Файл: Роль управленческих решений в процессе управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества проблем современного менеджмента важнейшими является разработка управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Проблема эта имеет серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении, и усложнение взаимоотношений и в системе «человек – техника», и в системе «человек – человек».

Принятие эффективных решений – важнейшая задача управления, поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности.

Процесс разработки и принятия решения начинается с подготовки информационной базы решения. Собранная информация анализируется на предмет выявления факторов, препятствующих и способствующих достижению цели, определяется характер влияния факторов. На основании сформированных исходных данных о ситуации и результатов прогноза ее развития производится генерирование альтернативных вариантов. Затем производится выбор наилучшего варианта. Выбор может осуществляться с помощью экспертов, однако право окончательного принятия решения остается за руководителем, ответственным за решение проблемы. Именно он берет на себя ответственность за риск, имеющий место при принятии практически каждого управленческого решения. Возможность отрицательной реализации риска – возникновения ущерба – заставляет отнестись очень серьезно к проблеме принятия управленческих решений, что и обуславливает цель работы.

Цель работы: исследовать процесс принятия управленческого решения в ООО «Промышленные системы».

Задачи работы:

– раскрыть понятие управленческого учета, его цели и задачи и функции;

– определить роль управленческих решений в процессе управления;

– привести принятие управленческих решений;

– дать характеристику ООО «Промышленные системы»;

– проанализировать принятие управленческого решения в ООО «Промышленные системы»;

– проанализировать разработку управленческого решения в ООО «Промышленные системы».

Объект исследования: управленческий учет.


Предмет исследования: принятие управленческого решения в ООО «Промышленные системы».

В качестве методов исследования использовались: анализ, сравнение, обобщение, математические методы обработки.

В качестве источников базы использовались нормативно-правовые акты, учебные пособия, материалы периодической печати, материалы бухгалтерской отчетности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

1.1 Роль управленческих решений в процессе управления

Процесс менеджмента отражает динамическую сторону управления и характеризуется изменениями, вызванными воздействием внешней и внутренней среды, влиянием управляющей подсистемы на управляемую на длительных и коротких промежутках времени.

Организации, чтобы существовать в противоречивом мире и сохранить достигнутый уровень организованности, упорядоченности, необходимо принимать те или иные жизненно важные для нее решения. В самом общем виде решения определяются как интеллектуально и эмоционально опосредованный выбор субъекта в условиях неопределенности. Решение – результат анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора одного из множества вариантов достижения конкретной цели[1].

В научной литературе имеются различные дефиниции управленческого решения. В Энциклопедическом словаре по теории управления управленческое решение определяется как средство, акт осуществления управленческого воздействия и способ выражения управленческих отношений[2].

В.И. Бусов управленческое решение определяет как информационный вариант будущего, желаемого для лица, его принимающего, состояния и (или) поведения управляемой системы и ее внешней среды, который еще необходимо реализовать на практике. Это сознательный процесс, выбор из имеющихся вариантов, альтернатив одного единственного, сокращающего разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием[3].

В.И. Парахина и Л. Ушвицкий определяют управленческое решение как развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц[4].


Профессор А.И. Радченко считает, что «управленческое решение есть план разрешения проблемы»[5].

Следовательно, большая часть дефиниций содержит такие компоненты управленческого решения, как: во-первых, акт выбора альтернатив; во-вторых, способ разрешения проблемы; в-третьих, управляющее воздействие; в-четвертых, процесс.

Таким образом, под решением понимают нахождение определенного варианта действий и сам процесс деятельности, и ее конечный результат.

Управленческое решение воплощается в устных или письменных распоряжениях по выполнению конкретного действия, операции или процесса. Его отличия от обычного решения, принимаемого в частной жизни[6]:

– необходимость следования целям организации, даже если они идут в разрез с потребностями и желаниями субъекта решения;

– тяжесть последствий решения, которая несоизмеримо больше при управлении деятельностью организации, чем при управлении личной жизнью;

– специализация труда. Если в обычной жизни индивид самостоятельно принимает и реализовывает решение, то в организациях возможно переложение обязанности по генерированию, отбору лучших вариантов, исполнению, контролю, анализу на других работников, являющихся специалистами в своей области;

– профессионализм, который накапливается в процессе получения специального образования, опыта принятия решений, частично является удачным сочетанием деловых личностных качеств. Немалую роль в профессионализме принимаемых решений играет и интуиция, под которой понимается способность человека к восприятию информации, поступающей из подсознания и являющейся продуктом неосознанного накопления и переработки знаний.

Значит, управленческое решение – формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого помимо субъекта решения участвуют и другие члены организации.

Решение связано с необходимостью выбора альтернативного варианта и является формой поведения как отдельного человека, так и коллектива или социальной группы. Решение должно быть сознательным и целенаправленным, содержать ориентир достижения цели[7].

Управленческое решение – результат труда руководителя, получаемый в процессе переработки информации, что является основным предметом труда руководителя. В то же время управленческое решение можно рассматривать как первый шаг на пути обеспечения эффективной деятельности менеджера[8].


Изменения в процессах управления происходят в результате согласованной деятельности менеджеров и взаимодействия звеньев организационной структуры по достижению цели и характеризуют ряд последовательных этапов[9].

Целеполагание – первый этап процесса управления, на котором осуществляется выбор миссии, формулирование долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных целей и разработка политики, стратегии, процедур, правил и бюджета, нескольких вариантов достижения цели.

Потребность в постоянной оценке ситуации предопределяет второй этап процесса управления. Здесь уясняются параметры и факторы, воздействующие на разработанные варианты достижения поставленной цели, и оцениваются возможности успешного достижения цели.

На третьем этапе процесса управления определяются проблемы достижения цели, выявляется то, что необходимо изменить, устранить, предотвратить и что препятствует в достижении цели по разработанным вариантам действий.

Последний этап управления – управленческое решение, значение которого – сделать так, чтобы устранить, предотвратить, изменить и разработать конкретные действия для достижения цели[10].

Следовательно, процедура поэтапного развития управления предполагает цель – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы; ситуация – состояние управляемой системы, оцениваемое относительно поставленной цели, оно не тождественно цели, может вызвать отклонения от разработанной программы, конфликты и разнообразные противоречия[11].

Необходимость принятия управленческих решений, формулирования приказов, распоряжений, инструкций и т.п. возникает в организации каждый раз, когда привычная реакция на ситуацию оказывается неприемлемой, когда возникают нестандартные проблемы[12].

Проблема в процессе управления – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приблизит ситуацию к поставленной цели.

Управленческое решение – выбор альтернативы из множества вариантов действий для достижения поставленной цели, это реальное разрешение практической проблемы, изменение ситуаций, получение нового качества. Оно включает план действий, формулировку задания и организационно-практическую работу по его реализации.

Таким образом, управленческое решение является завершающим этапом процесса управления и определяет его результат. Оно необходимо для решения проблем. При этом под проблемой понимается ситуация, характеризующаяся различием существующего состояния в объекте управления с желаемым или необходимым. Проблемой может стать ситуация, представляющая собой препятствие к достижению цели; как проблему можно рассматривать потенциальную возможность.


Следовательно, не всякое действие подпадает под категорию управленческого решения, а лишь то, которое явилось результатом интеллектуальной деятельности человека и стало побуждением к дальнейшим действиям. При этом неправильное решение руководителя может иметь непоправимые последствия для организации. Поэтому, принимая те или иные решения, необходимо учитывать степень сложности их выполнения, а также следующие факторы, ограничивающие возможности выработки оптимальных управленческих решений[13]:

– неопределенность, стихийность, неорганизованность природной и социальной среды, т.е. неопределенность самого объекта принимаемого решения, которая неизбежно влияет на качество управленческих решений;

– ограниченный характер познания действительности человеком в связи с наличием пределов его интеллектуальных и чувственных возможностей, т.е. ограниченность возможностей самого субъекта управленческого решения;

– неизбежность относительности, неполноты, неточности любого управленческого решения в силу указанного влияния на них объективных и субъективных факторов, которые исключают возможность выработки идеальных, абсолютно полных и правильных управленческих решений.

Чтобы принять оптимальное решение, руководитель должен учитывать некоторые распространенные ошибки, что часто допускаются в этой работе: решение обусловливается не достоверной информацией, а эмоциями, скрытыми желаниями; при выборе вариантов решения предпочтение отдается традиционному, стереотипному решению; не учитываются возможные факторы риска, представляющие угрозу успешному выполнению принятого решения; поспешность, неучтение всех необходимых для положительного результата фактов, нарушение принципа системного подхода к анализу проблемы[14].

Таким образом, управленческое решение является завершающим этапом процесса управления и определяет его результат. Оно необходимо для разрешения проблем. При этом не всякое действие подпадает под категорию управленческого решения, а лишь то, которое явилось результатом интеллектуальной деятельности человека и стало побуждением к дальнейшим действиям.

1.2. Принятие управленческих решений

Управленческое решение означает подготовку совокупности оценок и выводов о текущем и будущем состоянии объекта управления и принятие уполномоченным лицом окончательного и обязательного для исполнения постановления об управляющем воздействии на объект управления[15]. Управленческое решение – это волевое творческое действие субъекта управления. Оно заключается в выборе наилучшей альтернативы из множества обоснованных вариантов достижения конкретной цели (системы целей) управления объектом[16]. В общем случае для решения проблемы необходимо ответить на ряд вопросов: для чего (кого)? что? кто? когда? где? как?[17] Каждый из них характеризует определенный элемент решения. При этом управленческое решение должно соответствовать интересам организации в разных областях (экономической и др.), что определяет специфику его содержания.