Файл: Система органов местного самоуправления (Местная администрация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Случаи, предусматривающие инициативу самого главы муниципального образования (досрочное прекращение полномочий):
  2. смерть;
  3. отставка по собственному желанию;
  4. выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства.
  5. Случаи, которые возникают помимо воли и желания главы муниципального образования (отрешение от должности):
  6. отрешение от должности должностными лицами государственной власти;
  7. признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  8. признание судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  9. вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
  10. прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  11. отзыв избирателями;
  12. установленная в судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
  13. досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

Список оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования является исчерпывающим и не может быть изменен (дополнен или сокращен) в законах субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении и в уставах муниципальных образований [8, с.251].

Данная фигура является значимой для организации местного самоуправления, являясь носителем власти на местном уровне, он занимает особое место в системе органов местного самоуправления, так как является высшим должностным лицом, кроме того, зачастую являясь жителем данного муниципального образования, представляет и защищает интересы жителей.

Местная администрация

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 37) определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.


Принцип единоначалия в деятельности главы местной администрации означает, что он самостоятельно решает следующие вопросы [3, с.429]:

  1. непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений;
  2. издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации;
  3. определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом муниципального образования;
  4. определяет штаты и численность местной администрации;
  5. несет персональную ответственность за деятельность местной администрации.

В уставах муниципальных образований, органы управления и иные структурные подразделения администрации города находятся в подчинении главы города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним.

Закон (статья 37) определяет, какое должностное лицо может осуществлять полномочия главы местной администрации: глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, или лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса, на срок, установленный уставом муниципального образования.

В соответствии с законом (статья 37) контракт, предусматривающий исполнение обязанностей главы местной администрации, подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Такой контракт имеет все черты трудового договора и предусматривает особенности, обусловленные статусом главы администрации муниципального образования.

Законами субъектов Российской Федерации определяются обязательные положения контракта для глав муниципальных районов и городских округов, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

При проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации должны соблюдаться определенные правила. В период проведении конкурса представительный орган муниципального образования определяет состав конкурсной комиссии и назначает его членов, устанавливает порядок проведения конкурса, выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, утверждает условия контракта главы администрации и структуру местной администрации по представлению главы местной администрации. Так же представительный орган вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.


Соответственно, в муниципальном образовании, уставом которого предусмотрено назначение главы администрации, будет наблюдаться некоторое преобладание представительной власти над исполнительной властью.

В соответствии с законом (статья 37) представительный орган муниципального образования назначает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, т. е. выбирает лучшую кандидатуру. Глава муниципального образования заключает контракт с главой местной администрации, т. е. подписывает контракт с лицом, утвержденным представительным органом муниципального образования.

В контракте определены основные полномочия, права, обязанности, гарантии главы местной администрации.

Закон (статья 37) также определяет структуру местной администрации, которая утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Под структурой местной администрации в данном случае понимается внутреннее строение органа, поделенного на отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения.

Устав муниципального образования определяет структуру администрации города не только как перечень структурных подразделений, но и как схему подчиненности, т. е. распределения полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города.

Структура местной администрации состоит, как правило, из следующих элементов [9, с. 187]:

  1. руководящее звено (глава местной администрации и его заместители);
  2. аппарат местной администрации, состоящий из отделов и лиц, оказывающих содействие руководителям;
  3. функционально-отраслевое звено (департаменты, управления, комитеты, отделы);
  4. территориальное звено (территориальные структурные единицы местной администрации).

Аппарат администрации - элемент структуры местной администрации, состоящий из структурных подразделений и должностных лиц, обеспечивающих работу руководителей администрации. Как правило, в аппарат местной администрации входят общий отдел, организационный отдел, управление делами, экономический отдел, юридический отдел, информационно-аналитический отдел, пресс-служба (или пресс-секретарь), приемная, секретариат, технический отдел и т. п.

Управления местной администрации - это относительно самостоятельные исполнительные органы местного самоуправления, обеспечивающие отдельные направления деятельности местной администрации в муниципальном образовании. Управления, как правило, являются юридическими лицами и имеют свою компетенцию, вправе издавать акты управления. В структуре местной администрации, как правило, функционируют следующие управления: управление организационно-контрольной работы, управление здравоохранения, управление культуры, управление образования, управление по делам физической культуры и спорта, управление архитектуры и градостроительства и т. п.


Иные органы муниципального образования (контрольный орган, избирательная комиссия)

Закон (статья 38) предусматривает возможность создания в муниципальном образовании специального контрольного органа. Наименование контрольного органа определяется на местном уровне. Это может быть контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п. Данный орган призван контролировать следующие функции:

  1. исполнение местного бюджета;
  2. выполнение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета;
  3. выполнение установленного порядка отчета об исполнении местного бюджета;
  4. соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Некоторые законы субъектов Российской Федерации не предусматривают наличия в системе органов местного самоуправления контрольного органа муниципального образования. Согласно закону 2003 г. контрольный орган не является обязательным, вместе с тем целесообразность его создания, особенно в крупном муниципальном образовании, не вызывает сомнений. Поэтому в настоящее время контрольные органы во многих муниципальных образованиях уже созданы.

Контрольно-счетная палата формируется представительным органом и состоит из пяти депутатов, включаемых в состав контрольно-счетной палаты решением думы, и работников аппарата, обеспечивающих исполнение полномочий контрольно-счетной палаты.

Кандидатов в члены контрольно-счетной палаты имеют право предлагать:

  1. глава города;
  2. депутаты городской думы;
  3. глава администрации города.

Из числа депутатов, включенных в состав контрольно-счетной палаты решением городской думы, избираются председатель контрольно-счетной палаты и заместитель председателя контрольно-счетной палаты.

Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольно-счетную палату по ее требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции. Результаты проверок, осуществляемых контрольно-счетной палатой, подлежат официальному опубликованию.

Согласно закону (статья 38) уставом муниципального образования может быть предусмотрено два способа формирования контрольного органа муниципального образования:

  1. на муниципальных выборах, т. е. населением непосредственно;
  2. представительным органом муниципального образования.

Вполне очевидно, что формированием контрольного органа не может заниматься местная администрация, поскольку контроль в первую очередь должен осуществляться именно за ее деятельностью по исполнению местного бюджета и распоряжению муниципальной собственностью.


В соответствии с законом (статья 38) результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию. Таким образом, установлены гарантии гласности в деятельности контрольного органа муниципального образования. Порядок и сроки опубликования (обнародования) результатов проверок контрольного органа должны определяться на местном уровне представительным органом муниципального образования.

Закон (статья 38) закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Закон (статья 39) также предоставляет возможность создания в муниципальном образовании избирательной комиссии в целях организации подготовки и проведения:

  1. муниципальных выборов;
  2. местного референдума;
  3. голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
  4. голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

  1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  2. избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  3. избирательные комиссии муниципальных образований;
  4. окружные избирательные комиссии;
  5. территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
  6. участковые комиссии.

Организационно-правовой статус избирательных комиссий муниципальных образований устанавливается Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с законами избирательная комиссия муниципального образования обладает следующими полномочиями:

  1. осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ;
  2. оказывает правовую, методическую и организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
  3. обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, изданием необходимой печатной продукции;
  4. координирует деятельность окружных и участковых избирательных комиссий во взаимодействии с органом местного самоуправления, контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, средствами связи, технологическим оборудованием, решение иных вопросов материально-технического значения;
  5. изготавливает и ведет учет печатей избирательной комиссии муниципального образования, окружных и участковых избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления;
  6. составляет списки избирателей и передает их в соответствующие участковые избирательные комиссии;
  7. регистрирует кандидатов на должность главы муниципального образования и их доверенных лиц;
  8. осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, распределяет средства, поступающие на эти цели из местного бюджета, контролирует целевое использование этих средств;
  9. обеспечивает соблюдение принципа равенства кандидатов;
  10. устанавливает форму и цвет избирательных бюллетеней при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и утверждает форму, цвет и текст избирательных бюллетеней при проведении выборов главы муниципального образования;
  11. обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и их передачу нижестоящим избирательным комиссиям;
  12. проводит досрочное голосование по выборам главы муниципального образования в помещении избирательной комиссии муниципального образования и организует его в помещениях участковых избирательных комиссий;
  13. осуществляет меры по обеспечению единого порядка установления итогов голосования и определению результатов выборов, порядка их опубликования;
  14. получает от участковых избирательных комиссий протоколы об итогах голосования по выборам главы муниципального образования в случае его избрания непосредственно населением;
  15. определяет результаты выборов, регистрирует избранного главу муниципального образования, выдает удостоверение избранному главе муниципального образования, публикует в печати сообщение о результатах выборов, сведения об избранном главе муниципального образования;
  16. устанавливает общие итоги выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, направляет их в средства массовой информации, публикует в печати;
  17. обеспечивает соблюдение установленного порядка транспортировки, обработки, хранения и подготовки к сдаче в архив выборной документации от нижестоящих избирательных комиссий;
  18. рассматривает жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам мотивированные решения;
  19. осуществляет иные полномочия.