Файл: Проектирование организации управления предприятием (Выбор и обоснование ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Стратегический менеджер должен быть хорошо образован, информирован, искусен в управлении собственным временем и энергией, а также быть хорошим политиком, гибким экспертом, обладать повышенной стрессоустойчивостью и работоспособностью.

4. Стратегический менеджмент пронизывает всю компанию от рядового менеджера до генерального директора.

5. Стратегический менеджмент также строит управление связями между всеми уровнями организации.

В разделе попробуем разработать миссию, цели, дерево целей и определим стратегию развития проектируемой фабрики.

Для разработки стратегии будущей фирмы «Мягкое счастье» мы должны задать себе (как предполагаемые руководители): как мы видим свою компанию, что мы собираемся делать и чего хотим достичь. Для того чтобы четко и обоснованно ответить на эти вопросы мы должны ясно представлять себе характер деятельности фирмы на сегодняшний день. Однако, т.к. предприятие находится на стадии внедрения, поэтому нам надо продумать возможные потребности компании на 5-10 лет вперед. Ответ на вопрос «Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?» определить курс, который должна взять фирма, и поможет выработать сильную индивидуальность фабрики.

То, что компания собирается делать и чем она хочет стать, в общем смысле является миссией фирмы. Устанавливая миссию фабрики «Мягкое счастье» мы определяем сферу деятельности компании. Именно то, что мы видим относительно места своей компании на рынке, и является стратегическим видением. Развивая и обнародуя миссию и стратегическое видение, мы ознакомим сотрудников со смыслом цели и убедительно объясним направление будущего развития.

Определимся с понятием миссия. Существует огромное количество определений мисси. Рассмотрим некоторые из них:

Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления.

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования.

Филип Котлер называет миссию компании "невидимой рукой", которая направляет и организует коллективную работу служащих ее отделений в разных географических регионах.

Миссия предприятия - генеральная цель организации, характеризующая, что представляет собой организация, зачем она существует и каково ее единственное в своем роде место.

Мы, несмотря на огромное количество понятий, в данном разделе будем придерживаться следующего определения миссии:

Миссия проектируемого предприятия – представлена в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее экономическую, социальную и управленческую «философию», экономический критерий прибыльности, производственную деятельность и качество товара, стиля поведения внутри организации, подбор и расстановка кадров и, наконец, такое понятие как имидж.


Попробуем определится с миссией проектируемого предприятия. Для этого необходимо сконструктуировать следующую модель:

 надо

хочу

могу

Рис. 5.1. Модель конструирования миссии на проектируемом предприятии.

Итак, мы будем рассматривать миссию, ориентируясь на 3 составные части (оси):

· Ось «надо» - отражает потребность рынка;

· Ось «могу» - определяет возможности компании;

· Ось «хочу» - представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).

Из этой схемы можно сделать вывод о том, что нам необходимо так сформировать миссию, что бы добиться компромисс между потребителем рынка и возможностями и желаниями предприятия. Для этого попробуем сформулировать две миссии: в широком и узком смысле.

1. В широком смысле миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации. Философия организации определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, каких целей она намерена добиваться. Философия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется, тогда как предназначение может меняться в процессе изменений как внутренней, так и внешней среды организации.

Итак, миссия компании «Мягкое счастье» (в широком смысле):

«Мягкое счастье», новая быстроразвивающаяся компания, которая посвящает себя: заботится о младших слоях общества, а также о будущем своих клиентов и партнеров; освоению новых областей в своей сфере; развитию способностей детей, изменению мира, в котором мы живем.

Мы идем вперед с энтузиазмом, оптимизмом, терпением, энергией и приверженностью делу. Мы объединяем усилия для улучшения жизни наших клиентов, восстанавливая утраченное ощущение детства и беззаботности. Мы вселяем уверенность в будущее нашим клиентам и их семьям. Мы восстанавливаем надежду, веру в отечественную продукцию, самоуважение и желание жить.

Нашими клиентами являются местные и российские семьи, а также коммерческие предприятия, которые разделяют наши взгляды. Мы предполагаем, что они считают нас партнерами по предоставлению наилучших товаров. Наша репутация основана на быстром реагировании на потребность клиентов, высоких стандартах и эффективной системе обеспечения качества. Наши отношения с клиентами открытые и созидательные.

Наш подход к проблеме российской игрушки является гарантом исполнения наших обязательств перед инвесторами, позволяя получить хорошие экономические результаты деятельности за счет постоянного увеличения прибыли.


Нашим наиболее ценным капиталом являются люди. Мы обеспечиваем каждому служащему на фабрике профессиональный рост и продвижение.

Мы гордимся тем, что делаем и преданны нашей компании. Мы поощряем работу в командах и создаем благоприятную атмосферу для продуктивного сотрудничества во всех сферах.

Фабрика по пошиву мягких игрушек «Мягкое счастье» - компания, которая объединяет людей, разделяющих эти взгляды.

2. В узком понимании миссия — это определение того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия должна раскрывать смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брэндовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе.

Попробуем сформировать миссию фабрики «Мягкое счастье» в узком понимании:

«Мы дарим людям искреннее тепло мягкого счастья».

Такая формулировка служит девизом фабрики по производству мягких игрушек «Мягкое счастье».

Правильно определенная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Для выбора стратегии развитии организации так же важно определиться с целью компании. Определение конкретных целей помогает перейти от общей формулировки миссии к отдельным планам работы, с помощью которых можно достичь успеха. Заданная цель заключает в себе ряд желаемых результатов, для достижения которых требуется определенные усилия и организационные действия. Стремление перейти от существующего положения к желаемому заставляет фирму быть более изобретательной, улучшать свои финансовые показатели и деловую репутацию, что потребует сосредоточения всех возможностей фирмы. Сложные, но достижимые цели помогают компании защититься от обольщения достигнутыми результатами, колебаний, внутрифирменного беспорядка и обеспечивают сбалансированность в работе фирмы. Другими словами для достижения хороших результатов проектируемой фабрики необходимо поставить хорошие цели.

Планируемые цели могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Первые направлены на немедленное получение желаемых результатов, вторые – заставляют задумываться над тем, что необходимо предпринять сейчас, чтобы укрепить положение фирмы и улучшить показатели работы в долгосрочной перспективе. Нам необходимо выбрать между достижением краткосрочных или долгосрочных целей. Как будущие руководители, мы должны без раздумий отдать предпочтение долгосрочному планированию. Ведь очень в редких случаях компания процветает, если ее менеджер ставит под удар будущее фирмы ради сегодняшнего благополучия.


Теперь зная общее понимания целей развития предприятия, попробуем разработать главную, общую цель организации, которая будет определять ее дальнейшее существование. Безусловно, получение прибыли для фабрики «Мягкое счастье» является наиважнейшей задачей, но т.к. коммерческая деятельность предполагает максимизацию прибыли, то формирование общей цели предприятия будем исходить из этого.

Итак, главной целью для выработки направления деятельности и прогресса компании «Мягкое счастье» выступает следующее:

Мы должны занять устойчивую нишу на рынке мягких игрушек, создавая конкурентоспособный товар. Существуют два типа целей: финансовые и стратегические. Как мы определили ранее, финансовые цели обязательны, так как при нехватке финансовых средств компания может остаться без ресурсов, необходимых для роста и процветания. Для проектируемого предприятия наиболее важными являются стратегические цели, направленные на укрепление конкурентных позиций компании на рынке. Финансовые цели предполагают увеличение таких показателей, как объем прибыли, отдача от инвестиций, приток наличности и т.д. Конечно эти показатели требуют особого внимания. Для предприятия «Мягкое счастье», ориентируясь на главную ее цель, стратегические цели относятся к конкурентоспособности фирмы и направлены на обеспечение высоких темпов роста, чем в среднем по отрасли, на увеличение доли рынка, на улучшение качества продукции и предоставляемых услуг по сравнению с конкурентами, на достижение низкого уровня издержек, на улучшение репутации фирмы.

Таким образом, при определении цели надо иметь в виду не только достижение хороших финансовых показателей, но и долгосрочное развитие бизнеса и действия по усилению конкурентоспособности фирмы.

Цели и стратегии развития предприятия должны быть согласованны со спецификой отрасли, барьерами и конкуренцией на рынке. Привлекательность отрасли и уровень конкуренции – существенные факторы, определяющие стратегию. Оценка компанией этих факторов непосредственно влияет на то, какую позицию ей надо занимать на рынке, и какой будет стратегия конкурентной борьбы. Таким образом, разрабатывая стратегии развития надо вести себя как студенты, постоянно учиться новым приемам и методикам конкурентной борьбы.

Конкретизируем ситуацию для проектируемого предприятия. Фабрику по пошиву мягких игрушек можно отнести к текстильной отрасли, которая находится в стране на низком уровни, однако данная компания вступает в отрасль, надеясь на ее развитие. Географическое положение проектируемой фабрики и поддержка государства со стороны формирования текстильного кластера, дает предприятию надежду на прибыльное развитие. Если брать конкретную совокупность фирм по пошиву мягких игрушек, то можно говорить о жесткой конкуренции, преодолеть которую не так то просто. Именно поэтому главной целью предприятия является завоевания доли рынка и дальнейшее развитие компании.


Теперь зная главную цель, мы можем создать так называемое «дерево» целей, которое поможет понять, как мы будем достигать ее. «Дерево» целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.

Метод «дерева» целей ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.

Попробуем создать дерево целей для проектируемой фабрики «Мягкое счастье». Для начала определим подцели 1-го уровня.

Рис. 5.2. 1-й уровень дерева целей.

Теперь необходимо развить цели первого уровня и создать декомпозицию второго уровня. Для этого необходимо развить каждую цель на более конкретные задачи.

Рис. 5.3. Декомпозиция 1-го уровня «дерева» целей (2-й уровень).

Рис. 5.3. Декомпозиция 1-го уровня «дерева» целей (2-й уровень).

Цели 1-го уровня: обеспечение бесперебойной и технически правильную эксплуатацию и надежную работу приборов и оборудования, а так же создание бесперебойной работы документооборота не имеют декомпозиции.

Для того что бы «дерево» целей заработало, а не просто осталось на бумаги, необходимо разнести цели по сферам деятельности и закрепить их за исполняющими лицами. Достижение целей предприятий не должно противоречить компетенции и должностным инструкциям работника. В этом нам поможет организационная структура организации.

Рис. 5.4. Распределение целей предприятия по служащим.

Зная миссию и цели проектируемой фабрики «Мягкое счастье» можно преступить к разработке стратегии предприятия. Цель-это результаты, а стратегия означает их достижение. Действительно, стратегия- это инструмент менеджмента для выполнения задач, как стратегических и финансовых. Для того что бы разработать стратегию, необходимо хорошо знать все стороны компании, поэтому стратегию будем формировать внутри организацию. Стратегия компании состоит из запланированных действий (намеченная стратегия) и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств (незапланированные стратегии). Попробуем составить план запланированной стратегии для фабрики «Мягкое счастье».