Файл: Проблема детской лжи (Виды и признаки детской лжи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволил им усвоить, что ложь выгодна.

Фромм выделяет следующие причины детской лжи:

  • Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви;
  • Чтобы скрыть свою вину;
  • Чтобы выразить свою враждебность к нам;
  • Негативное восприятие лжи родителей [22] [14, С.108]

Этим списком мотивы лжи не исчерпываются, но именно данные мотивы имеют наибольшее распространение. Ни один из перечисленных мотивов н является исключительно детским, все они встречаются и у взрослых. Для более старших детей некоторые из этих мотивов становятся важнее, чем другие.

Подобно существованию множества мотивов лжи, встречается великое разнообразие причин, по которым у некоторых детей склонность ко лжи развивается в большей степени. Одни из этих причин коренятся в личности ребёнка, другие в его окружении. Некоторые зависят от возраста.

1.5. Методы изучения детской лжи

Методы исследования – это способы достижения цели исследовательской работы. При изучении проблемы детской лжи могут быть использованы следующие методы: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование и др.

Наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия. Наблюдение бывает включённое, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведётся наблюдение, и невключённое наблюдение, т.е. со стороны. Исследователь просто наблюдает, не изменяя и не влияя на ход ситуации. Этот метод, включает в себя непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях, описание факта и объяснение его внутренней сущности. Это самый распространённый метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста).. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана действий. Цель- определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Может быть организовано наблюдение сплошное или выборочное.

Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребёнка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определённая избирательность: новизна, значимость качеств и возможностей ребёнка выступают как критерии отбора при записи наблюдений.


При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребёнка или поведения в определённых ситуациях, в определённые промежутки времени.

Требования к наблюдению:

  • целенаправленность;
  • планомерность;
  • систематичность в применении методов наблюдения;
  • активность со стороны исследователя;
  • объективность;
  • возможность контроля либо путём повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

При использовании метода наблюдения рекомендуется ведение дневника или протоколов наблюдения, киносъёмка. Заранее разрабатывается план, в котором определяются объекты наблюдения, цели, задачи, способы работы и т.д.

Эксперимент (лат.)– общий эмпирический метод исследования. В переводе означает «опыт», «испытание». Сущность эксперимента, как метода исследования, состоит в специальной организации педагогической деятельсоти педагогов и учащихся с целью проверки и обоснования теоретических предположений и гипотез. В основе данного метода лежит строго контролиремое педагогическое наблюдение за изучаемыми объектами в управляемых условиях, активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Особенность метода в том, что экспериментатор ведёт наблюдение за процессом, который сам и осуществляет. Эксперимент – является самым надёжным методом получения информации о поведении и психологии ребёнка. В процессе исследования у ребёнка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проведения этих процессов. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определённые условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включить испытуемого в деятельность незаметно для него самого. Эксперимент может быть естественным (в процессе обычного образовательного процесса) и лабораторный, (проходящий в искусственно созданных условиях для проверки эффективности того или иного новшества). Чаще всего используется естественный эксперимент.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школа или несколько школ.

Экспеиманты могут различаться:

- по мастабам: глобальные, локальные и микроэксперименты.

- по длительности (длительными и краткосрочными).

Существуют следующие этапы эксперимента:

-теоретический (разработка методики исследования и его плана, программы и пр.);


-методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

- аналитический (количественный и качественный анализ, формулирование выводов и рекомендаций);

Беседа, интервью, анкетирование относятся к опросным методам и применяются также в работе со старшими школьниками.

Беседа – метод исследования, предполагающий личный контакт с отвечающим, проводится в процессе личного общения, по специально составленным программам. Достоинство такого метода как беседа состоит в том, что личный контакт помогает лучше понять мотивы респондента, его позицию. Во время личного общения есть возможность направлять беседу в нужное русло, менять формулировку вопросов и т.д. Беседы могут быть индивидуальные и групповые.

Интервью – разновидность беседы. Во время интервью исследователь задаёт заранее намеченные опросы в определённой последовательности. Ответы записываются открыто. Беседа и интервью является опросом «лицом к лицу».

Анкетирование- метод массового сбора информации. Заранее разрабатываются специальные опросные листы (анкеты). Данные метод весьма продуктивен. При заполнении анкет предполагается, что опрашиваемые откровенно, предельно честно отвечают на поставленные вопросы.

При разработке анкет необходима точность, локоничность и однозначность формулировки вопросов, требуется продумать содержательную направленность анкет. Существуют три типа анкет:

-открытая анкета;

- анкета закрытого пита;

- смешанная анкета.

Открытая анкета содержит вопросы без вариантов ответов.

Анкета закрытого типа, предполагает наличие вариантов готовых ответов для выбора анкетируемым.

Смешанная анкета содержит элементы открытой и закрытой анкет..

Тестирование- это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях. Отличительные черты: точность, простооа, доступность, возможность автоматизации.

Педагогический тест – процедура, позволяющая оценить уровень обученности учащихся, посредством решения тестовых заданий, обработки и анализа результатов.

Тесты бывают двух категорий: адаптивные и традиционные.

Адапивный тест начинается с вопроса лёгкой и средней сложности. При положительном ответе, кандидат получает более сложный вопрос. Если ответ был неверным, то следующий вопрос будет более низкого уровня. Тестирование продолжается пока не будет определён уровень знаний кандидата.


Традиционный тест. Содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определённое количество баллов.

Тестирование выполняет три основные функции:

- диагностическая

- обучающая

- воспитательная

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества (наиболее объективный и справедливый способ оценивания) и недостатки (длительный и трудоёмкий процесс подготовки, присутствует элемент случайности).

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Глава II. Рекомендации родителям по проблеме предотвращении детской лжи

2.1 Влияние родителей на возникновение и предотвращение детской лжи

Самое плохое во лжи то, что она подрывает доверие и уважение, и тогда из семьи уходят дружба и ощущение, что «я могу на тебя положиться».[23] [12, С.143]

Не вызывает сомнений, что родители имеют огромное влияние на ребёнка в плане формирования убеждений, установок и таких черт, как лживость или склонность тайком нарушать правила.

Привычка лгать у ребёнка нередко связана с тем, что он подражает родителям. А родители, не придавая этому значения, довольно часто лжёте прямо на его глазах: в гостях, по телефону, у соседей, легко оправдывая эту маленкую ложь, считая её просто пустяком или элементов своего общения.

Если ребёнку удаётся обмануть родителей, а родители не подозревают, то внешне наступает мир, который держится на внутренней отдалённости между родителями и ребёнком. Такое положение удобно родителям. Ребёнок занят своим делом, родители — своим. Никто никому не мешает. Поэтому ложь ребёнка — первый признак отчуждения между взрослым и ребёнком.

Позиции российского психолога Девиной И.[24] [6, С.23-25]следующие:

1) Родители — первые учителя лживого поведения. Как только начинается осознанное общение ребенка с родителем, начинаются лживые игры.


2) Часто ребёнок наблюдает ситуации, в которых его родители поступали нечестно, стремясь получить собственные выгоды с помощью обмана. Ребёнок достаточно быстро осознаёт подобную модель поведения и берёт её за основу как один из эффективных способов получения желаемого.

3) Обман заключается и в невыполнении своих обещаний, как хороших, так и неприятных. За проступком может ничего не следовать. Таким образом, дети уже к 5 годам понимают, что можно говорить и не делать, можно соглашаться на определенные правила, а потом их нарушать.

4) Шутки, которых дети не понимают, также воспринимаются детьми как ложь: «Молодец, возьми с полки пирожок», — ребенок радостный бежит к шкафу и не обнаруживает там никакого пирожка, он приходит со слезами на глазах, чем вызывает взрыв смеха и положительных эмоций у взрослых. И в такие моменты он учится лжи, цинизму, черствости.

5) Часто ребенок слышит об отце или о матери из уст бабушки самые нелестные отзывы. И когда «плохой» отец приходит, а мать, любезна с ним, ребенок воспринимает это как предательство. И в такие моменты он открыто высказывает свое отношение к происходящему, вызывая недоумение взрослых. Или ребенок меняет свое отношение к отцу — и учится предавать.

«Маленькие детки вообще крайне зависимы от папы с мамой, всегда ждут лишь их одобрения и внимания, требуют их любви. Для ребенка, так сказать, абсолютным центром мироздания является именно семья – родители».[25] [10, С.6]

Повышение роли родителей в воспитательном и образовательном процессе являлся важнейшим требованием развития общества в современном мире.

Все же ложь, такая как она, есть в нашем обществе, причиняет много страданий, ложь рождается там, где есть непонимания. Да и последствия от нее чаще неприятные. Взрослые уже привыкли к ней, принимая за норму жизни. Каждый взрослый говорит, что врать плохо, но сам показывает противоположный пример.

Ложь, как нарочитое искажение истины, появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемые взрослыми. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями двойной мотивации. Притязая на то, чтобы быть признанным взрослым, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи.

Сознательное использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок видит, что откровенность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое проповедуется взрослыми.