Файл: Система органов местного самоуправления (Местная администрация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 350

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Равнодушное (негативное) отношение населения к институту местного самоуправления, не способствующее его развитию.

Исходя из проведенного анализа организации и деятельности местного самоуправления в Архангельской области и городе Архангельске можно выявить положительные и отрицательные стороны функционирования местной власти.

В первую очередь нельзя не отметить, что в области уже имеется определенный опыт в сфере муниципального управления. В то же время процесс формирования института местной публичной власти шел «сверху», что наложило на него негативный отпечаток: не позволило наиболее полно учесть интересы и особенности конкретной территории, так как «центр» стремился учесть (как можно полнее) свои интересы. Это первый «минус» самоуправления в области, выявленный в ходе написания данной работы.

К недостаткам местного самоуправления в Архангельской области можно отнести также то, что в сфере перераспределения финансовых средств уклон делается в сторону органов государственной власти (хотя по закону местная власть располагает большим перечнем финансовых поступлений), в то время как перед местными властями стоят довольно серьезные задачи. Одной из проблем местного самоуправления также является в основном отрицательное отношение населения к местной власти, что отражается и на участии населения в самоуправлении, которое является довольно ограниченным.

Изучение организации местного самоуправления в городе Архангельске показало, что местные власти города своими полномочиями осуществляют довольно широкий круг деятельности. Также (по закону) они наделены высокой степенью самостоятельности. Тем не менее, недостатком здесь является то, что реализуется право на местное самоуправление в основном через органы и должностных лиц местного самоуправления; на практике слабо развиты формы непосредственной демократии.

Городской Совет депутатов осуществляет довольно широкий круг полномочий, но реально позволяющих ему управлять делами города полномочий практически не имеет.

Стоит отметить также, что касательно ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления города Архангельска перед населением Устав содержит норму, позволяющую горожанам реально пользоваться правом отзыва депутата городского Совета и досрочного прекращения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.


ГЛАВА III. Методы совершенствования функционирования местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск»

Таким образом, необходимо отметить, что система органов местного самоуправления в Архангельской области и городе Архангельске имеет немало недостатков, которые необходимо решать, для успешного и эффективного выполнения местной властью своих полномочий.

Одним из факторов тормозящих успешную работу органов местного самоуправления является низкая активность большей части населения. В большинстве своем население не стремится занимать активную гражданскую позицию в решении важных вопросов местного значения, его деятельность смело можно назвать пассивной. В связи с этим необходимо провести работу, которая бы помогла привести к росту эффективности местного самоуправления и помогла бы сделать данные структуры наиболее привлекательными и понятными для большинства населения. Для этого нужно создать условия, позволяющие населению реально осуществлять контроль над властью и принимаемыми ею решениями. Местное самоуправление в свою очередь должно создать крепкую основу для благополучия населения и самой территории муниципального образования. Так как местное самоуправление является самой близкой к народу структурой, то для этого необходимо реальное волеизъявление народа, их участие в выработке и принятии решений касаемо всех вопросов жизни муниципалитетов. К сожалению, в реальной жизни зачастую принятие решений по важнейшим вопросам является прерогативой чиновников, занимающих должности в органах местного самоуправления. Осознание народом невозможности участия самих граждан в деятельности муниципальных властных структур приводит к глобальному бездействию местного сообщества и нежеланию принимать участие и даже интересоваться проблемами общественно-политического и экономического развития своего собственного муниципального образования.

Еще одним важным фактором в достижении эффективной работы местного самоуправления является развитая информационная политика, которая позволит органам местного самоуправления получать законодательные акты своевременно и бесперебойно. Чтобы решения эту проблему нужно создать условия для точного и полного изложения содержания законов, их разъяснения, точной и объективной интерпретации. То есть в работе системы местного самоуправления понятность, доступность и открытость информации позволит местному населению получать правдивую информацию о происходящих событиях и принимаемых органами власти решениях. Это в свою очередь поможет сформироваться у граждан собственному мнения и даст возможность более результативно осуществлять контроль над работой органов власти на всех уровнях. Таким образом будет сформирована крепкая взаимосвязь между гражданами и органами власти. Благодаря этому повысится гражданская активность населения и эффективность работы самих органов местного самоуправления. Низкий уровень развития информационной политики создает прецедент для слабой открытости и доступности органов власти, в частности на местах, формирования неправильной оценки их деятельности, неверия людей во властные структуры, а вследствие этого, и их отстраненности от общественно-политической и экономической жизни. Решение данной проблемы возможно через взаимодействие муниципальной власти и населения, а для этого необходимо достичь прозрачности и открытости в работе органов власти, правдивой и объективной информированности населения. При этом не надо забывать о том, что муниципальная власть, выбранная народом, должна выражать интересы местного сообщества и в первую очередь нести прямую ответственность за свою деятельность перед народом, а не только перед вышестоящими структурами государственной власти.


Ещё одним фактором, тормозящий эффективную деятельность муниципальных образований, как стало известно, является нехватка финансов. Данная проблема возникает по причине финансовой подчиненности муниципальных органов региональной власти и скудного финансового обеспечения местных бюджетов. Это в свою очередь губительно сказывается на успехе работы и осуществлении полномочий по решению проблем местного уровня. В последние годы прослеживается тенденция перераспределения большей части социально-экономической нагрузки с «плеч государства на плечи муниципалитетов». Из-за этого органы местного самоуправления вынуждены решать проблемы социальной защиты своего населения. Примером может служить то, что муниципалитетам приходится покрывать расходы по содержанию здравоохранения, образования и прочей инфраструктуры. В такой ситуации со стороны государства неизбежно должна возрастать финансовая помощь. На деле же возникает обратная ситуация, когда финансовое обеспечение органов местного самоуправления снижается. Решение этой проблемы тесно связано с финансовой поддержкой муниципалитетов со стороны государства, но в данной ситуации необходимо создать эффективные меры по борьбе с коррупцией. С другой стороны, местные так же должны проявлять большую активность совершенствуя и развивая местное хозяйство, формируя привлекательное экономическое пространство для инвестиций, работать с бизнесом, создавая комфортные условия для его развития на своих территориях. Создание здоровой и работающей экономики делает власть на местах эффективной и дееспособной.

В Архангельской области и городе Архангельске есть еще много проблем, которые необходимо решать (давление областных властей, распределение властных полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления и др.). Но в данной курсовой работе были выделены наиболее существенные недостатки, препятствующие как можно более эффективному функционированию местной власти. В этой связи были предложены пути решения двух основных проблем - экономической и социальной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в настоящей работе анализ действующего законодательства в сфере организации местного самоуправления, а также литературы, раскрывающей сущность данной темы, позволяет сделать ряд выводов, которые сводятся к следующему.

Суть системы местного самоуправления заключается в самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения, направленную на решение вопросов местного значения. Данная деятельность заключается в управлении местными делами, независимости и невмешательстве со стороны органов государственной власти и создание условий для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне. Все это достигается путем закрепления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации и законах субъектов Российской Федерации.


Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и иные формы), а также через выборные и другие органы местной власти.

В ходе исследования мной выявлен целый ряд проблем, сопровождающих становление местного самоуправления в РФ и на территории Архангельской области.

Прежде всего можно выделить несогласованность и несистематизированность законодательства РФ о местном самоуправлении. Отсутствие необходимых федеральных законов приводит к тому, что законодательные органы государственной власти субъектов РФ вынуждены заниматься собственным опережающим правотворчеством по ряду вопросов местного самоуправления.

В полной мере на сегодняшний день не решены вопросы, касающиеся полномочий органов местного самоуправления. Данный вопрос очень важен для формирования законодательства о местном самоуправлении. Установив компетенцию местного самоуправления, станет возможным получить ответ на такие актуальные и животрепещущие моменты как:

  • наиболее оптимальный вариант организационной структуры местного самоуправления в том или ином муниципальном;
  • необходимый объем материальных и финансовых ресурсов необходим для реализации установленных полномочий;
  • в чем может и должна состоять поддержка местного самоуправления со стороны государства.

Так же упущенным моментом является и отсутствие четкого правового разделения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Стоит отметить что успешное строительство экономически развитого государства, достижение политической стабильности возможны лишь в условиях согласованной деятельности всех уровней власти.

Многие трудности связаны с недостаточным обеспечением финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований.

Следует также отметить слабость механизмов судебной защиты местного самоуправления.

Разрешение настоящих вопросов в первую очередь на государственном уровне обеспечит дельнейшее развитие местного самоуправления в РФ и повышение эффективности его деятельности. Это в свою очередь являются необходимыми условиями становления экономически и социально развитого демократического государства.

Говоря о курсовой работе, должен отметить, что нами были решены задачи, которые мы перед собой поставили. Цель данной работы, я считаю, достигнута.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бежаева О.Г. Муниципальное управление: Учебное пособие для преподавателя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АНХ, 2007. - 640 с.
  2. Васильченко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник.- М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
  3. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2008. - 640 с.
  4. Грицук Т.В. Система государственного и муниципального управления: Учебник для ВУЗов. – М.: Издательство РДЛ, 2005. – 592 с.
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ). «Российская газета», №7, 21.01.2009
  6. Кузин Д.А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации / Д.А. Кузин // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2. - С. 374-378.
  7. Мухаев. Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник для ВУЗов обучающихся по специальностям «Государственные и муниципаль-ные финансы», «Юриспруденция», «Политология». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 575 с.
  8. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента. Учебник / Е.П. Истомин, Л.В. Резанов, С.А. Кирсанов и др. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2008 – 317с.
  9. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. В.В. Володина. – Саратов: издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. – 348 с.
  10. Основы организации муниципального управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. – М.: ФОРУМ, 2009. – 352 с. – (Профессиональное образование)
  11. Подсумкова А.А., Ракевич И.В. Муниципальный менеджмент: словарь справочник. Саратов: ПАГС, 2001. – 54 с.
  12. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник – 2ое изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001 г. – 720 с.
  13. Указ Президента РФ от 11.06.1997 N 568 (ред. от 27.06.2000) "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
  14. Устав муниципального образования «Город Архангельск» (принят Архангельским городским Советом депутатов 25.11.1997) // СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
  15. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). «Российская газета, №202, 08.10.2003.