Файл: Особенности политики развития персонала корпораций ПАО МТС (Система управления персоналом).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 515
Скачиваний: 4
Реализованные инновации в управлении персоналом и развития кадровой политики ПАО МТС:
- Виртуальная Академия — инновационный сервис по обучению, внедренный в компании МТС. Виртуальная Академия содержит большое число онлайн - курсов, многие из которых сгруппированы в программы обучения. Возможна совместимость с основными провайдерами онлайн - обучения, такими как Coursera, Lynda.com, Udacity и другие. Мобильное приложение позволяет обучаться дома и в дороге, в командировке. В Виртуальную Академию встроена социальная сеть Jam, площадка для обмена опытом, участия в развивающих мероприятиях, проведения корпоративных программ и конкурсов, повышающих мотивацию персонала;
- Внедрено «8 Правил» руководителя — это опрос, который дает шанс предоставить анонимно обратную связь по любому руководителю Компании. Опрос полностью проводится онлайн, что позволяет сохранять высокий уровень анонимности, но при этом делает его абсолютно прозрачным;
- Запущена функция «Личный кабинет» — онлайн, в котором находится хранилище информации для сотрудников, где содержится вся личная информация, истории сотрудников в Компании, данные по оценке эффективности, итоги разнообразных опросов («8 Правил» руководителя, Hogan, Hay, оценка 360, тестирования Talen Q), уровень оттока и вовлеченности, а также все другие необходимые данные;
- Заработал «Центр кадрового администрирования» — решение для обеспечения централизованной функции кадрового администрирования в Объединенном центре обслуживания персонала на основе программных продуктов Abbyyи UCM. Решение ABBYY позволяет сканировать, верифицировать и направлять кадровую документацию в объединенный центр обслуживания для последующей обработки и генерации (автоматической и ручной) кадровых событий в OEBS, сохранять документы в электронном хранилище UCM;
- Создана «Обратная связь» — мобильное приложение для оценки своих коллег по ценностям ПРОСТО в течение года. Также доступна возможность, сохранять свои заметки в Личном кабинете системы управления эффективностью и использовать их при очередной оценке эффективности.
Сотрудники имеют возможность обратиться на «Единую горячую линию» (линия блока внутреннего контроля и аудита control&audit@mts.ru) для решения вопросов, связанных с соблюдением Кодекса делового поведения и этики, урегулирования корпоративных конфликтов, получения помощи в случаях превышения служебных полномочий. В течение года было зафиксировано 13 обращений, поданных через официальные механизмы подачи жалоб, 10 из которых были урегулированы в отчетном периоде. Далее приведен рисунок, показывающий структуру персонала Группы МТС.
Рисунок 2 Структура персонала Группы МТС
Основная задача корпоративного обучения в Компании - обеспечение комплексного развития сотрудников по ключевым для МТС компетенциям, формирование знаний, навыков и установок, необходимых сотрудникам и менеджерам для повышения эффективности на существующей позиции, создание инструмента для развития кадрового резерва и преемников на ключевые позиции, а также обеспечение преемственности уникальных знаний и опыта. В этом году МТС провела анкетирование по оценке деятельности Блока по управлению персоналом, подтвердившее высокий уровень по фактору «Обучение и развитие»:
• своевременность (оценка сроков выполнения процессов, сроков обработки документов, запросов, заявок и т.п.) — 84,4%;
• клиентоориентированность (оценка вежливости и доброжелательности при ответах на вопросы, предложение решения проблем) — 85,2%;
• качество (оценка соответствия качества услуг бизнес-потребностям Клиента) — 85,6%
Ниже приведены этапы системы обучения в группе МТС.
Рисунок 3 Система обучения в группе МТС
Обучение и повышение квалификации персонала проводится тремя способами:
- внутреннее обучение;
- внешнее обучение;
- самообразование.
В зависимости от стоящих целей и задач могут быть выбраны различные формы и методы обучения. По итогам работы корпоративного университета все поставленные KPI были успешно выполнены. Суммарный охват сотрудников, прошедших обучение, составил около 209 000 чел./курсов.
Развитие кадровой политики в области обучения и развития персонала.
Организация обучения сотрудников имеет своей целью периодическое повышение квалификации работников. При этом пополняются ранее приобретенные знания, происходит знакомство с новейшими достижениями в сфере торговли, представляющих профессиональный интерес для работников.
Рисунок 4. Задачи обучения и повышения квалификации персонала.
В Компании действует Корпоративный университет, задающий стандарты обучения и координирующий процессы в области обучения и развития персонала. К задачам Корпоративного университета также относится выстраивание систем обучения для разных функциональных подразделений Компании. Миссия Корпоративного университета - создавать возможности развития, расширяя границы людей и бизнеса, для уверенного будущего МТС.
Деятельность отдела управления персоналом осуществляется в соответствии с нормативными документами ПАО «МТС».
Специалисты отдела управления персоналом постоянно контролируют штатное расписание подразделений, работают с заповедником, обучают персонал, мероприятия по укреплению трудовой дисциплины с анализом результатов, определением задач в определенных областях и способами их решения.
Рисунок 5. Формы обучения и повышения квалификации персонала.
В структуру отдела кадров входят:
- начальник отдела кадров;
- заместитель начальника отдела кадров;
- специалист по управлению персоналом;
- специалист по персоналу.
Работа службы управления персоналом с освобожденными сотрудниками.
Увольнение от сокращения числа или штата (освобождение) допускается, если невозможно передать работника с его письменного согласия на другую работу, доступную работодателю (как на вакантную должность, так и на работу, соответствующую квалификации работника, и на вакантную должность более низкого уровня или на низкооплачиваемую работу) может осуществляться с учетом его самочувствия. В то же время работодатель обязан:
а) предлагать все вакансии, которые отвечают указанным требованиям,
доступным в данном населенном пункте (в этой местности понимается местность в пределах административно-территориальных границ местности, на которой расположено рабочее место);
б) предоставлять, при необходимости, освобожденного работника с учетом условий производства, до трех оплачиваемых рабочих дней в месяц, при этом поддерживать средний заработок для самостоятельной занятости.
В целях социальной защиты освобожденных сотрудников ПАО «МТС» предоставляет им следующие социальные гарантии:
- сотрудники, уволенные не более чем за два года до достижения возраста для назначения пенсии по старости, в том числе пенсия на льготных условиях, по назначению в течение шести месяцев, в том числе досрочно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, корпоративная пенсия в соответствии с местными правилами Компании и одноразовая награда за добросовестную работу;
- если работник, который проработал 15 лет и более в ПАО «МТС» и уволен не более чем за два года до пенсионного возраста с целью предоставления пенсии по старости, в том числе пенсии на льготных условиях, государственными службами занятости по какой-либо причине в течение шести месяцев предложение о досрочном освобождении не имело права обращаться к Работодателю с просьбой о выплате выходного пособия.
ПАО «МТС»» обязуется взаимодействовать с государственными учреждениями службы занятости и органами местного самоуправления для совместного решения вопросов найма освобожденных сотрудников и досрочного выхода на пенсию их пенсий.
ПАО «МТС» при необходимости, в связи с реформой Компании, ее структурными подразделениями, кадровым резервом сотрудников ведущих профессий, менеджеров и специалистов с временным (но не более шести месяцев) использованием их на других должностях с доплатой к среднему заработку с предыдущего места работы и предоставлению возможностей для поддержания своего профессионального уровня.
Главную роль играют ВУЗы и техникумы. Техникумы получили преобладающую роль, поскольку в основе сотрудников, за исключением аппарата управления, входят работники с техническим и техническим базовым образованием. В настоящий момент из-за сложной экономической ситуации в мире и российской экономики и, следовательно, кадровая политика изменилась на закрытую.
Основным источником найма является внутренний резерв рабочей силы.
При построении системы отбора персонала присутствуют все характеристики классической системы, то есть кандидаты:
• предварительное отборочное интервью;
• заполнение формы заявки;
• интервью для найма (интервью);
• тестирование, профессиональное тестирование;
• проверка рекомендаций и послужной список;
• медицинское обследование.
Особое внимание уделяется медицинскому освидетельствованию. Медицинский отбор – это оценка пригодности медицинских требований к профессиональной деятельности. То есть, подавая заявку на работу, кандидат должен сдать медицинскую комиссию и предоставить медицинскую справку, подтверждающую, что его самочувствие позволяет ему выполнять свои обязанности в этой профессии и должности. Медицинское обследование является заключительным этапом приёма на работу.
Основной процесс отбора персонала происходит в самой ПАО «МТС» Отдел кадров, в который непосредственно направляются результаты собеседований, и документы кандидата на должность передаются
«выше», где собственно, и принимается решение о приёме кандидата на работу.
При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с:
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- коллективным договором;
- должностной инструкцией;
- правилами по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной охране и другим правилам по охране труда.
Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.
Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.
Прекращение трудового договора может иметь место только по основаниям, предусмотренным законодательством.
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор, может быть, расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя производится в соответствии со ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Прекращение трудового договора оформляется приказом работодателя.
Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ. Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы.
Важное место в системе управления человеческими ресурсами занимает адаптация новых работников.
Профессиональная адаптация – это управленческий процесс, направленный на введение новых сотрудников в курс их новых задач на новом рабочем месте. При адаптации нового сотрудника минимальный набор новичка включает в себя: приветственное слово руководителя, программа испытательного срока, общие сведения о предприятии, история развития, организационная структура, корпоративный кодекс, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, инструкция по охране труда, форма оценки испытательного срока, отделы: персонала, финансового, бухгалтерии, технического и т.д., сотрудники.
Трудовые договора с каждым сотрудником МТС заключают отдельно, практики заключения коллективных договоров в Компании нет. Все льготы, гарантии и компенсации (в том числе сверх предусмотренных трудовым законодательством) зафиксированы в различных локальных нормативных актах ПАО «МТС». Компания придерживается требований трудового законодательства и старается максимально учитывать интересы персонала, а при возникновении разногласий прилагаем все усилия для объективного и справедливого разрешения конфликта.