества. Роль социального обеспечения заключается в том, прежде всего, что оно представляется особой формой удовлетворения потребностей престарелых и нетрудоспособных членов общества в источниках средств к их существованию.
Современной социально - экономической ситуации характерна нестабильность, ясно ощущается нехватка федерального бюджета, число граждан с доходом ниже прожиточного минимума фактически замерло, растет перепад в уровне доходов населения, усиливается постоянное напряжение на рынке труда. Существующая обстановка требует принятия соответствующих мер в рамках развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности в стране.
Темп социально - экономического развития нашей страны в большей степени зависим от выбранной государством социальной политики. На фоне развития российской рыночной экономики, растет значимость вопроса развития социальной сферы, представляющей одну из важнейших функций государства.
Цель работы находит свое отражение в изучении форм социальной защиты населения и проведении анализа социальной защиты в социальной рыночной экономике.
Из цели исследования вытекают следующие задачи:
·Изучить сущность социальной защиты населения;
·Изучить правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации;
·Проанализировать организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации;
·Рассмотреть пути совершенствования инструментов социальной защиты населения в РФ.
Объектом исследования является социальная защита в системе рыночных отношений. Предметом исследования - комплекс социально-экономических отношений существующих между элементами рынка в системе социальной защиты населения.
Теоретической основой для работы послужили фундаментальные положения, содержащиеся в научных трудах Н.М.Платоновой, А.Н.Савинова, И.В. Выдрина, М.Г. Лапаевой и других исследователей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
1. Сущность социальной защиты населения
1.1 Сущность социальной защиты населения: понятие, принципы и структура
Социальная защита представляет собой систему средств и мер, создающих для всех членов общества равные условия, которые препятствуют негативному воздействию внешней среды на людей, а так же обеспечивают социально приемлемый уровень жизни населения.
Социальная защита включает в себя совокупность правовых норм, направленных на решение конкретных экономических и социальных проблем. Деятельность социальной защиты адресована установленной законодательством категории граждан, которые в результате утраты трудоспособности, отсутствия работы или иным причинам не могут удовлетворить личные жизненно необходимые потребности и потребности нетрудоспособных членов их семьи.[1]
Социальную защиту как правило характеризуют обеспечением надлежащего уровня доходов с целью достойного существования определенных категорий граждан. В рамках системы социальной защиты, населению, относящихся к льготной категории граждан, при наступлении установленных законодательством несчастных случаев или негативных событий предоставляется помощь компенсационного характера, выраженная денежной и натуральной формой различных услуг. Помимо этого системы социальной защиты предпринимают меры носящие профилактический характер, которые направлены на предотвращение неблагоприятных событий.
Рассматривая принципы социальной защиты населения следует отменить ключевые из них, которыми являются гуманизм и социальная справедливость, равенство и многосубъектность, системность и комплексность, превентивность мер по социальной защите, а так же адаптивность и адресность.
Социальная защита включает в себя:[2]
1.Социальное обеспечение, которое характеризуется как система материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и пожилых граждан государства, семей с детьми, по средствам использования бюджетов общественных фондов потребления;
2.Социальное страхование представляет собой защиту активного работающего населения от социальных рисков, а именно наступление старости, болезнь, материнства, потери кормильца, безработицы, несчастного случая, получения профессионального заболевания или производственной травмы, на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба;
3.Социальную помощь, предоставляемую социально уязвимым категориям граждан, которые по разным причинам не в силах обеспечить свой доход, осуществляемую путем выплат в денежной и натуральной форме.
В государстве обязан быть создан механизм защиты населения от негативных факторов, таких как инфляция и безработица. Иными словами в случае отсутствия надежной системы социальной защиты населения, способной обеспечивать нейтрализацию и предотвращение отрицательных явлений в экономике, переход к рынку окажется невозможен.[3]
Система социальной защиты населения существует в тесном взаимодействии с системой социальных гарантий. Социальные гарантии государства составляют базу необходимую для реализации системы социальной защиты граждан. Социальные гарантии государства нашли свое отражение в Конституции РФ и представляют собой защиту прав человека на свободный труд, создание системы жизнеобеспечения, обеспечение личной безопасности граждан в обществе, отвечающей нормам жизненных стандартов, сформированным на сегодняшний день. [4]
Следует отметить то, что система гарантий защиты от возможных негативных последствий рынка труда должна быть обоснована созданием финансовых, правовых, организационных условий их обеспечения.[5] Эта система обязана объединять следующие гарантии:
- доступность профессиональной подготовки, переподготовки, и квалификационного роста;
- право на получение рабочего места;
- защита основных прав работника в сфере труда;
- поддержка определенного уровня материальной обеспеченности на период переподготовки или временной незанятости и т.д.
Во время перехода к рыночной экономике особенно ярко встает проблема социальной защиты населения страны от роста цен, инфляции и безработицы. С целью предотвращения снижения личного потребления и уровня доходов населения по причине роста цен на товары и услуги должна корректироваться индексация доходов. Различные виды доходов и выплат должны увеличиваться соответственно находясь в зависимости от роста розничных цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.[6] Предстоит перенаправить социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный, производительный труд, увеличение в связи с этим личной ответственности каждого гражданина за свое материальное благосостояние.
Социальная рыночная экономика направлена на человека и удовлетворение его нужд. Ориентиром в этом вопросе должна служить необходимость приспособления экономической политики государства к населению, а не наоборот, населения - к экономической политике. Это направление способствует достижению свободного, экономически эффективного, стабильного порядка в обществе.
В условиях рыночной экономики особенно четко выражены различия в уровнях жизни и доходов разных социальных групп населения. Одной из главных задач, стоящих перед социальной защитой, является смягчение такого рода различий, что решается посредством предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, предоставление пособий одинокому родителю, предоставление надбавок к выплачиваемым пенсиям для содержания нетрудоспособных иждивенцев.[7]
Система социальных гарантий обязана быть гибкой. Она должна рассчитывать на предотвращение возможных причин социального риска, а не направляться для устранения социальной напряженности в результате возникших ранее ее очагов. Система социальных гарантий должны формировать свои ресурсные и финансовые основы из действительно существующих потребностей общества, а не соответствовать остаточному принципу. Исходя из вышесказанного, система социальных гарантий обязана автоматически поддерживать уровень социальной защиты на необходимом уровне. Основой этому может выступать создание объективной и научно-обоснованной базы социальных гарантий, существующей в виде системы государственных социальных стандартов.
2. Формы социальной защиты населения
2.1 Принципы и особенности социального страхования в РФ
Государственное социальное страхование в России охватывает, как объект своей деятельности, население страны в целом или выделенные социальные группы, определенные по критериям присутствия социальных рисков. Условия государственного социального страхования утверждены законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер на всей территории государства.[8] С целью управления фондами государственного социального страхования существуют специальные государственные финансово-кредитные учреждения, созданные при органах исполнительной или законодательной власти.
Социальное страхование обеспечивает застрахованным гражданам страховое возмещение при наступлении чрезвычайных ситуаций, определенных как страховые случаи. Страховое возмещение реализуется благодаря обязательным страховым взносам, уплачиваемым страхователями и аккумулируемым страховщиками. Организация системы социального страхования предусматривает выделение нескольких его видов, различающихся по нескольким критериям: страхуемым рискам, составу застрахованных, страхователей, страховщиков.[9]
В некоторых случаях государство берет на себя возмещение последствий реализации определенных рисков, осуществляя это в рамках системы социального обеспечения. Например, выплачивая пособия по временной нетрудоспособности за счет бюджетных средств, не прибегая к сбору страховых взносов и организации страхового фонда.
В круг важнейших принципов организации социального страхования следует включить:
- равноправие и отсутствие дискриминации;
- солидарность и взаимопомощь при реализации финансового обеспечения страховой защиты;
- обязательность участия в соответствии с законом, что позволяет обеспечивать социальную защиту всем застрахованным;
- общая ответственность государства;
- демократическое управление.
Следует отметить следующие страховые взносы:
- в Пенсионный Фонд, с целью обеспечения выплаты пенсий;
- в Фонд социального страхования, с целью обеспечения выплаты ряда пособий, а именно: по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам, выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, с целью обеспечения бесплатной медицинской помощи.
В систему социального страхования работодатели отдельно или совместно с работниками платят взносы, большей частью на паритетных началах. Размер уплачиваемых взносов фиксирован государством в виде однозначно определенных ставок, исчисляемых в виде процентных пунктов к величине оплаты труда. В Германии, например, как и в некоторых других странах, размер страховых взносов самостоятельно утверждается страховщиками, однако государство на высшем уровне фиксирует минимально возможный уровень взносов.[10]
Существуют два основополагающих принципа, которые принято учитывать при исчислении размера взносов в систему социального страхования: