Файл: Формы социальной защиты населения (Формы социальной защиты населения ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 607

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

         - принцип эквивалентности, который гласит о том, что размер взносов за каждое застрахованное лицо должен быть адекватен риску возможного наступления страховых случаев для конкретного лица;

         - принцип солидарности, который заключается в том, что уплачиваемые взносы за застрахованных лиц с более высокими доходами, должны быть выше, чем взносы за застрахованных лиц с меньшими доходами; иначе говоря, состоятельные застрахованные лица частично несут ответственность социального страхования менее состоятельных - "богатый платит за бедного".

Говоря о взносах, уплачиваемых в систему социального страхования, стоит отметить, что они могут устанавливаться в процентных пунктах к размеру оплаты труда по регрессивной или плоской шкале. При использовании плоской шкалы страхователи перечисляют взносы за каждого застрахованного лица в виде единого процента, одинакового к размеру оплаты за его труд. В данном случае принцип солидарности оказывается в преимуществе. Применение регрессивной шкалы указывает, что ставка взносов, исчисляемая в процентных пунктах, по мере роста размера оплаты труда застрахованного лица уменьшается. В некоторых странах ограничен верхний предел суммы оплаты труда, с которой перечисляются взносы на социальное страхование, а с величины, которая превышает установленный верхний предел, страховые взносы не взимаются, иными словами ставка страховых взносов оказывается нулевой. Регрессивная шкала иллюстрирует влияние принципа эквивалентности.[11]

Взносы уплачиваемые в систему социального страхования могут различаться в зависимости от профессиональной принадлежности застрахованных лиц, иначе говоря устанавливаться в разном размере для работников различных отраслей, отражая определенную разницу в возможных рисках временной нетрудоспособности, получения профессионального заболевания, трудового увечья или инвалидности. Однако несмотря на это, размер страховых взносов в системах социального страхования, существующих на данный момент, не зависит напрямую от оценки риска наступления страховых случаев для конкретных предприятий и их сотрудников. Вследствие этого зачастую предлагается проанализировать и установить прямую зависимость размера страховых взносов от частоты наступления страховых случаев: снижать размер страховых отчислений, если процент заболеваемости и потери трудоспособности работников предприятия ниже среднего в отрасли, и увеличивать размер отчислений в обратном случае. Такой порядок уплаты взносов обеспечивал бы наличие экономических стимулов к улучшению условий труда в целом и безопасности на рабочих местах для работодателей, и к ответственному отношению к состоянию своего здоровья и выполнению правил техники безопасности на предприятии относительно работников. Схожий порядок был опробовал в голландской системе социального страхования по бо­лезни, однако по итогу было принято решение о его отмене. Данное решение было обусловлено сложностью разделения причин приобретенных заболеваний и несчастных случаев, связанных с условиями труда на каждом конкретном предприятии, от иных факторов, не имеющих отношения к данному предприятию.[12]


Стоит разобраться с тем, кто является страховщиком. Страховщиками по обязательному социальному страхованию являются те участники, которые осуществляют данное страхование и непосредственно обеспечивают соблюдение прав застрахованных лиц при наступлении страхового случая.[13]

Страховщиками в системе социального страхования могут выступать:[14]

  • государственный фонд, специализирующийся на страховании всех категорий застрахованных лиц от рисков, представляющих собой предмет социального страхования или его конкретный вид;
  • несколько государственных фондов, осуществляющих страхование различных категорий граждан от различных рисков, которые являются предметом социального страхования;
  • негосударственные страховые фонды;
  • негосударственные страховые компании.

Каждому отдельному виду обязательного социального страхования свойственно наличие своего определенного страховщика. Так, в обязательном пенсионном страховании таковым выступает Пенсионный Фонд РФ; в обязательном социальном страховании, а именно в случаях временной нетрудоспособности и материнства, при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях – Фонд Социального Страхования РФ; в обязательном медицинском страховании – фонды Обязательного Медицинского Страхования соответственно.

Государство осуществляет регулирование деятельности всей системы социального страхования и контролирует деятельность страховщиков.

Субъекты социального страхования принимают участие в органах управления системы социального страхования (в правлениях страховых фондов и др.), как правило на паритетной основе, через своих представителей.[15]

В узком понимании системы социального страхования чаще всего являются распределительными. Ключевым источником денежных средств в системах страхования являются перечисляемые страховщиками текущие взносы страхователей. К концу периода полная сумма перечисленных взносов, кроме зарезервированной части, обязана быть возмещенной тем застрахованным лицам, для которых страховые события произошли в текущем году или в предшествующий период времени.[16]

Финансовая система социального страхования, как правило, автономна, а значит бюджеты страховых фондов и бюджет государства разделены между собой. Несмотря на это государство гарантирует соблюдение прав застрахованных лиц на защиту от различных видов страховых рисков и добросовестное исполнение обязательств по социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика. Во многих странах существует тенденция дополнения взносов страхователей государственными субсидиями.[17]


Социальное страхование, как и страхование в целом, можно отличить от социального обеспечения одной важной характеристикой, в основе которой лежит право застрахованного лица или его наследников в получении страхового возмещения при условии регулярной уплаты взносов и после доказательства происшествия страхового случая. Как правило никакие другие условия не предусматриваются.[18] Возмещение выплачивается по факту наступления страхового случая и не зависит от материального положения застрахованного лица. Другими словами никакой проверки наличия у застрахованного средств к существованию и того, насколько застрахованное лицо (члены его семьи) нуждается в сумме страхового возмещения не проводится. Система социального обеспечения, напротив, ориентирована на предоставление пособий застрахованным лицам с низким уровнем доходов и предполагает проводимую проверку нуждаемости получателей пособия.

Системы социального страхования в мире отличаются значительным разнообразием видов и размеров страхового возмещения, поскольку зависят от множества конкретных обстоятельств, носящих исторический, политический, экономический, социально-организационный, социально-культурный характер, присущий конкретной стране. Например существуют определенные различия, касающиеся условий выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности.[19] В одних странах, как и в России, система социального страхования построена таким образом, что предусматривает выплату пособий начиная с первого же дня временной нетрудоспособности, вызванной заболеванием застрахованного лица. Однако во многих других странах Западной Европы социальное страхование по болезни включает несколько неоплачиваемых дней, как правило два или три дня. В разных системах первые дни болезни работника подлежат оплате либо работодателем за его счет, либо не оплачиваются вовсе, а утраченная заработная плата компенсируется за счет средств социального страхования лишь по истечении этих двух или трех дней. Такого рода дни введены с целью предотвращения однодневных прогулов работников.[20]

Все существующие в мире на сегодняшний день различные системы социального страхования при всех особенностях, присущих конкретной стране, имеют одно важно свойство, характерное каждой из них: высокую устойчивость в отношении институциональных изменений. Такого рода системы довольно медленно поддаются преобразованиям. Это связано не только с политическими факторами, но и объясняется тем, что организация социального страхования в каждой конкретной стране обычно обладает глубокими историческими корнями и высокой степенью соответствия традициям, обычаям и привычкам населения государства.[21]


2.2. Принципы и особенности социального обеспечения в РФ

Для любой страны присуще наличие своих характерные особенностей системы социального обеспечения в зависимости от конкретных социально-экономических условий. Относительно Российской Федерации право на социальное обеспечение закреплено конституционно и является комплексом организационных и законодательных мер связанных между собой.

Социальное обеспечение представляет собой систему, в процессе распределительных отношений которой, создаются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан страны за счет части государственного бюджета. Данные фонды денежных средств по тем или иным существующим причинам не могут быть использованы в экономическом производстве.[22]

Социальное обеспечение, рассматривая его в этом широком смысле, охватывает соответствующее обеспечение абсолютно всех членов общества вне зависимости от источников формирования фондов и организации обеспечения.

Согласно статьи 39 Конституции РФ каждому гражданину нашего государства гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, наступления инвалидности, потери кормильца, а так же на предмет воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.[23]

Рассматривая разные концепции ученых, касающиеся этого вопроса, можно отметить, что некоторые из них помимо только бесплатное медицинского обслуживания и лечения включают в систему социального обеспечения и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические, законодательно предусмотренные мероприятия. Каждому из вышеперечисленных прав соответствует обеспечиваемые мероприятия и средства.

Стоит отметить следующие виды социальных страховых рисков:

1) потребность в получении медицинской помощи;

2) наличие временной нетрудоспособности;

3) приобретенные трудовое увечье или профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) наступление инвалидности;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание гражданина безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи.


Каждый вид социального страхового риска имеет соответствующий определенный вид страхового обеспечения.

К принципам социального обеспечения относится:[24]

1) всеобщность, которая представляет собой распространение социального обеспечения на всех работающих лиц вне зависимости от их пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, вследствие наступления нетрудоспособности по возрасту или наступления инвалидности. Так же социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи потерявшей кормильца;

2) общедоступность, которая обеспечивает право, доступное для всех членов общества, на ту или иную помощь, предоставляемую согласно социального обеспечения;

3) установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда, а именно от длительности стажа, различных условий работы, размера получаемой лицом заработной платы и других факторов, которые напрямую связаны с трудовой и общественной деятельностью;

4) широкий спектр видов обеспечения и предоставляемых услуг;

5) демократический характер его организации и управления в целом. Большую роль при этом играют профессиональные союзы, участвующие в этом процессе.

Социальное обеспечение в основном реализуется посредством распределения и выплаты пенсий и пособий.

Социальное обеспечение в России на сегодняшний день включает в себя следующие виды:[25]

  • пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):
  • пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
  • содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):
  • профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
  • протезно-ортопедическую помощь
  • врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
  • льготы и преимущества инвалидам.7

И несмотря на то, что системе социального обеспечения в целом характерны общие черты, однако каждый отдельный вид обладает своими особенностями.

Анализирую эффективность работы всей социальной системы, можно определить, что в большей мере она зависит от степени обдуманности механизма финансирования. Как отмечалось ранее, выплаты относящиеся к социальному страхованию перечисляются из страховых фондов, в бюджете которых сосредотачиваются собранные в виде налогов денежные средства. Государственные вложения при этом осуществляются благодаря ассигнованию из средств бюджетов разных уровней. В результате, средства необходимые для осуществления социального обеспечения концентрируются, в первую очередь, в государственной службе и в фонде социального страхования.[26]