Файл: Система органов местного самоуправления (Местная администрация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Структура и функции представительного органа муниципального образования

Представительный орган местного самоуправления - это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования [11, с.32].

Действующее законодательство устанавливает, что в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется, а его функции осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального образования может быть сформирован двумя способами. При первом способе он избирается на муниципальных выборах. Второй способ подразумевает включение в его состав глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального образования.

Комментарии к действующему законодательству подчеркивают, что минимальная численность депутатов представительных органов поселений, в том числе городских округов, представлена следующим образом [2, с 156]:

  1. на численность жителей менее 1000 человек — 7 депутатов и более;
  2. на численность жителей от 1000 до 10 000 человек — 10 депутатов и более;
  3. на численность жителей от 10 000 до 30 000 человек — 15 депутатов и более;
  4. на численность жителей от 30 000 до 100 000 человек — 20 депутатов и более;
  5. на численность жителей от 100 000 до 500 000 человек — 25 депутатов и более;
  6. на численность жителей свыше 500 000 человек — 35 депутатов и более.

Следует отметить, что закон не регламентирует численность депутатов представительных органов муниципальных образований. Она определяется уставами муниципальных образований и до настоящего времени имела зависимость от размера муниципального образования и составляла от 5 до 60 человек [3, с. 357].

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица и за ним закрепляется перечень вопросов исключительной компетенции представительного органа муниципального образования [12, с. 569]. Вопросы исключительного ведения представительного органа - это вопросы, не требующие проведения референдумов, вопросов общественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, на собраниях и сходах граждан и которые вправе решать только представительные органы местного самоуправления и не вправе решать никакой иной орган, именно эти вопросы определяют ведущую роль представительного органа в системе органов местного самоуправления.


Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся следующие вопросы:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Кроме приведенного выше перечня исключительных полномочий представительный орган муниципального образования также осуществляет иные полномочия, которые закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством.

Уставы муниципальных образований к иным полномочиям городской думы, как правило, относят [14, с. 227]:

  1. финансовый контроль;
  2. избрание главы города и его заместителя;
  3. учреждение органов местного самоуправления города, отраслевых и территориальных органов администрации города с правами юридического лица и утверждение положений о них;
  4. принятие решений о выборах в органы местного самоуправления города в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;
  5. формирование избирательной комиссии города;
  6. определение в соответствии с действующим законодательством порядка предоставления, изъятия, использования земельных участков и распоряжения земельными участками;
  7. принятие концепции развития, утверждение плана города, правил застройки на территории города;
  8. внесение в органы государственной власти области законодательных инициатив, оформленных в виде решений городской думы;
  9. определение порядка формирования, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
  10. принятие решений о привлечении жителей города к социально значимым для города работам;
  11. принятие решений об осуществлении муниципальных заимствований в порядке, установленном действующим законодательством;
  12. согласование назначений заместителей главы администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

Структура представительного органа местного самоуправления (внутреннее строение органа) по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К его структурным элементам относится руководящее звено (председатель), функционально-отраслевые подразделения, территориальные структуры или политические фракции и рабочий аппарат [7, с. 315]

Председатель организует работу представительного органа: созывает и ведет заседания; контролирует и обеспечивает выполнение регламента; подписывает решения, протоколы заседаний; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительным органом или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы:

  1. разработка предложений для рассмотрения на заседаниях представительного органа;
  2. подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа;
  3. содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа;
  4. контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Рабочий аппарат состоит из отделов и лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Обычно в него входят общий отдел, организационный отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и т. п.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.

Полномочия представительного органа муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока полномочий. В статье 34 содержится перечень случаев, в которых полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно:


  1. роспуск представительного органа муниципального образования законодательными органами государственной власти субъекта РФ;
  2. самороспуск;
  3. вступление в силу решения соответствующего суда о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  4. преобразование муниципального образования.

Следует отметить, что вышеуказанный нормативно-правовой акт содержит закрытый перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, который не может быть самостоятельно расширен или сужен органами местного самоуправления.

1.4 Глава муниципального образования и его организационно-правовой статус

Правовой статус - сложная юридическая категория, включающая в себя права, обязанности и ответственность высшего должностного лица местного самоуправления. В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131 в каждом муниципальном образовании уставом муниципального образования должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 36) вводит принцип разделения властей на местном уровне. Согласно этому принципу глава муниципального образования:

  1. избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Таким образом, сохраняются два способа избрания главы муниципального образования, закрепленные еще законом 1995 г.;
  2. в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
  3. в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя и не может возглавить местную администрацию.

Структуру и порядок формирования органов местного самоуправления должен определять устав муниципального образования. Таким образом, именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования - представительный или исполнительный.


Согласно закону (статья 36) в сельских поселениях допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации. Данное совмещение, естественно, должно быть предусмотрено уставом данного муниципального образования. Очевидно, что в небольших сельских поселениях нецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления, хотя бы из экономии средств местного бюджета.

Глава муниципального образования независимо от способа избрания и того, какой орган (представительный или исполнительный) он возглавляет, обладает следующими полномочиями [9, с.186]:

  1. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
  2. подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  3. издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  4. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет - представительный или исполнительный.

Закон (статья 36) приводит норму о подотчетности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, которая также содержится и в действующем законе о местном самоуправлении. Отчетность часто расценивают в качестве одного из способов контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования. Следует отметить, что закон 2003 г. не закрепил каких-либо конкретных правил порядка осуществления населением контроля за деятельностью главы муниципального образования, оставив решение данного вопроса на усмотрение муниципальных образований.

Полномочия главы муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока его полномочий, т. е. со дня избрания нового главы муниципального образования. Вместе с тем возможно прекращение полномочий главы муниципального образования и раньше определенного срока.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 36) устанавливает основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, которые условно можно разделить на два основных вида: