Файл: Soderzhanie_praktiki_na_IV_kurse-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2019

Просмотров: 487

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание практики на ІV курсе

Студенты IV курса проходят практику преимущественно в 5-9 классах общеобразовательной школы. Каждый студент закрепляется за одним классом, в котором он проводит учебную и воспитательную работу как помощник классного руководителя.


Отчетная документация студентов предвыпускного курса:

  1. Еженедельный план воспитательной работы на весь период практики;

  2. Педагогический дневник;

  3. План-конспект воспитательного мероприятия, самоанализ воспитательного мероприятия;

  4. Психолого-педагогическая характеристика на ученика (в дополнении - протоколы наблюдений, материалы эмпирических исследований и тому подобное);

  5. Общедидактический анализ опыта работы учителя;

  6. Отчет по практике.


Практика студентов ІV курса включает:

1. Ознакомление с воспитательной работой школы, педагогическим и ученическим коллективами:

  • беседа с представителями администрации школы, учителями, классным руководителем об особенностях школы, традициях, воспитательных заданиях, полученных на время практики;

  • ознакомление с классом, к которому прикреплен студент (состав класса, успеваемость, дисциплина, уровень сформированности коллектива);

  • изучение школьной документации: анализ общешкольного годового плана воспитательной работы, плана воспитательной работы класного руководителя, классного журнала, личного дела ученика, с которым будет проводиться индивидуальная педагогическая работа;

  • знакомство с педагогической проблемой, над которой работает педагогический коллектив школы, с системой методической работы школы.

2. Учебно-методическая работа:

  • посещение уроков с целью изучения особенностей классного коллектива и ученика, на которого будет составляться психолого-педагогическая характеристика;

  • анализ специфики учебного процесса в данной школе, классном коллективе (виды обучения, специализация и дифференциация обучения, формы и методы организации учебной работы, уровень учебной мотивации);

  • проведение системы уроков и внеурочных мероприятий, подготовленных с учетом современных достижений специальных и психолого-педагогических наук;

  • общедидактический анализ опыта работы учителя-предметника;

  • анализ воспитательного и развивающего потенциала урока.

3. Воспитательная работа:

  • знакомство с планированием работы классного руководителя и общешкольным планом воспитательной работы, концепцией и программой развития школы;

  • составление еженедельного индивидуального плана воспитательной работы;

  • изучение и обобщение системы воспитательной работы в классе, основных направлений организации воспитательной деятельности школы системы школьного самоуправления, детских общественных организаций;

  • изучение уровня воспитанности учеников;

  • посещение и анализ классных часов и других форм воспитательных мероприятий в классном коллективе;

  • проведение воспитательной работы по плану студента-практиканта и участие в текущей воспитательной работе с классом;

  • подготовка, проведение и самоанализ зачетного воспитательного мероприятия;


разработка программы, отбор диагностирующих методов и методик изучения личности ученика, составления характеристики на ученика.

4. Методическая и опытная работа:

  • изучение психолого-педагогической литературы по проблеме организации учебно-воспитательного процесса в современной школе;

  • знакомство с системой методической работы в школе, с современными методическими изданиями (журналы, сборники приказов, инструкции и тому подобное);

  • психолого-педагогическое изучение и составление характеристики на отдельного ученика;

Примерное содержание педагогической практики на ІV курсе (еженедельный)

неделя

Основные виды деятельности и формы работы

Форма отчетности

1

Обсуждение организационных вопросов.

Знакомство с школой. Беседа с администрацией, классным руководителем, учителем-предметником.

Знакомство с планом работы школы, классного руководителя на срок практики.

Знакомство с классом. Составление индивидуального плана работы студента-практиканта, в том числе проведение воспитательных мероприятий в классном коллективе.

Посещение уроков учителей-предметников, воспитательных мероприятий в классе.

Выступление на конференции.


Детальная запись в дневнике, анализ вместе с классным руководителем и методистом по педагогике.


Педагогический дневник.


2

Взаимодействие воспитательных мероприятий.

Выбор ученика для наблюдения и составления психолого-педагогической характеристики.

Индивидуальная работа с учеником. Участие в воспитательной работе школы, класса. Проведение классных воспитательных часов (по плану работы классного руководителя). Определения темы, формы и сроков проведения зачетного воспитательного мероприятия (с учетом плана воспитательной работы школы, плана классного руководителя, специфики конкретного классного коллектива).

Педагогический дневник. Дневник наблюдений за учеником.



Педагогический дневник.

Консультация с и классным руководителем, методистом по педагогике.

Составление методической разработки, конспект литературы

3

Взаимодействие воспитательных мероприятий

Сбор материалов для психолого-педагогической характеристики на ученика. Индивидуальная работа с учеником.

Подготовка и проведение зачетного воспитательного мероприятия.

Участие в воспитательной работе школы, класса.

Проведение классных воспитательных часов (по плану работы классного руководителя).

Педагогический дневник. Дневник наблюдений за учеником.

Консультация с методистом по педагогике.

Устный отчет методисту.



Обсуждение с классным руководителем, устный отчет методисту.

4.

Взаимодействие воспитательных мероприятий

Сбор материалов для психолого-педагогической характеристики на ученика. Индивидуальная работа с учеником.

Подготовка и проведение зачетного воспитательного мероприятия. Участие в воспитательной работе школы, класса.

Проведение классных воспитательных часов (по плану работы классного руководителя)


Педагогический дневник. Консультация с методистом по педагогике.




Обсуждение с классным руководителем, устный отчет методисту.

5

Участие в воспитательной работе школы, класса Подготовка психолого-педагогической характеристики на ученика. Подготовка отчетной документации по итогам педагогической практики.

Подготовка выступления на отчетной конференции. Отчетная документация.


Примечание: Подготовка к зачетному воспитательному мероприятию должна начаться с первых недель педагогической практики (возможно, еще к началу практики) - отбор материалов, составления сценария и тому подобное. Соответствующая работа требует психолого-педагогических знаний, заинтересованности, умение увлечь и заинтересовать учеников.




Педагогический дневник содержит:

  1. Общие сведения о студенте и школе, где проходит практика;

Дневник педагогических наблюдений студента ІV курса, Группы___________________, факультет_____________________________ ЛНПУ __________________________________________________(фамилия, имя, отчество студента), который проходит практику в __________классе СШ № __________

Города_____________________с _________по _________________

Директор школы_________________________________________________

Завуч по учебной работе _________________

Завуч по воспитательной работе ________________

Классный руководитель ________________________________________

Учитель-предметник _______________

Адрес школы _______________

  1. Список учеников.

  2. Расписание звонков в школе.

  3. Расписание уроков в закрепленном классе.

  4. Расписание уроков студента-практиканта.

  5. Фрагмент годового плана воспитательной работы школы (на период практики).

  1. Фрагмент плана воспитательной работы классного руководителя (на период практики).

  2. Индивидуальный план воспитательной работы студента (еженедельный) на весь период практики.

  3. Педагогический дневник психолого-педагогические наблюдения во время педагогической практики.

  4. Отчет о выполнении заданий практики. Работа планируется еженедельно на весь период практики.

Составление плана воспитательной работы - дело творческое, успех которого зависит от знания студентом индивидуальных особенностей воспитанников, педагогического мастерства учителя, от возможностей, направленности учебно-воспитательного процесса школы. План должен быть лаконичным, конкретным по содержанию.

Работа над планом начинается с определения ведущих заданий воспитательного процесса на данном этапе педагогической практики. В нем учитываются возрастные особенности учеников и специфика класса, выделяются различные направления деятельности классного руководителя. Рекомендуется использовать следующую схему плана воспитательной работы студента.

Схема индивидуального плана воспитательной работы студента

1. Вступительная часть

1.1. Цель и задание воспитательной работы с классом на период практики.

1.2. Формы текущей работы классного руководителя (с учетом специфики конкретного класса, школы).

2. Основная часть плана


Неделя

с ....

по ....

Текущая работа

подготовка воспитательных мероприятий, прове-

дения воспитательных и других

форм воспитательной работы

Ответственные

участники в

подготовке

мероприятий

Отметка

о проведении

Примечания


План работы утверждаю _________________________________________________(методист по педагогике)


Примечание. Соответственно заданиям педагогической практики по профессиональной подготовке студентов педагогический дневник может включать и другие разделы.

Индивидуальный план воспитательной работы составляется каждым студентом в течение первой недели педагогической практики на основании годового плана воспитательной работы школы и плана воспитательной работы классного руководителя, утверждается классным руководителем и методистом по педагогике в конце первой недели. План должен отражать деятельность студента как помощника классного руководителя

Схема педагогического дневника

Дата. Основные результаты учебной и воспитательной деятельности студента-практиканта на протяжении дня (фиксация педагогических ситуаций, которые были проведены студентом или свидетелем которых он был, результаты индивидуальных бесед с учениками, наблюдение за поведением, взаимоотношениями учеников в учебно-воспитательном процессе).

Примечание. Ежедневные наблюдения учебно-воспитательного процесса в школе становятся основанием для составления характеристики на классный коллектив. Опыт решения педагогических ситуаций, аналитическая работа относительно собственного педагогического опыта выступают основой формирования индивидуального стиля педагогической работы.

Подготовка воспитательных мероприятий

Во время практики студент готовит и проводит разные формы воспитательных мероприятий. Одно воспитательное мероприятие студент представляет как зачетное. Любая форма воспитательной деятельности должна ориентироваться на триединую цель: познавательную, воспитательную, развивающую. Практикант должен стремиться к тому, чтобы любое воспитательное мероприятие было творческим и коллективным. Выбор форм и методов внеклассного воспитательного мероприятия зависит от цели, заданий и содержания деятельности. Тема должна быть лаконичной, интересной по форме и содержанию. Цель формулируется как общее направление работы, а задания должны быть направлены на развитие личных качеств учеников и взаимоотношений в классе. Ход воспитательного дела включает детальное описание содержания, методов организации воспитательной работы. Методическая разработка может быть проиллюстрированна фотографиями, рисунками, схемами и тому подобное.

Схема плана-конспекта воспитательного мероприятия.

  1. Название.

  2. Форма работы.

  3. Цель и задачи мероприятия.

  4. Класс, место и время проведения.

  5. Оборудование, оформление.

  6. Методика подготовки:

а) в чем заключается деятельность воспитателя;

б) в чем заключается деятельность учеников.

  1. Ход мероприятия.

  1. Литература (для классного руководителя и учеников) или отметка об авторской разработке.

  2. Рецензия на воспитательное мероприятие с оценкой и подписью классного руководителя.


Примечание: Зачетное воспитательное мероприятие соответственно заданиям подготовки студентов педагогического учебного заведения как классных руководителей не может быть представлено как внеклассное мероприятие из того или другого учебного предмета.

Схема самоанализа воспитательного мероприятия

  1. Название, форма воспитательного мероприятия. Место проведения.

  2. Схема психолого-педагогическая характеристики возрастной группы школьников, с которыми проводится воспитательная работа.

  1. Место и значение мероприятия в общей системе воспитательной работы с данным коллективом учеников.

  2. Обоснование избранной темы и формы проведения. Актуальность темы, соответствие воспитательным заданиям, возрастным особенностям и интересам учеников. Участие школьников в выборе темы.

  3. Взаимодействие учителя и учеников в процессе подготовки воспитательного мероприятия (самоанализ методической готовности к использованию такой формы воспитательной работы; формы и приемы подготовки и разработки плана (сценария) мероприятия; распределение поручений; организационные аспекты подготовительного периода).

  1. Воспитательная значимость мероприятия:

  • на какие социальные установки ориентирует учеников эта цель, его педагогическая целесообразность;

  • влияние на совершенствование межличностных взаимоотношений в коллективе (рост симпатий к организаторам, исполнителям, сплоченность, установление новых контактов и тому подобное);

  • информационная насыщенность и познавательная значимость: насколько подготовка и проведение мероприятия способствовали углублению знаний учеников, расширению кругозора, развития, познавательных способностей учеников;

  • участие школьников в проведении мероприятия (форма участия, массовость, отношение к поручениям, самостоятельность, активность, заинтересованность);

  • психологическая атмосфера во время подготовки и проведения воспитательного мероприятия;

  • поведение учеников, их отношения к данному мероприятию.

  1. Трудности в процессе подготовки и проведения мероприятия

  2. Причины успешности воспитательного мероприятия.

  1. Предложения относительно совершенствования воспитательной работы с данным детским коллективом.


По результатам наблюдения за несколькими уроками одного из учителей осуществляется общепедагогический анализ опыта работы учителя по схеме:

  1. Характеристика типов и структуры уроков: разнообразие типов уроков и их обоснованность; соответствие структуры типа урока отмеченной цели; реализация воспитательного и развивающего заданий обучения; целесообразность распределения времени.

Содержание учебного материала, реализация принципов обучения: соответствие материала урока программе, его полнота и научность доступность, прочность и наглядность в изложении.