Файл: Проблема детской лжи (Виды и признаки детской лжи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современном этапе развития современного общества весьма актуальной является проблема детской лжи. Чтобы ребёнок не лгал-хотят в каждой семье. Правда и ложь как добро и зло сопровождают ребенка по тропе взросления, периодически предоставляя возможность делать выбор в пользу той или иной стороны.

Огромное значение имеют исследования  проблемы возникновения лжи у детей, ведь именно они через несколько лет будут определять морально-нравственный и психологический облик граждан своей страны, а в будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие. Однако, в ребячьей среде с самыми разными нечестными поступками мы всё же сталкиваемся довольно часто. Ещё в дошкольном возрасте впервые возникает система соподчинённых мотивов, создающих единство личности.

Ложь способствует возникновению значительных противоречий в душе, личной и общественной жизни, ослабляет волю, рождает недоверие к людям, усиливает эгоизм и трусость, а это чаще всего порождает гордыню.

Таким образом, актуальность и значимость этой проблемы очевидна, что и определило тему курсовой работы «Проблема детской лжи».

Объект исследования: детская ложь

Предмет исследования: факторы возникновения детской лжи.

Цель курсовой работы: изучить особенности детской лжи.

Выделенная цель определила основные задачи исследования:

  • Рассмотреть основные подходы к пониманию понятия ложь;
  • Рассмотреть особенности и виды детской лжи;
  • Выявить основные причины детской лжи;
  • Подобрать методы исследования детской лжи;
  • Рассмотреть влияние семьи и взрослых на появление детской лжи;
  • Разработать рекомендации для родителей, столкнувшихся с проблемой детской лжи.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных знаний в работе с детьми для формирования у них стремления к правдивости, а также для дальнейшей коррекции детской лжи. Возможно применение таких методов воздействия, которые исключат по отношению к детям принуждение и авторитаризм, снизят стереотипность в их воспитании.

В курсовой работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблемам, связанным с темой детской лжи; обобщение информации, полученной из научных, методических, психологических источников.


Глава 1. Детская ложь как предмет исследования

1.1 Основные понятия и термины

Что же такое ложь? В повседневной жизни ложь - это умышленная передача реальной и внутренней информации с целью убедить другого человека в том, что он сам считает неправдой.[2][3, С.45]

Несколько шире опредение лжи даёт Зеньковский В.В. Это «заведомо лживые высказывания с целью кого-либо ввести в заблуждение: мы имеем здесь три основных момента, одинаково необходимых для того, чтобы была возможность говорить о лжи,-ложное (в объективном смысле) высказывание, сознание того, что это высказывание ложно, и, наконец, стремление придать заведомо ложной мысли вид истины, стремление ввести кого-либо в заблуждение»[3]

Проблема лжи исследовалась различными авторами. Как описывают это явление наш отечественный психолог - Виктор Знаков, и в зарубежной литературе - Пол Экман. Само понятие «ложь» учёные описывают по-разному. Научное мнение гласит: «Ложь есть порождение неправильного воспитания, искаженного формирования системы ценностей, дурного характера и других негативных причин, которые, как правило, устраняются нравоучениями, усилением контроля, использованием системы запретов и наказаний».[4] [18, С.122]

В книге Пола Экмана «Психология лжи» автор определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это».[5] [19, С.27]

Очень хорошее определение лжи и обмана даёт В.В. Знаков: «Ложью обычно называют умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности».[6] [8, .28]

Наиболее распространено в европейской культуре определение Блаженного Августина: «Ложь - это сказанное с желанием сказать ложь».

В повседневной жизни многие люди используют слова «ложь», «обман», «неправда» в качестве синонимов, однако эти понятия с точки зрения психологии имеют различное содержание. 

В.В. Знаков считает проблему лжи очень актуальной и насущной и в своем теоретическом исследовании «Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания» задается таким вопросом: «Существуют ли какие-то различия между психологическим содержанием лжи, неправды и обмана или это просто синонимы?».[7] [8, С.30]  В повседневной жизни люди частенько используют слова «ложь», «неправда», «обман» как синонимы, но, эти понятия с точки зрения различных зарубежных и отечественных психологов имеют различное по своей сути содержание.


Ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий своей целью ввести слушателей в заблуждение.

Обман - это полуправда, провоцирующая человека на ошибочные выводы. Обманщик сообщает только часть подлинных сведений, одновременно он утаивает другую часть важной информации, которая необходима для производства правильного умозаключения.

Обман, как и ложь, возникает тогда,когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для «обманщика» достигнуть желаемого иным путём трудно или невозможно. Главное, что роднит обман с ложью,- это сознательное стремление исказить истину.

Неправда - это «высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или его неполном знании о том, о чем он говорит». Неправда, как и обман, основывается на неполноте информации, но, в отличие от обмана, говорящий не утаивает известной информации и не преследует иных целей, кроме передачи сообщения, содержащего неполную (или искаженную) информацию. В данном случае человек верит в реальность существования чего-то, но ошибается. В результате он говорит неправду, сам того не осознавая.

Многие психологи считают ложь, обман и неправду как отдельные категории с различными функциями. Пол Экман[8] [19, С.47] не делит ложь и больше обращает свое внимание ни на определение, а на функции. Ложь была, есть и будет всегда проявляться в нашем мире и не важно, в какой форме. Важно, как ее  искоренить.

Детская ложь - нестандартный возрастной вид лжи, который заключается в том, что ребенок выдает своё воображение за реальность. Большинство психологов думают, что явление детская ложь связан с тем, что дети до шести лет не всегда могут различить действительность от своей фантазии и принимают игру за реальность.

Значительное внимание данной проблеме уделено в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.), а также в зарубежной педагогике и психологии (В.Штерн, Ст.Холл, З.Фрейд, Э.Берн, Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Б. Спок, Х. Джайннотт, П. Лич, Олдред К. и др.). В исследованиях обращается внимание на определяющую роль взрослого в воспитании у детей правдивости, раскрываются различные виды детской лжи, фиксируется внимание на том, что дошкольники часто прибегают ко лжи в результате неправильных педагогических воздействий.


Большую помощь в изучении проблемы детской лжи оказали труды многих отечественных и зарубежных ученых. Среди них: Адам А., Алешинцев И. А., Гартьер К., Дубровский Б. И., Знаков В. В., Ильин И. А., Каптерев П. О., Мэй М., Нечаев А. П., Преображенский С. А., Секацкий А. К., Сосновский А., Х. Хартшорн, Шеталова А., Штерн В., Щербатых Ю. К., Экман П. и другие.

На современном этапе в обществе и стране в целом происходят коренные изменения во всех его основных сферах, которые зачастую отрицательно сказываются на процессе формирования личности, его моральных принципах, мировоззрении. Такая ситуация создаёт условия для повышенного интереса к проблеме лжи.

Когда люди общаются, ложь представляет собой выраженное намерение одного из собеседников исказить правду.[9] [17, С. 334]

В целом, можно констатировать тот факт, что ложь, обман и неправда неискоренимы: они являются неизбежными спутниками жизнедеятельности человека в обществе. Поэтому любые попытки «исключить» из нашей жизни ложь, обман, неправду являются утопичными, психологически неверными и, в силу этого, бесперспективными.

Несмотря на то что, данная тема еще не до конца изучена в психологической науке, мне было сложно охватить и прочитать весь имеющийся материал, чтобы раскрыть тему в полной мере и рассмотреть ее под разным углом, однако основные аспекты данной области изучения мной были охвачены.

1.2 Социально-психологические сущность детской лжи

Вопрос о детской лжи имеет большое практическое и теоретическое значение. Детская ложь более или менее уже понятна в своём своеобразии, для нас же это имеет особый интерес в связи с анализом детской фантазии.

«С практической точки зрения важно понять корень, функцию и условия лжи; хотя мы постоянно вносим сами ложь в нашу жизнь, не можем жить без неё, но мы хорошо понимаем ядовитое влияние лжи даже на взрослых, а тем более на детей»[10].

Ложь детей имеет не индивидуальный, а социальный корень.

В. В. Зеньковский признаёт социальный характер детской лжи, подчеркивая, что в жизни ребенка ложь вполне закономерна, она является формой «борьбы за существование», защитным приспособлением, что вполне естественно.[11] [10, С.233]

«Обманывать нехорошо», - внушают нам с детства. «Однако что именно нехорошо, ребенку не сразу удается понять. Нехорошо фантазировать? Нехорошо недоговаривать? Нехорошо, когда говоришь неправду с выгодой для себя? А если с выгодой для друга, которому хочешь помочь? А если вообще без выгоды. И почему мне обманывать нельзя, а маме с папой можно».[12] [16, С.34]


Возрастная психология считает, что лживость не может быть первоначальным состоянием человека. Человек рождается простым и доверчивым, не обманывает ни себя, ни других; он живет исключительно в сфере действительных фактов, всякие выдумки ему чужды, мир лжи и фантазии ему неизвестен. Он знает только то, что есть и было и совсем не подозревает о существовании никогда не бывшего — мира выдумки, искусства, мечты, лжи.

В детской душе имеют место процессы, которые сосвсем не являются , в своей сущности, ложью, но которые, под влиянием социальных условий, становятся потом настоящей ложью. В силу этого, можно сказать, что ложь у детей создаётся на социально-психологической основе, что она имеет прежде всешл социальную функцию.

Суть лжи всегда сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении выражает другое.[13] (Виктор Знаков).

Проблема детской лжи действительно соприкасается с целым рядом основных вопросов психологии детства. Ложь – это явление не только психофизиологическое, но и  психосоциальное. Каждая детская ложь должна быть расшифрована и понята взрослыми.

Детский возраст – это период кардинального изменения в жизни ребенка. Он осуществляет процесс вхождения в социальную среду, новую для него и, по сути, совершенно непривычную, которая в значительной мере отличается от всех социальных контактов, имеющих место быть в прошедшие годы ребенка.

Мотивы, по которым врут дети, не имеют ничего общего с мотивами взрослых людей, они связаны с развитием сознания ребенка. Детская ложь своим источником имеет свою внутреннюю правду, правду своего эмоционального переживания.

Ребёнок, в возрасте до 2-х лет, никаких обманов и манипуляций по отношению к родителям ребенок совершать не может. Он полностью  и физически, и психологически  зависит от матери, считает мать как бы продолжением самого себя. Он захотел – мама  сделала.

 Ближе к 2-3-м годам ситуация постепенно начинает меняться. Нормально развитый ребенок начинает стремиться к самостоятельности, к психологическому отделению от матери. И выражается это, прежде всего, в упрямстве, стремлении настоять на своем, подчинить родителей своей воле. Вот здесь-то и появляются первые попытки манипулирования, когда ребенок, доступным для него образом, вынуждает родителей исполнить свое желание.

Ребёнок бьётся в истерике, агрессивно реагирует на запреты, становится неуправляемым, лишь бы получить желаемое. Он впервые может прибегнуть к простейшему обману или хитрости. Малыш начинает понимать, что мама может и не догадаться о его намерениях и желаниях, потому что их можно скрыть. Это открытие увеличивает степень его свободы и расширяет представления о собственных возможностях. Именно поэтому то, что выглядит как «совершенствование лжи», может быть просто игрой, испытанием своих возможностей, ну, и, разумеется, исследованием возможностей родителей: распознают ли они ложь, отличат ее от правды?