Файл: Система органов местного самоуправления (Местная администрация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение системы органов местного самоуправления имеет очень важное значение, так как в современных условиях оно рассматривается как одно из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В период Советского строя местное самоуправление обычно воспринималось как исключительно орган государственного управления. За период, прошедший с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года позиция органов местного самоуправления претерпела кардинальные изменения и приобрело новый конституционный статус, отвечающий интересам самоорганизации населения в решении вопросов местного значения.

Рассмотрение выбранной мной темы имеет весьма важное значение, поскольку система органов местного самоуправления в России - это сложный социально-политический феномен. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время система местного самоуправления в Российской Федерации далеко не совершенна, и ее развитию препятствует целый комплекс проблем. Данная тема была выбрана мной исходя из моего личного интереса к формированию органов местного самоуправления. В своей работе я буду рассматривать систему местного самоуправления города Архангельска. Архангельск - знаменитый русский город, расположившийся на самом севере в европейской части нашей страны. Это не только крупный и очень интересный город, но еще и административный центр всей Архангельской области.

Целью работы является изучение сущности местного самоуправления, его принципов и системы в РФ.

Для достижения поставленной цели в работе были разрешены следующие задачи:

  1. проведен обзор учебной литературы, научных публикаций по теме работы, проанализировано действующее законодательство, регулирующее сферу деятельности органов местного самоуправления;
  2. определено понятие системы органов местного самоуправления;
  3. проанализированы особенности создания и функционирования органов местного самоуправления.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере организации местного самоуправления.

Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере организации местного самоуправления.

Для решения поставленных задач были использованы законодательные и нормативные акты такие как: Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 декабря 2003 года, а также научные статьи и учебная литература. Для рассмотрения местного самоуправления в практической части работы, целесообразно было использование Устава города Архангельска, так как он «определяет правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, устанавливает основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления». К тому же Устав города Архангельска имеет высшую юридическую силу по отношению к другим актам местного самоуправления и является основой для их принятия, которой они не должны противоречит.


ГЛАВА I. СУШНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие, сущность и принципы органов местного самоуправления

Для изучения понятия «местное самоуправление», в первую очередь нам нужно установить, что представляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит в современном Российском государстве.

В демократическом строе Российской Федерации органам местного самоуправления принадлежит исключительное место. Оно заключается в том, что органы самоуправления обеспечивают децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом юридических и иных местных традиций.

Конституцией Российской Федерации установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти органы местного самоуправления. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве наиболее приближенной к населению власти местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории [12, с. 374].

Также общие положения об организации местного самоуправления в России закреплены статьями 130, 131, 132 и 133 главы 8 Конституции Российской Федерации.

В словаре профессор А.А. Подсумкова дает следующее определение понятия органов местного самоуправления:

Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти [13, с. 28].

На основании информации, содержащейся в вышеперечисленных статьях, местное самоуправление в Российской Федерации может принимать самостоятельные решения по некоторым вопросам, которые имеют только лишь местное значение. К числу таких вопросов в можно отнести вопросы касающиеся владения и использования элементов муниципальной собственности. Для решения вопросов проводится созыв референдумов, выборов или других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселения и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Население вправе самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Так же могут быть изменены границы территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. Это допускается с учетом мнения населения территории муниципального образования.


Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами [4, с. 383].

В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:

1) принципы предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской Федерации;

2) выступая теоретической основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;

3) принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;

4) принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, они способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

  1. население самостоятельно решает вопросы местного значения;
  2. организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
  3. сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;
  4. соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочи­ям;
  5. ответственность органов и должностных лиц местного само­управления перед населением;
  6. многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
  7. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  8. законность в организации и деятельности местного самоуправления;
  9. гласность деятель­ности местного самоуправления;
  10. коллегиальность и единонача­лие в деятельности местного самоуправления;
  11. государственная гарантия местного самоуправления.

Органы местного самоуправления выполняют свои функции согласованно и упорядоченно благодаря тому, что работают, основываясь на вышеперечисленные общие принципы.

1.2 Структура органов местного самоуправления


Перечень органов входящих в структуру органов местного самоуправления закреплен в главе 6 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

К ним относится:

  1. представительный орган муниципального образования,
  2. глава муниципального образования,
  3. местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,
  4. контрольно-счетный орган муниципального образования,
  5. иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательное наличие главы муниципального образования, представительного органа муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) закреплено законом.

Не смотря на то что данный нормативно-правовой акт устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, он не ограничивает дополнительное внесение в состав должностных лиц и органов, которые могут иметь в структуре органы местного самоуправления.

Уставы некоторых муниципальных образований содержат в своей структуре городскую думу (представительный орган), администрацию города (исполнительно-распорядительный орган), контрольно-счетную палату (контрольный орган), а также главу города, который является председателем городской думы (высшее должностное лицо).

Устав является основным нормативно-учредительным актом муниципального образования, устанавливающим статус муниципального образования. Он занимает главное место среди законодательных актов, принимаемых на муниципальном уровне правового регулирования.

В уставе муниципального образования законодательно консолидируются наименование муниципального образования, список вопросов, имеющих местное значения, а также форма, порядок и гарантии участия населения в решении этих вопросов. В нем закреплены структура и порядок установления органов местного самоуправления, наименования и полномочия выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления (в соответствии с историческими и иными местными традициями). Устав регулирует виды, порядок принятия, опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов, срок полномочий представительного органа, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий, виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов. Он регламентирует порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета и порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.


Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются в зависимости от типа муниципального образования, численности его жителей, возможностей социально-экономического развития, а также исторических и иных местных традиций, национальных обычаев и политических интересов.

В случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования статья 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления [4, с. 385].

В законодательстве закреплено два способа определения структуры органов местного самоуправления. Первый осуществляется населением на местном референдуме. Данный способ возможен в муниципальном образовании с численностью населения, обладающих избирательным правом, не более 300 человек - на сходе граждан. Второй способ - при помощи представительного органа муниципального образования.

Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, а также в нем же должны отражаться любые изменения в структуре органов местного самоуправления.

Согласно закону (статья 34) местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации реализован принцип разделения властей.