Файл: Формы социальной защиты населения (Формы социальной защиты населения ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 608

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система социальных служб, существующая сегодня, состоит из государственной, муниципальной и негосударственной служб. Абсолютно все социальные службы ориентированы на обеспечение нуждающихся граждан государства всеми видами социальных услуг, полагающимися им.

В соответствии с определенной ориентацией социальных служб представляется возможным выделить функции, осуществляемые ими. Все функции могут быть сгруппированы в следующем виде:[27]

а) функция социальной помощи, включающая в себя выявление и учет нуждающихся в обеспечении лиц, надомные услуги нуждающимся и профилактику бедности в целом;

б) функция консультирования, характеризующаяся предоставлением консультаций специалистов по вопросам, касающимся различных социальных аспектов;

в) функция информирования граждан, анализирования и прогнозирования социальных нужд населения;

г) функция участия, которая включает в себя разработку чрезвычайных программ и помощь в преодолении последствий наносимых стихийными бедствиями и социальными конфликтами.

Помимо вышесказанного следует отметить роль системы управления социальной службой в степени успешности функционирования системы социального обеспечения. Обязанность по осуществлению социального обеспечения возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На сегодняшний день социальной службой управляют органы социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, помимо этого с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. Рассматривая перспективы, можно выделить возможность оказания большой помощи по координации деятельности в сфере социального обслуживания населения местной администрацией, состоящей из депутатов, представителей заинтересованных организаций, а так же финансовых и спонсорских кругов.[28]

2.3. Принципы и особенности социальной помощи в РФ

Согласно ст. 1 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законодательстве, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.[29]


Социальная помощь представляет собой поддержку, оказываемую в денежной или натуральной форме, предоставляемую в рамка гарантий согласно социальному обеспечению, установленных в соответствии с законодательством. Социальная помощь выделяется из средств бюджетов местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов с целью предоставления дифференцированной помощи нуждающимся в ней.

Главной характерной чертой социальной помощи является ее адресность, иными словами конкретно определен круг ее получателей. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие, по не зависящим от них причинам, среднедушевой доход в размере ниже величины установленного в том или ином субъекте Российской Федерации прожиточного минимума.

Оказание социальной помощи, как реализация права на достойную жизнь, является центральной точкой опоры политики в сфере борьбы с бедностью и обеспечением минимального гарантированного дохода. Другой характерной чертой социальной помощи является оказание ее в виде предоставления натуральной помощи или денежных выплат.[30] Социальная помощь, оказываемая государством, носит временной характер и может оказываться единовременно, в соответствии с законодательством, либо в течение установленного периода, но не менее 3-х месяцев.

К видам социальной помощи можно отнести:

  • социальные пособия - это выделенные из средств бюджета определенные денежные суммы малоимущим гражданам на безвозмездной основе. За получателем социального пособия сохраняется право распределения полученных средств, иными словами пособие выплачивается на неустановленные цели. Социальная помощь гражданам в виде пособий выплачивается в законодательно фиксированном размере. Несмотря на то, что определенный размер их не указывается, одновременно с этим устанавливается предельный размер такого рода помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта РФ.;
  • компенсации, которая представляет собой возмещение расходов, произведенных малоимущими гражданами;
  • субсидии, в отличие от социального пособия имеет строго целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Это является характерный признаком отличия данного вида социальной помощи..

Как упоминалось ранее, государственная помощь предоставляется различными способами, в том числе и в натуральном виде. Закон предоставляет органам исполнительной власти, осуществляемым полномочия на местах, в широкие полномочия в данном вопросе. Зачастую в виду нехватки бюджета, государственная социальная помощь может быть оказана малоимущим гражданам в виде предоставления продуктов питания, топлива, медикаментов.[31]


Деятельность социальных служб в сфере социальной поддержки, выраженная путем оказания медицинских, социально - бытовых, правовых, педагогических услуг и материальной помощи, а так же проведения социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, сформировалась в особую отрасль социальной сферы - социальное обслуживание.

Социальное обслуживание обязано соответствовать утвержденным Правительством РФ государственным стандартам, устанавливающим ключевые требования к объемам и качеству предоставляемых социальных услуг, порядку и условиям их оказания.[32]

Социальное обслуживание предоставляется в форме материальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств ухода за детьми, санитарии и гигиены, одежды, обуви и иных предметов относящихся к предметам первой необходимости, топлива, а также специализированных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Предоставление материальной помощи устанавливаются в соответствии с основаниями и порядком, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Помимо материальной помощи, социальное обслуживание предоставляется на дому, путем предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, так же одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, результатом болезни, наступлением инвалидности, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание возможно получить и в стационарных учреждениях социального обслуживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Данный вид социального обслуживания обеспечивает создание условий жизнедеятельности, соответствующих возрасту и состоянию здоровья граждан, находящихся в стационарных учреждениях, а так же проведение мероприятий носящих медицинский, психологический, социальный характер, организация питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.[33]

Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от психологического или физического насилия, стихийных бедствий в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.


Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания: социально - бытовое, социально - медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; Консультативная помощь по вопросам социально - бытового, социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты. Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного следует сделать вывод о том, что одной из ключевых задач в сфере социальной защиты населения, стоящих перед государством и его правительством, является принятие на себя значительной доли ответственности за наступление определенных жизненных обстоятельств гражданина, снижающих уровень его благосостояния и предоставление компенсации, обеспечивая при этом достойный уровень жизни. Иными словами сущностью социальной защиты выступает предоставление юридических и социальных гарантий на достойный уровень жизни населения.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, оперативно и верно реагирующей на изменением социального положения граждан, способной отслеживать рост социального недовольства и социальной напряженности в целом, предотвращать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

В обязанности каждого правового социального государства должно входить соблюдение гарантии хозяйственной свободы и социальной справедливости в рамках условий социальной рыночной экономики. В виду этого, понятие социальной рыночной экономики обязано содержать комплекс целей, состоящих из свободы и справедливости. Стоит отметить, что действующая в настоящее время система социальной защиты и социальных гарантий в целом не соответствует ключевым принципам рыночной экономики, отличается отсутствием необходимой гибкости и требует глубоких преобразований внутри себя. Сегодняшняя экономическая ситуация говорит о необходимости проведения реформ по разработке более эффективной социальной политики, решению наиболее острых социальных проблем, созданию новых механизмов реализации социальной политики, которые смогли бы обеспечить наиболее рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.


Несмотря на это не стоит забывать о том, что на развитие системы социального обеспечения, кроме четкой необходимости в ней, влияет реальная возможность государства осуществлять данное обеспечение. Переход социального общества от первичной цели к более высокой, заключающейся не только в предоставлении любому гражданину минимума средств к существованию, а состоящей в избавлении гражданина от материальной нужды или поддержании его обычного уровня жизненного стандарта, состоит в прямой зависимости от того, в какой мере само общество может производить средства для обеспечения социальной политики, которые могли бы быть использованы дополнительно к выделенному для этого государством

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N№2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //СПС «КонсультантПлюс», 2020
  2. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» //СПС «КонсультантПлюс», 2020
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» //СПС «КонсультантПлюс», 2020
  4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» //СПС «КонсультантПлюс», 2020
  5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» //СПС «КонсультантПлюс», 2020
  6. Федеральный закон от 31 декабря 2017 №484-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (последняя редакция) //СПС «КонсультантПлюс», 2020

Научная и учебная литература

  1. Савинов А. Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник: -М.: Инфра-М, 2003
  2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: - М.: Владос, 2005
  3. Платонова Н. М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2010
  4. Аверин А. Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. - М.: Изд-во РАГС, 2008
  5. Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учебник: Учебник: -М.: Инфра-М, 2003
  6. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов: - Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2003
  7. Холостова Е. И. Социальная работа: Учеб. пособие. – 2 – е изд.: М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко », 2005
  8. Братыгин С. К. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: Статут, 2008
  9. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. учеб. пособие: М.: Городец, 2008
  10. Выдрин И.В., Котов А.Н. Социальное право России: учеб. пособие: М.: Норма, 2009
  11. Роик В. Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право: М.: Анкил, 2005
  12. Павлюченко В. Г. Социальное страхование: М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко », 2007
  13. Лапаева, М. Г. Развитие социального страхования в России: монография: - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2007
  14. Шахов, В. В. Введение в страхование : учеб. для вузов- 1-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2000
  15. Галаганов В. П. Страховое дело: учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2008
  16. Никонов, Д. А. Право социального обеспечения России : учебник - 2 е изд., перераб. и доп. - М. : Наука, 2008
  17. Ермасов, С. В. Страхование: учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010
  18. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления: учебное и научно-практическое пособие: - М.: Экмос, 2008
  19. Карпович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации: - М.: Юрайт, 2007
  20. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Федеральному закону РФ «О государственной социальной помощи»: - М.: Норма, 2006
  21. Комаров Е.И., Войтенко А.И. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие: -М.: «Владос», 2001
  22. Кирпота Т.Д. Государственное регулирование экономики и региональная экономическая политика: Учебное пособие: - СПб.: Питер, 2003
  23. Романова Е.В. Право социального обеспечения: Учебник: - СПб.: Питер, 2005
  24. Ярская - Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России: - М.: ИНИОН-РАН, 2002
  25. Вестник государственного социального страхования : журнал. - М. : Агенство "Роспечать",- 2009 № 5
  26. Вестник государственного социального страхования : журнал. - М. : Агенство "Роспечать",- 2009 № 8
  27. Вестник государственного социального страхования : журнал. - М. : Агенство "Роспечать",- 2009 № 9
  28. Охрана труда и социальное страхование: журнал. 70674. - М. : Агенство "Роспечать". - 2010 - № 1
  29. Охрана труда и социальное страхование: журнал. 70674. - М. : Агенство "Роспечать". - 2010 - № 4