Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Особенности развития предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования бизнеса традиционно являются одним из важнейших направлений прикладной экономической науки и представляют значительный интерес для общественности, научно-академического сообщества, а также для органов власти, в той или иной мере соприкасающихся с вопросами экономического регулирования. Предметом является изучение деятельности малых предприятий — их жизненного цикла.

Для поддержания конкурентоспособности и повышения эффективности предприятиям необходимо непрерывное организационное совершенствование его управляемой и управляющей систем. Любое предприятие проходит определенные стадии жизненного цикла, которые отличаются друг от друга не только продолжительностью, но и определенными целями и результатами. Переход от одного этапа к другому можно определить с достаточной степенью уверенности. Следует учесть и то, что на предприятие воздействуют разные факторы как внутренней, так и внешней среды, в том числе общее состояние экономики и отрасли.

Реализация экономической стратегии отражается в изменении состояния компании через её параметры - рост, стабильность (или сокращение) основных показателей: доля рынка, выручка, клиентская база, капитализация, ликвидность, эффективность. Множество стратегий, разрабатываемых в организациях, часто не выдерживают проверки практикой, поскольку создаются без учета важных элементов: состояния рыночной среды, кадрового потенциала, финансовых ресурсов и других структурных элементов. Выбор стратегий определяется результатом анализа альтернатив, сопоставления целей, сценариев, ресурсной базы, инноваций, необходимых инвестиций, применения маркетингового подхода. Оценивает способность принимать и организовывать исполнение стратегических решений внутри и вне организации. Следовательно, эти структурные элементы являются разными на различных этапах жизненного цикла предприятия.

Целью курсового проекта является доказательство значимости различий между предприятиями, находящимися на различных этапах развития. При этом различия касаются как внутренних характеристик предприятий, так и интенсивности воздействия на компании разных стадий факторов внешней среды.

В рамках курсового проекта поставлены задачи анализа ряда вопросов, связанных с особенностями жизненного цикла предприятий:

• количественные и качественные характеристики стадий жизненного цикла;


• возможности статистического моделирования закономерностей, связанных с отдельными стадиями жизненного цикла малых предприятий;

• основные проблемы и факторы, определяющие динамику развития малых предприятий на различных стадиях жизненного цикла;

• анализ деятельности предприятия АО «Оптрон-Ставрополь», определение его стадии жизненного цикла;

• разработка стратегии развития фирмы АО «Оптрон-Ставрополь» в соответствии с его стадией жизненного цикла, а также оценка эффективности предложенной стратегии.

В первой главе исследования описываются основные характеристики малых предприятий и частные характеристики, отражающие стадию жизненного цикла предприятия, а также возможные стратегии ведения деятельности фирмы, которым необходимо следовать для успешного и долгосрочного развития предприятия. Данная теоретическая база основывается на статистических данных.

Во второй главе дается экономико-математическая характеристика АО «Оптрон-Ставрополь», и анализируется его деятельность посредством экономических и математических методов исследования, а также определяется стадия жизненного цикла данного предприятия.

На основе результатов анализа в третьей главе предложены варианты стратегий, которые повысят эффективность работы предприятия, а также оценка эффективности данных возможных стратегий для предприятия АО «Оптрон-Ставрополь». При оценке эффективности предложенных стратегий были использованы экономико-математические и графические методы прогнозирования.

1. Теоретические аспекты функционирования предприятий в разных стадиях жизненного цикла организации

1.1. Особенности развития предприятия на разных этапах жизненного цикла

Тематика жизненного цикла предприятия начинала разрабатываться исследователями как расширение и адаптация концепции жизненного цикла продукта из теории маркетинга к анализу развития предприятий, однако в дальнейшем стала полноценной областью разработки самостоятельных подходов и теорий. Понимание и умение определять стадию жизненного цикла организации позволяют топ-менеджеру своевременно и целесообразно осуществлять инвестиционную деятельность в перспективные области.


Сам термин «жизненный цикл предприятия» в большинстве источников энциклопедического характера принято трактовать как «период деятельности предприятия». Вместе с тем, следует понимать, что сам по себе термин «цикл» предполагает возможность неоднократного повторения явлений схожего характера с определенной периодичностью. И, несмотря на то, что каждое предприятие имеет свой уникальный путь, можно определенно говорить о наличии различимых закономерностей развития, которые и позволили исследователям обратить внимание на возможность существования жизненного цикла предприятия.

Существует множество различных теорий жизненного цикла предприятий, чаще всего цикл разбивают на 3-5 стадий, иногда больше. Одной из самых распространённых работ на данную тему является сценарий развития предприятия, предложенный Д. Мюллером. Он исходил из того, что любая организация рождается в неопределенности: при появлении какой-либо инновационной идеи (инновационный продукт, технология организационная структура фирмы и т.п.) неизвестно будет ли реализация этой инновации приносить прибыль или нет. Этот этап отражает зарождение предприятия. Далее для реализации идеи привлекают необходимые финансовые ресурсы, иными словами, инвесторов или учредителей. В случае если лежащая в основе нового предприятия идея имеет благоприятные возможности на рынке, фирма входит в стадию расширения. Первый этап расширения, характеризующийся ростом, в случаев вызывает инвесторов желание большую часть прибыли, а и привлечь заемный капитал. мере приспособления компании и в деятельность идеи, дававшей конкурентное преимущество, рентабельность ее . Зачастую на этапе компания сталкивается с насыщения рынка. этом случае , максимизирующий доходы , начинает выплачивать . По мере снижения рентабельности помимо прибыли постепенно изыматься основной капитал. того, как компании уравнивается ее внешними , идея предприятия полностью выработанной, оно перестает . [3]

Исходя из сценария жизненного предприятия, Дж. , Х. Фалька Н. Иехуд четыре основные развития: зарождение (-up), рост (), зрелость (maturity), (decline, stagnation). и теория, 6 этапов: становление, , зрелость, кризис , возрождение, спад.

обоих теориях , что основные в тенденциях предприятия на стадиях заключаются таких характеристиках, степень неопределенности, которой сталкивается , структура активов наличие возможностей осуществления инвестиций. соответствии с в таблице 1 наиболее характерные стадий жизненного организации. [1]


Таблица 1

Характерные особенности развития предприятия на различных этапах жизненного цикла

Стадия

Характерные особенности

Становление

Простая и неформальная организационная структура, концентрация полномочий в руках собственника

Расширение

Акцент на увеличение продаж, стремление максимально реализовать преимущества, смещение организационной структуры к функциональному типу, делегирование отдельных полномочий менеджерам, начало формализации процедур

Зрелость

Стабилизация роста продаж, частичная бюрократизация организационной структуры, снижение инновационной активности, стремление к повышению эффективности функционирования и равномерному развитию

Кризис развития

Временное снижение продаж, рентабельности

Возрождение

Диверсификация и расширение предложения, усложнение систем контроля и планирования

Спад

Снижение продаж (связанное с ограничениями спроса), снижение рентабельности (в связи с обострением конкуренции и недостатка инновационной активности)

Жизненный предприятия во отличается от циклов средних крупных компаний, как малое обладает своими характеристиками и , которые напрямую на деятельность , в следствие , и на его закономерности развития. И так, малым предприятием в Российской Федерации по закону называют такую организацию, в которой суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).


В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:

  • микропредприятия — до 15 работников;
  • малые предприятия — до 100 работников включительно

С 13 июля 2015 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов и среднего предпринимательства» за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 120 млн рублей;
  • малые предприятия — 800 млн рублей;

Также малое предприятие резко отличается от средних и крупных финансовыми критериями, такими как годовой оборот и балансовая стоимость активов, которые зависят прямо пропорционально от объемов продаж, объемов инвестиций, численности работников, производительности труда и оборудования, имеющихся производственных мощностей и т.д. [7]

При исследовании жизненного цикла предприятия важно учитывать факторы, влияющие на развитие бизнеса любого масштаба: экономико-географическое положение фирмы, природные условия и ресурсы, доступные в данном регионе, человеческий потенциал региона, покупательская способность и уровень потребительской активности населения, а также фундаментальные политические, экономические и социальные факторы. Существуют также некоторые факторы, которые влияют лишь на малые организации. Среди них выделяют:

- поддержка бизнеса;

- правовая защищенность;

- безопасность;

- политика властей;

- доступность финансирования;

- свобода конкуренции;

- доступность имущественных ресурсов;

- влияние крупного бизнеса.

Учитывая уникальность свойств и характеристик малых бизнес-структур, можно выделить несколько критериев, по которым можно определить стадию жизненного цикла компании и тенденции ее развития:

1. Динамика оборота предприятия;

2. Возраст фирмы, который актуален для идентификации ранних стадий и роста от других этапов жизненного цикла;

3. Доля прибыли, реинвестируемой в предприятие: чем более позитивны перспективы компании на определенном этапе жизненного цикла, тем большие будут иметь для реинвестирования в расширение (доля реинвестированной будет больше), также для дополнительного внешнего ;

4. Финансовые риски : наличие и влияния финансовых , то есть неисполнения финансовых и банкротства. высоки финансовые в начале предприятия, когда условиях неопределенности рыночного успеха оно уже обязательствами кредитного . По мере объема продаж прибыли финансовые снижаются и снова проявляться на этапе , когда предприятие сложности с издержек снижающимися .