Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Анализ нововведений системы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.1. Налогообложение физических лиц как элемент налоговой системы

1.2. Виды налогов с физических лиц и их характеристика

1.3. Основные этапы развития системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

2. Анализ системы налогообложения физических лиц

2.1. Социально-экономическое значение налогов и сборов с физических лиц

2.2. Анализ нововведений системы налогообложения: особенности исчисления и уплаты налогов физическими лицами в Российской Федерации

2.3. Актуальные проблемы взимания налогов с физических лиц

3. Совершенствование системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

3.1. Приоритетные направления развития налогов с физических лиц

3.2. Мероприятия по увеличению налоговой составляющей в доходах бюджета субъекта РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Налогообложение ­– важная составная часть эффективного экономического развития любого развитого государства, являющаяся основным источником пополнения государственного бюджета всех уровней. Вопрос уплаты налогов касается каждого гражданина, вне зависимости от его статуса: юридическое или физическое лицо. Однако, практика большинства государств показывает, что именно налогообложение физических лиц – весомый источник пополнения бюджета, что обосновывает повышенный интерес исследователей, как к инструменту формирования полноценного бюджета.

В России налогообложение физических лиц продолжительное время не отражало реалий развивающейся рыночной экономики. В результате сложилась ситуация, при которой действующая система не способна обеспечить пополнение бюджета в должной мере. Этому послужило и отсутствие экономического обоснования налоговых ставок, большое количество льгот для разных категорий налогоплательщиков, дезадаптация системы к экономической обстановки конкретного региона и т.д.

Другой проблемой эффективности системы налогообложения физических лиц становится несовершенство законодательной базы и наличие в ней существенных пробелов, что существенно осложняет взимание налогов: налогоплательщики укрывают свой доход, уклоняются от своевременной уплаты, незаконно потребляют ресурсы, облагаемые налогом и т.д. Все это свидетельствует о необходимости пересмотра и модернизации как теоретико-методологических, так и организационно-методологических основ системы налогообложения физических лиц с целью обеспечения баланса государственных интересов, муниципалитетов и гражданского населения, а также восстановления эффективности пополнения бюджетов всех уровней и вывода страны их кризисной ситуации.

Несмотря на возросший интерес со стороны ученых и специалистов к проблемам налогообложения физических лиц, уровень теоретической обоснованности и инструментальной подготовки концептуальных подходов на практике все еще недостаточен., что обосновывает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель работы: установить социальную значимость системы, выявить основные проблемы взимания налогов, а также разработать теоретические и практические рекомендации и предложения по модернизации и усовершенствованию действующей в Российской Федерации системы налогообложения физических лиц.

Для достижения цели исследования к разрешения поставлены следующие задачи:


  • рассмотреть теоретико-методологические основы налогообложения физических лиц на территории Российской Федерации: сущность налогообложения, классификация налогов, основные этапы развития;
  • проанализировать социально-экономическую значимость системы налогообложения физических лиц;
  • оценить последние изменения в системе налогообложения физических лиц с целью установления эффективности нововведений;
  • выявить актуальные проблемы действующей системы налогообложения физических лиц;
  • определить приоритетные пути развития системы налогообложения физических лиц на территории Российской Федерации;
  • разработать рекомендации и комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности системы налогообложения физических лиц в России.

Объект исследования: механизм реализации государственной политики налогообложения в отношении физических лиц на территории Российской Федерации.

Предмет исследования: социально-экономические отношения, возникающие при реализации системы налогообложения физических лиц и их значимость.

Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы учеными и специалистами в области налогообложения для развития теоретико-методологических основ системы, а также для повышения общей эффективности системы налогообложения физических лиц на территории Российской Федерации.

В процессе разрешения поставленных задач были использованы следующие методы: абстрактно-логический, монографический, статистический. Использование представленным методов способствовало получению аргументированных оценок и достоверных выводов проведенного исследования.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

1. Теоретико-методологические основы налогообложения физических лиц в Российской Федерации

1.1. Налогообложение физических лиц как элемент налоговой системы


Налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1]. Другими словами, налог выражает денежные взаимоотношения между государством и юридическими и физическими лицами, которые возникают при вторичном распределения (перераспределения) стоимости ВНП и передаче в распоряжение государственных органов ее части в обязательном порядке.

Особенности налогов (вид, уровень ставок и т.д.) определяется конкретными условиями внешней среды, в которой они функционируют, и закреплены законодательством. Формирование налогообложения напрямую зависит от социально-экономического развития страны, сложившихся традиций, типа государственного устройства и т.д. На территории Российской Федерации понятие налога, а также сборов, приравненных к налоговым обязательствам регламентируется Налоговым кодексом РФ.

Налоговые взаимоотношения государства и юридических и физических лиц входят в систему финансовых взаимоотношений как особый вид и имеют ряд отличительных признаков, среди которых безэквивалентность и безвозмездность [1].

Несмотря на существенные различия принципов налогообложения в разных странах, все они имеют единые структурные элементы, а именно:

  1. объект налогообложения;
  2. налоговую ставку;
  3. налоговый период;
  4. порядок исчисления налога;
  5. порядок и сроки уплаты конкретного налога;
  6. налоговую базу.

При необходимости в налоговом законодательстве предусматриваются определенные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Анализ теоретической литературы в отношении налогообложения физических лиц в различных странах, позволяет сделать заключение, что разработка налогового законодательства базируется на единых принципах адаптированных под конкретные условия определенного государства. Рассмотрим данные принципы более детально.

Первый принцип – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства. Такая поддержка осуществляется обязательной передачей части своих доходов в государственный бюджет.

Второй принцип – гарант государством населению конкретного перечня «неделимых благ».

Третий принцип – установления баланса между первыми двумя принципами. Нарушение баланса взаимоотношений в любую из сторон неизменно ведет к снижению экономической эффективности налоговых сборов. Так, перевес в сторону государства может вызвать негативную реакцию со стороны населения, что приведет к нежеланию их уплаты, трудностям взимания и сокрытия гражданским населением части или дохода полностью. Перевес в другую сторону снизит возможность обеспечения государством гарантированных благ, поспособствует снижению необходимого уровня бюджета и возникновению кризисной обстановки, в результате чего вызовет недовольство граждан. Таким образом, соблюдение баланса обеспечивает эффективность системы налогообложения. Другими словами, налогоплательщиков нельзя лишать ни гарантированных благ, ни платежеспособности.


Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем таком периоде база для их уплаты может резко сократиться. Снижение налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, всех налоговых поступлений [16].

Налогообложение физических лиц необходимо рассматривать в единстве экономического, политического и финансового аспектов. Так, экономический аспект определяется процессом передачи части собственности гражданином в пользу государства с последующим его распоряжением. Политический аспект состоит в согласовании интересов всех слоев населения и воспроизводства системы государственной власти. Финансовый – характеризует обязательность налогового исчисления в денежной форме с целью наполнения государственных бюджетов всех уровней. Таким образом, налог – это связующее звено гражданского населения с органами местного самоуправления и федеральными властями. Благодаря им, население ощущает собственную значимость и причастность к формированию и управлению государственными доходами, позволяет осуществлять контроль эффективным использованием данного ресурса и чувствовать себя активным членом общества.

Главная государственная задача в системе налогообложения – это эффективное управление денежными средствами налогоплательщиков в соответствии с экономической обстановкой в государстве. Налоги с физических лиц являются основным инструментом государственной власти, позволяющим разрешать несопоставимые задачи:

  • регулирование уровня доходов, структуры личного потребления и сбережения гражданского населения;
  • стимулирование рационального использования доходов граждан;
  • обеспечение пополнения государственных бюджетов всех уровней;
  • поддержку незащищенных слоев населения [19].

Вышеизложенное свидетельствует о том, что налогообложение физических лиц является ключевым элементом эффективного функционирования всей системы налогообложения. Исключение физических лиц, как объекта взимания налогов приведет к невозможности обеспечения государством гарантированных благ и выполнению взятых на себя обязательств.

1.2. Виды налогов с физических лиц и их характеристика


Центральное место в системе налогообложения физических лиц занимает налог на доход физического лица (НДФЛ).

Налог на доход физического лица или подоходный налог – это основной вид прямых налогов. Исчисление данного налога производится в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством [29].

НДФЛ характеризуется большими возможностями влияния на уровень доходов граждан, способствует стимулировать стабильные поступления в государственные бюджеты различных уровней. Основными инструментами воздействия становятся изменение налоговых ставок, система льготного налогообложения, выбор объекта налога и т.д.

Основные признаки и цели подоходного налога имеют сходства с налогами на доходы многих развитых стран. Именно от него во многом зависит уровень налогообложение другими налогами. Место рассматриваемого налога в общей системе налогообложения определяется следующими факторами:

  • НДФЛ – это личный налог, денежное выражение которого определяется индивидуально в соответствии с уровнем дохода конкретного лица. Другими словами, органами государственной власти не определен единый размер для уплаты исходя, к примеру, из уровня среднего заработка российского населения. В отношении данного налога определены только процентные ставки, в прямой зависимости от полученного дохода конкретным плательщиком и видом этого дохода;
  • НДФЛ отвечает главным принципам налогообложения: равномерности, всеобщности и эффективности;
  • НДФЛ – это регулярный налог, обеспечивающий пополнение государственных бюджетов;
  • Возможность взимания налога находится у источника выплаты, что обеспечивает эффективный механизм контроля и гарантирует своевременность перечисления денежных ассигнаций в бюджеты государства.

Процентная ставка НДФЛ строго регламентирована законом и не может быть изменена в течении всего налогового периода. Другие существенные условия подоходного налогообложения, как правило, тоже не пересматриваются [4].

Следующим по значимости налогом, взимаемым с физических лиц, становится налог на имущество физического лица или имущественный налог. Данный налог охватывает более 20 млн. граждан, которые являются собственниками различного рода имущества, что обеспечивает данному налогу весьма значимое место в налоговой системе РФ.

Снижение или повышение налоговых ставок на имущество, а также предоставление льгот и снисхождений по данному виду налогообложения позволяют уменьшить имущественную дифференциацию граждан, а также создать благоприятные условия к накоплению богатства. Соотношение регулирующего и фискального назначения изменяется в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на конкретном этапе социально-экономического развития.