Файл: Система органов местного самоуправления (Местная администрация).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 370
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. СУШНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, сущность и принципы органов местного самоуправления
1.2 Структура органов местного самоуправления
1.3 Структура и функции представительного органа муниципального образования
1.4 Глава муниципального образования и его организационно-правовой статус
ГЛАВА II. Система органов местного самоуправления на примере Архангельской области.
Избирательная комиссия муниципального образования имеет печать и бланки со своим наименованием, расчетный счет в банке.
В соответствии с законом (статья 39) нормы об избирательной комиссии должны быть также закреплены уставами муниципальных образований.
ГЛАВА II. Система органов местного самоуправления на примере Архангельской области.
Архангельск – самый крупный город на севере европейской части России, основан в 1584 году по указу Ивана Грозного. Площадь Архангельска - 294,5 кв. км., численность населения города составляет 348, 3 тыс. чел. Это не только крупный и очень интересный город, но еще и административный центр всей Архангельской области.
На территории Архангельской области существует 27 муниципальных образований. Каждое из них ведут финансовую деятельность и владеют муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления на территории Архангельской области, как правило, возглавляют главы муниципальных образований.
2.1 Организация местной власти в городе Архангельске
Для рассмотрения данного вопроса целесообразно использовать Устав города Архангельска, так как он имеет высшую юридическую силу по отношению к другим законодательным актам и является основой для принятия нормативных актов местной администрации, которой они не должны противоречить. Устав определяет правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, устанавливает основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Органы местного самоуправления решают вопросы по формированию, утверждению, исполнению местного бюджета муниципального района и контроль за его исполнением. В их компетенцию так же входит установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района. В ведении местной администрации так же находится имущество, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, она может распоряжаться им в рамках закона. В ее компетенцию также входит организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и др.
Решая вопросы местного значения органы местного самоуправления муниципального района принимают устав муниципального образования и вносят в него изменения и дополнения, издают муниципальные правовые акты и определяют официальные символы муниципального образования. Организовывают деятельность по создание муниципальных предприятий и учреждений, их финансированию, а также по формированию и размещению муниципального заказа. В их компетенцию также входит и установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Отдельным пунктом следует выделить организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и др.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на муниципальное образование «Город Архангельск» возлагается довольно большой объем функций. В большей своей массе они направлены на обеспечение населения теми или иными общественными благами, поэтому являются довольно затратными.
Органы и должностные лица местного самоуправления в городе Архангельске
К органам и должностным лицам местного самоуправления города Архангельска относятся:
- городской Совет депутатов;
- мэр города Архангельска;
- мэрия города Архангельска;
- муниципальные служащие города Архангельска, имеющие статус должностных лиц.
Рассмотрим компетенцию городского Совета депутатов, мэра и мэрии города Архангельска, с целью оценки значимости каждого из них.
В исключительной компетенции городского совета находятся: принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений; утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и др. Городской Совет самостоятельно определяет свою структуру.
Мэр является высшим должностным лицом города, наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию города. Об особом положении мэра по сравнению с городским Советом депутатов свидетельствуют также следующие его полномочия:
- мэр осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета;
- использует средства внебюджетных и иных, в том числе валютных фондов;
- представляет непосредственно или через своих представителей интересы города Архангельска в различных инстанциях;
- назначает на должности руководителей подразделений мэрии города и освобождает их от должности, применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к должностным лицам мэрии города, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
- определяет компетенцию отраслевых и территориальных органов мэрии города Архангельска и устанавливает фонды оплаты труда их работников.
Помимо вышеперечисленного важным является право председательствовать на заседаниях городского Совета, а также то, что мэр «издает постановления и распоряжения, которые обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций и граждан на территории города Архангельска».
Так же следует отметить, что мэр осуществляет руководство деятельностью мэрии города Архангельска, образует ее структурные подразделения. При этом фактически мэрия выполняет роль организации, посредством которой мэр города осуществляет полное руководство городом.
Финансово-экономическая деятельность органов местного самоуправления в городе Архангельске
Основную часть деятельности местной власти занимают финансово-экономические ресурсы. Как сказано в Уставе муниципального образования «Город Архангельск», экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в установленном порядке в управление органам местного самоуправления, также другая собственность, направленная на удовлетворение интересов местного сообщества.
Среди основных объектов, входящих в состав муниципальной собственности, можно выделить:
- средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
- имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
- муниципальные унитарные предприятия, учреждения и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
- муниципальный жилой фонд и нежилые помещения.
Муниципальной собственностью управляют и распоряжаются органы местного самоуправления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Они могут передавать ее в пользование, сдавать в аренду, а также осуществлять иные сделки, не противоречащие действующему законодательству. К компетенции муниципального образования относится также право учреждать муниципальные унитарные предприятия и учреждения, определять цели, условия и порядок их деятельности и другие полномочия.
Таким образом можно сделать вывод о том, что в данной сфере местные власти имеют (согласно Уставу) довольно широкие полномочия, что должно способствовать наиболее эффективному удовлетворению потребностей населения.
В соответствии с действующим законодательством, финансовые ресурсы города Архангельска включают в себя бюджетные средства, ценные бумаги, средства внебюджетных и валютных фондов, кредитных и иных ресурсов, полученных органами местного самоуправления. К тому же органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета, а превышение доходов над расходами не подлежит передаче государственным органам, а используется на нужды муниципального образования. Согласно статье 30 Устава муниципального образования «Город Архангельск», данная норма оговаривает довольно большие полномочия местной власти по формированию и распоряжению финансовыми ресурсами, что позволяет, помимо всего прочего, осуществлять свою деятельность на самостоятельной основе (на сколько это возможно).
Достоинства и недостатки работы органов местного самоуправления в городе Архангельске
Нельзя не отметить негативные аспекты формирования местного самоуправления на территории Архангельской области. В первую очередь стоит сказать, что «формирование данного института местной публичной власти происходит не "снизу", а "сверху"».
К недостаткам местного самоуправления области можно отнести существующий механизм перераспределения финансовых потоков относительно выполняемых функций. Органы местного самоуправления были наделены федеральным и региональным законодательством такими неподъемными полномочиями, выполнение которых требует больших материальных и финансовых средств. В то же время в местных бюджетах средств, как правило, не хватает. А это, в свою очередь, отчасти связано с тем, что значительная часть поступлений денежных средств направляется не в местные бюджеты, а в вышестоящие.
Примечательна также политика органов государственной власти по развитию местного самоуправления в Архангельской области: «постоянные попытки руководителей органов государственной власти поставить под жесткий административный и финансовый контроль процесс развития и функционирования местного самоуправления» Там же. В своем стремлении поставить под полный контроль местное самоуправление в регионе представители государственной власти опираются на значительную часть местного населения, у которой сформировано негативное отношение к местному самоуправлению, которое, по их мнению, стало не "ближе" к народу, а, наоборот, еще больше "отдалилась" от него.
Результатом бездействия представителей государственной власти в области формирования положительного имиджа муниципальных властей и разъяснения населению сущности данного института власти стало безразличное (а порой и негативное) отношение местного сообщества к органам местного самоуправления. Все участие населения муниципального образования в организации местного самоуправления в своих городских и сельских поселениях, в районах свелось к реализации права избирать и быть выбранными в представительные органы местного самоуправления. Остальные права и обязанности населения, прописанные в нормативных правовых актах по местному самоуправлению, на деле не осуществляются.
Одной из причин такого отношения населения Архангельской области к местному самоуправлению как институту публичной власти на местах является то, что к началу 90-х годов прошлого столетия в России (и области) не было достаточного количества специалистов в данной сфере. Ведь в СССР в научных кругах широко изучались научно-теоретические аспекты деятельности местных Советов. В результате к началу реформирования всей политико-экономической системы страны в России не оказалось достаточного количества подготовленных людей в области местного самоуправления, которые бы донесли идеи реформаторов до населения и - соответственно - разъяснили бы сущность, содержание и миссию деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Таким образом, можно отметить, что в целом в Архангельской области имеется немало проблем и нерешенных вопросов, которые во многом препятствуют эффективной реализации функций местной власти. Среди основных проблем самоуправления в Архангельской области следует выделить:
1. Стремление представителей государственной власти как можно в большем объеме контролировать местные власти;