Файл: Современная семья в системе воспитания (Популярные системы воспитания детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Нет ничего нового в мысли о том, что семья является одним из главных аспектов воспитания ребенка. Мир семьи, это определенная индивидуальная система ценностей. Ребенок всегда копирует поведение родителей и только они могут заложить в него начальные сведения о том, как же необходимо вести себя в обществе, как строить взаимоотношения с окружающими и как стремиться к тому, чтобы жизнь была яркой, а человек всегда оставался востребованным в обществе.

Семья для ребенка это первая культурная ниша. Именно она включает в себя все, что окружает его, с первых дней жизни. Это и события, и поведение, и информация. Родители создают условия, в которых ребенок развивается полноценно. Важно обеспечить всесторонне развитие, начиная с элементарных игрушек, покупаемых с самого раннего возраста и заканчивая примерами личного поведения, отношения к окружающим и конечно личные взаимоотношения родителей.

Именно от того, как организуется эта среда воспитания, и зависят методы воздействия на ребенка и их эффективность. Например, обезопасив ребенка, исключив из его окружения предметы представляющие опасность, тем самым родители исключат возможность окриков, предупреждений, которые не лучшим образом отражаются на детях, делая их порой нерешительными.

Традиции и обычаи, формы общения и взаимоотношений, все это откладывается в сознании ребенка с первых дней и до момента его вступления в самостоятельную жизнь. Поддерживая в ребенке стремление к самостоятельности, давая ему, простор для действий, семья формирует личность, способную принимать ответственные решения, так необходимые в дальнейшей жизни.

Актуальность темы исследования. Здоровье населения страны является одним из наиболее значимых общецивилизационных показателей уровня развития любого общества, а этот показатель в значительной степени зависит от формирования здорового образа жизни людей. Особенно актуальны проблемы здорового образа жизни для Российской Федерации, где в конце ХХ-го - начале XXI веков сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация, которая привела к абсолютному сокращению численности населения.

Выбор темы исследования обусловлен тем, что семья - одна из тех социальных сил, которая оказывает существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех сферах жизнедеятельности. Это один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении. Как необходимый компонент социальной структуры любого общества, семья выполняет многие социальные функции, связанные, прежде всего, с воспроизводством населения, преемственностью поколений, социализацией детей, а также с психологическими, экономическими, социальными и другими факторами, обеспечивает поддержку существования его членов, играет важную роль в общественном развитии.


Воздействие социального института семьи на формирование здорового образа жизни детей требует глубокого научного осмысления. Необходимо выработать действенные научно обоснованные методологические подходы к оценке этого влияния и методы исследования взаимосвязи функций семьи и процессов формирования здорового образа жизни.

Степень научной разработанности. Влияние социальных функций семьи на процесс формирования здорового образа жизни представляет собой многоаспектную научную проблему. Это предполагает использование междисциплинарного подхода к ее решению на основе философских, педагогических, психологических и медицинских методов исследования.

Научный интерес к изучению проблем семьи и семейных отношений возник с давних времен. Еще Аристотель и Платон в своих знаменитых работах «Политика» и «Государство» отмечали, что основу государства составляет семья. До середины XIX века она рассматривалась как часть общества. Глубокое обоснование этой мысли встречается в работах философов ХУШ века Ж.-Ж. Руссо, М.Ж.А. Коидорсе рассматривавших семью как общество в миниатюре. Изучение семейных отношений нашло отражение в работах Э. Ветермарка, Дж. Леббока, К. Маркса, Л. Морган, Ф. Энгельса и др.

Многогранность проблемы здорового образа жизни, представленная в работах философов, педагогов, социологов, медиков, говорит об отсутствии единого целостного подхода к пониманию здорового образа жизни.

Несмотря на обширную литературу, посвященную исследованию института семьи, анализу здорового образа жизни, можно утверждать, что недостаточно изученным остается процесс влияния социальных функций семьи на формирование здорового образа жизни детей.

Цель исследования - выявить особенности влияния социальных функций семьи на формирование здорового образа жизни детей.

Объектом исследования является процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Предметом исследования является способы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

- проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;

- определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;

- разработать мероприятия по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза:

Родители своей деятельностью способствуют формированию интереса младших школьников к собственному здоровью, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни.


Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования.

Методы исследования:

- изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;

- педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ;

- анализ анкет с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к ЗОЖ;

- метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья.

База исследования: 3а класс СОШ №289

Структура работы. Курсовая состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретический обзор семейного воспитания

1.1. Семья в системе воспитания и социализации личности ребёнка

В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей.

Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - главная  социальная  задача, решаемая обществом и семьей [2; С.180]. 

В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина [7; С.12].

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо - личность.


Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма [6; С.36].

В. М. Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья [11; С.79].

В. А. Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества” [11; С.80].

В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения [1, С. 176].

Однако исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей приходит в 1-ый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств [4; С.132].

Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как:

- стрессовая тактика авторитарной педагогики;

- интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

- раннее начало дошкольного систематического обучения;


- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб [17; С.27].

В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.

Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является:

формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;

нормализация учебной нагрузки;

подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;

разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;

создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;

создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов [20; С.45].

Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса

Социализация начинается с семьи. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка велика. Главной особенностью социализации в семье является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство сомоценности, а также отношение к другим людям. Важная особенность социализации в семье - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Воспитание в семье состоит из целого комплекса систематичных воздействий, направленных на формирование и развитие интеллектуальных, моральных и физических знаний и навыков ребенка. Эти воздействия реализуются со времени его зачатия, а может, даже ранее [16; С.34].