Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Виды народного искусства).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Народное искусство в системе эстетического воспитания младших школьников
1.3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава 2. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства
2.2. Работа общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников
Эстетическое воспитание младших школьников формируется при совместных усилиях педагога и родителей.
Эффективность эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками зависит во многом от единства действий педагога и родителей. Это позволяет приумножить усилия двух сторон для создания условий, которые способствуют эстетическому воспитанию младших школьников.
Учителю необходимо не только вести работу с такими учащимися, но и проводить беседы, лекции с родителями по эстетическому воспитанию учащихся.
Одной из причин снижения нравственно-этической культуры является педагогическую некомпетентность родителей. Нельзя достичь поставленной цели без постоянной помощи родителей, без привлечения их к активному участию в воспитательном процессе. Поэтому особое внимание я обратила на следующие формы работы с родителями учащихся:
- формирование интереса родителей к традиционной народной культуре; развитие механизма самообразования;
- развитие интереса к совместному проведению свободного времени с ребёнком.
Взаимоотношение родителей и учителя начинается с первого родительского собрания, цель которого - психологический настрой родителей на будущую совместную работу, в том числе, в роли активных участников образовательного процесса, разработка с учителем общих требований к ребёнку.
Основное предназначение работы с родителями связано с развитием у них мотивации интереса к воспитательному и образовательному процессу, к познанию народной культуры и совместному творчеству с детьми.
В своей работе я использую такие виды совместной с родителями деятельности, как:
- организация и проведение народных и земельно-календарных праздников;
- организация и проведение посиделок (чаепитие);
- участие родителей, детей и учителя в общешкольных мероприятиях.
- экскурсии и походы по родному краю
Сценарии проведения совместных праздников я разрабатываю на основе материала, который дети изучали на уроках в школе. Сами праздники должны быть максимально приближены к источникам той или иной формы (народные обрядовые действия, игровые развлекательные посиделки, конкурсы, выставки и т.п.). Для большинства семей сюжеты праздников, проводимых в школе, помогают организовать праздники дома.
Дети набирают опыт общения через внутрисемейные отношений. Семья имеет формирующее и развивающее значение. Но, к сожалению, не все семьи обращают внимание на эстетическое развитие детей. Так как в семье редко или совсем не разговаривают о красоте окружающего мире, о природе, походы в театр, музей либо совсем не совершаются, либо очень редко, то говорить о эстетическом воспитании детей не приходится. На помощь таким семьям приходит образовательные учреждения, а именно учитель. Учитель восполняет недостаток эмоционального опыта.
Реализуя полноценное эстетическое воспитание младших школьников, учитель и родители обеспечивают становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, эстетические, нравственные качества и высокий интеллектуальный потенциал. Эстетическое воспитание младших школьников формируется при совместных усилиях педагога и родителей.
Реализуя полноценное эстетическое воспитание младших школьников, учитель и родители обеспечивают становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, эстетические, нравственные качества и высокий интеллектуальный потенциал.
Младшие школьники очень ценят внимание родителей к своим интересам, увлечениям, делятся с ними своими заботами, успехами и неудачами. Велико должно быть внимание родителей к жизни ребенка. Родители сильно ошибаются, когда думают, что настоящее эстетическое воспитание составляет обязанность школы и общества, а семья в этом ничего не может сделать.
К сожалению, мы иногда видим такие семьи, которые большое внимание уделяют питанию ребенка, его одежде, играми и они уверены, что ребенок должен нагуляться, набраться сил и здоровья, а в школе он уже прикоснется к культуре.
На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого в своем распоряжении большие возможности.
Эстетическое воспитание в семье – это очень нетрудно, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребенка.
В семье, где родители сами не читают газет, книг, не бывают в кинотеатре, не интересуются музеями, конечно, очень трудно эстетически воспитывать детей. И совершенно другое мы увидим в семье, где родители с детьми живут активной культурной жизнью, где книга и газета являются неотъемлемой частью жизни, где происходит обсуждение просмотренных фильмов, в такой семье эстетическое воспитание будет находиться на важном месте.
Эстетическое воспитание не может идти на самотек. Самотек может принести большой вред, понизит качество воспитания, оставит много неясностей и ошибок. Именно самотек бывает причиной таких положений, когда родители начинают разводить руками и спрашивать себя: «Откуда это взялось?»
Мы предлагаем средства эстетического воспитания и правильное применение этих средств.
При формировании эстетического воспитания у младших школьников применяется комплекс художественно-эстетических средств:
- Природа.
- Труд.
- Общение.
- Искусство (литература, живопись, музыка).
- Игра
Большое значение при эстетическом воспитании играет природа. Мир природы богат, разнообразен. Красоту природы ребенок начинает замечать только при непосредственном общении его внимания на красоту. Общению природы с ребенком отводится важное место.
Важным условием эстетического воспитания является наблюдательность и фантазия, которая способна проявляться при соприкосновении с природой. Трудно пройти мимо осенний красок, невозможно промолчать при увиденном. Дети по-своему выражают эти чувства. Сначала выражение этих чувств будет довольно простым, но важно, что ребенок смог увидеть эту красоту. Мы видим, что именно в младшем школьном возрасте красота природы является могущественным фактором воспитательного воздействия.
В процессе формирования эстетического воспитания учащихся важна роль принадлежит труду. Труд – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием труда, его результатами, отношениями в труде.
Для того чтобы труд не превратился в тягость для ребенка, он должен иметь высокую общественно значимую цель, отмечен красотой, увлеченностью.
Результативность процесса эстетического воспитания значительно повышается, если вести данную работу с учётом педагогических условий.
Педагогические условия реализации задач художественно-эстетического воспитания:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- интеграция различных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, формированию образных представлений, воображения.
Формирование эстетических представлений, понятий и вкусов учащихся младших классов является сложной педагогической задачей.
Важная роль в формировании потребностей приобщения к искусству отводится художественной подготовке учителя, его компетентности.
Заключение
Подлинное художественно-эстетическое развитие личности - результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Художественно-эстетическое воспитание формирует творческое отношение к труду, к окружающему миру.
Проблемой эстетического воспитания занимаются отечественные и педагоги. Проводя анализ отечественной литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников можно сделать следующие выводы:
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Неотъемлемой частью гармонически развитой личности является эстетическое воспитание. Только целенаправленное эстетическое воспитание младших школьников способно осуществить адаптацию в обществе. Чтобы пробудить красоту необходимо применение различных средств эстетического воспитания. Правильное и грамотное их применение. Решающим фактором при формировании эстетического воспитания является отношение взрослых к этой проблеме.
2. Важное место в системе учебно – воспитательного процесса занимает эстетическое воспитание младших школьников, потому что оно развивает не только эстетические качества в человеке, но и способствует развитию всей личности: её духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений и мировоззрения.
3. Проблемы художественно-эстетического воспитания в последнее десятилетие интенсивно исследуются наукой. На первом этапе внимание ученых было направлено на определение путей приобщения к искусству школьников младшего возраста. Настоящий этап включает в себя более высокие и трудные задачи. Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как процесс социальный: усилия ученых сейчас направлены к проблемам формирования личности средствами искусства.
4. Огромную роль в эстетическом воспитании играет общеобразовательное учреждение, именно в нём осуществляется воздействие эстетических явлений и искусства.
5. Вопрос о художественно-эстетическом воспитании младших школьников ещё недостаточно разработан в педагогической литературе. Это одна из неизведанных областей педагогики, постигая которую, открываешь для себя всё больше нового.
6. Эстетическое воспитание нельзя абсолютизировать, это лишь одна из сторон формирования личности. Но в комплексе с другими проявлениями духовной культуры, она играет весьма заметную общественную роль, что позволяет говорить об её социальной необходимости и значимости.
7. Решить проблему эстетического воспитания можно только совместными усилиями родителей и учителей.
Таким образом, наша цель, поставленная в начале работы, была достигнута. Нами были раскрыты педагогические условия эстетического воспитания младших школьников. Мы привели рекомендации для родителей по формированию эстетического воспитания младших школьников.
Литература
1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/
2. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.
3. Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. - М.: 4. Работник просвещения (электронное издание), 1923 - С. 98.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Наука, 2003 - 379 с.
5. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / Избр. труды в 2 т. - М., 1985
6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.
7. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект 2005 - 240 с.
8. Полунина В.Н. Искусство и дети - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
9. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.
10. Рукавицын М. М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М. М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
11. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354
12. Макаренко А.С. О воспитании./ Сост. и авт. вступ.ст. В.С.Хелемендинс. М.6 Политиздат, 1988. - 256 с.
13. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение,2004.-С.204.
14. Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с.
15. Макаренко, А.С. О воспитании в семье/А. С. Макаренко.- М.: ВЛАДОС,2001.-С.312
16. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287.
17. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/archive/81/14737/ (дата обращения: 01.03.2020).
18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1985.
19. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. – М.: АСТ, 2017. – 159 с.
20. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287.
21. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - ЛГУ, 1964. - 194 с.
-
Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183. ↑
-
Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. - М.: Работник просвещения (электронное издание), 1923 - С. 98. ↑
-
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Наука, 2003 - 379 с.
Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / Избр. труды в 2 т. - М., 1985 ↑
-
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с. ↑
-
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект 2005 - 240 с. ↑
-
Полунина В.Н. Искусство и дети - М.: Просвещение, 1982. - 191 с. ↑
-
Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183. ↑
-
Рукавицын М. М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М. М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с. ↑
-
Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354 ↑
-
Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354 ↑
-
Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354 ↑
-
Макаренко А.С. О воспитании./ Сост. и авт. вступ.ст. В.С.Хелемендинс. М.6 Политиздат, 1988. - 256 с. ↑
-
Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение,2004.-С.204. ↑
-
Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с. ↑
-
Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с. ↑
-
Макаренко, А.С. О воспитании в семье/А. С. Макаренко.- М.: ВЛАДОС,2001.-С.312 ↑
-
Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287. ↑
-
Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/archive/81/14737/ (дата обращения: 01.03.2020). ↑
-
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1985
↑ -
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. – М.: АСТ, 2017. – 159 с. ↑
-
Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287. ↑
-
Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - ЛГУ, 1964. - 194 с. ↑
-
Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183. ↑