ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2019
Просмотров: 509
Скачиваний: 2
3. Руководство познавательной деятельностью учеников. Методы и приемы обучения:
а) актуализация опорных знаний учеников, методы и приемы проверки знаний на уроках; количество опрашиваемых учеников, учет индивидуальных и возрастных особенностей во время опроса, подведения итогов опроса;
б) целевой и мотивационный компоненты уроков;
в) руководство усвоением учебного материала: методы и приемы формирования представлений, приемы активизации познавательной деятельности и внимания учеников; развитие наблюдательности и воображения;
г) пути образования понятий, осознания законов, правил и теорий; приемы активизации мышления учеников;
д) самостоятельное изучение учениками материала на уроках, виды самостоятельной работы и их целесообразность;
е) первичное и последующее закрепление материала: методы закрепления знаний и умений учеников, эффективность их применения;
ж) методы и приемы проверки знаний учеников; психологическая атмосфера опроса, отношение учителя к ученику, который отвечает; учительские обобщения по опросу; оценка знаний;
з) методика представления домашнего задания: виды домашних заданий, объем, характер, дифференциация согласно с интересами и индивидуальными особенностями учеников, инструктаж относительно его выполнения.
4. Взаимоотношения учителя и учеников. Стиль взаимоотношений. Настроение учеников и учителя. Дисциплина на уроке.
Педагогическое мастерство, увлечение учителем своим предметом, знание материала. Педагогический такт. Культура речи учителя. Культура невербального общения.
Схема изучения личности учителя
Примечание: 1) характеристику лучшему учителю в базовой школе сначала дает завуч по учебной и воспитательной работе; 2) студент начинает изучение психолого-педагогических особенностей личности учителя, получив его согласие.
-
Дайте сжатый психолого-педагогический анализ уроков учителя, которые Вы посещали.
-
Определите психическое состояние, наиболее характерное для учителя (недовольство, гнев, осуждение, одобрение, соболезнование, уравновешенность, покой и тому подобное).
-
Проведите наблюдение за мимикой и жестами, которые сопровождают переживание и другие эмоциональные состояния учителя. Попробуйте выяснить причины, которые вызывали такое состояние и соответствующие эмоции учителя. Как изменяется мимика учителя в зависимости от реакции учеников?
-
Проанализируйте, есть ли умение учителя владеть собой, проявлять педагогический такт в отношении к коллективу и отдельным ученикам.
-
Насколько развито профессиональное внимание и наблюдательность учителя:
-
умение фиксировать существенные моменты в развитии школьников, классного коллектива;
-
соединять фронтальную и индивидуальную работу с учениками;
-
умение сосредоточиваться и переключаться с одних видов деятельности на другие;
-
удерживать в кругу своего внимания объекты педагогического влияния;
-
своевременно замечать признаки усталости, изменение настроения и внимания учеников и умело реагировать на это;
-
постоянно поддерживать контакт с классом своим личным поведением (жесты, мимика и тому подобное).
-
Определите уровень развития импровизационного мастерства учителя.
-
Оцените культуру речи учителя, соответствие всем требованиям профессионального педагогического вещания.
-
Определите сформированность индивидуального стиля педагогической работы учителя, наличие педагогической привлекательности и неповторимости.
-
Проанализируйте систему работы учителя по развитию познавательных интересов учеников, творческого потенциала школьников.
-
Проведите беседу с учителем о его творческой лаборатории, особенностяХ творческого поиска.
Схема психолого-педагогического анализа урока
Примечание: 1) рекомендуется посетить систему уроков (желательно у лучших учителей школы) с четко определенной целью посещения; 2) соответственно требованиям педагогической этики студент должен получить согласие учителя на присутствие на уроке.
-
Класс, предмет. Тема урока. Место урока в общей системе уроков по теме. Тип урока, соответствие структуре и типу урока.
-
Цель урока. Реализация образовательного, воспитательного и развивающего заданий урока соответственно его цели, типу.
-
Организация урока. Особенности организационного момента, готовноть к уроку (учеников, учителя, их рабочих мест, классного помещения).
-
Целевой компонент. Специфика обоснования целей урока.
-
Наличие системы требований (тактичность, гибкость, аргументированность, учет индивидуальных особенностей учеников).
-
Содержание, методика проверки знаний, умений и навыков учеников. Цель, место и методы проверки знаний, умений и навыков. Характер вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельной работы. Темп опроса. Активность класса. Количество опрашиваемых. Как учитель активизировал внимание учеников, оценивал ответы, проводил обобщение проверки знаний. Наличие дифференцированного и индивидуального подходов на этапе проверки знаний.
-
Содержание и методика изучения новых знаний. Научность, доступность, систематичность, ясность, образность и последовательность материала , который изучается. Методы изложения. Способы активизации познавательной деятельности и внимания учеников. Приемы привлечения учеников к творческому восприятию и осознанию нового материала. Формы и методы организации самостоятельной работы учеников на уроке. Методика учета знаний учеников на этапе изучения нового материала. Использование технических средств обучения.
-
Закрепление учебного материала. Методы и приемы закрепления. Дифференциация учебных заданий и упражнений. Анализ заданий на обобщение и закрепление изученного материала.
Методика представления домашнего задания. Объем и виды домашнего задание. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учеников Диференциация и индивидуализируемый характер домашнего задания. Инструктаж относительно выполнения.
-
Характеристика познавательной деятельности школьников на уроке (приемы организации внимания на уроке, создание установки на восприятие нового материала, приемы актуализации знаний, учета индивидуальной специфики памяти школьников; проблемно-поисковый характер творческой деятельности учеников).
-
Характеристика воспитывающего и развивающего потенциала урока: степень включения учеников активную познавательную деятельность; формирование учителем личностного отношения к знаниям; учебно-воспитательной среды урока; наличие доминирования позитивного эмоционального состояния детского коллектива на уроке.
-
Характер стиля деятельности учителя (стиль общения, такичность, педагогическая привлекательность, артистизм, культура речи, оптимизм).
Схема психолого-педагогической характеристики ученика.
-
Общие сведения: Ф.И.О., возраст, класс, состояние здоровья.
-
Характеристика условий семейного воспитания ученика (санитарно-гигиенические условия семьи, стиль семейных отношений, взаимоотношения с родителями, педагогическая культура родителей).
-
Особенности характера, темперамента и эмоционально-волевой сферы:
-
ярко выражены позитивные и негативные черты характера; черты характера, что проявляются в обращении ученика к самому себе, окружающим, обучение - старательность, активность, дисциплинированность, доброта, уважение, скромность и тому подобное:
-
волевые качества (целенаправленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость и др.);
-
тип и особенности темперамента, его проявление в разных сферах деятельности ученика;
-
характер эмоциональной реакции на педагогическое влияние;
-
степень эмоциональной возбудимости, характер внешних проявлений, эмоциональных переживаний;
-
эмоциональная стойкость в ситуациях эмоциональной нестабильности;
-
настроение, которое преобладает, часты ли смены настроения.
4. Направленность личности и специальные способности:
- личностная, общественная или деловая направленность школьника:
принимает ли участие в работе детских (юношеских) организаций, как относится к общественной работе в целом;
-
идеалы, ценностные ориентации и жизненные планы;
-
отношение к религии;
-
характеристика интересов, их характер, глубина и активность; склонности и намерения ученика; есть ли у ученика способности к той или другой сфере деятельности (музыкальные, технические, математические, спортивные и тому подобное).
5. Уровень домогательства, самооценка:
самооценка - завышена, занижена, адекватная; соотношение самооценки;
-
требовательность к себе, к другим;
-
умение анализировать свое поведение;
-
отношение к критике, к самовоспитанию.
6. Учебная деятельность:
-
успеваемость по разным предметам, общее умственное развитие;
-
особенности восприятия и темп осмысления учебного материала;
-
особенности внимания (стойкость, переключение и распределение);
-
особенности и тип памяти;
-
развитие образного и логического мышления;
-
наличие интереса к обучению; использует ли дополнительную литературу в учебной деятельности;
-
принимает ли участие в работе предметных кружков, факультативов;
-
старательность и настойчивость в обучении; умение учиться (режим, организованность); культура речи;
-
мотивы учения.
7. Отношение к разным видам деятельности:
-
отношение к труду (наличие постоянных домашних поручений, участие в общественно полезном труде в школе, трудолюбие, уважение к человеку труда и результатам чужого труда, трудовые умения и навыки, дисциплинированность в труде);
-
отношение к общественно полезной деятельности (принимает ли участие в мероприятиях, которые проводятся в школе; насколько интересуется общественной жизнью страны; какие периодические издания читает, какие телепрограммы общественного направления смотрит);
-
отношение к игровой, спортивной деятельности;
-
отношение к будущей профессии (наличие профессиональных интересов и склонностей, осознанность выбора будущей профессии);
-
отношение к художественно-эстетической деятельности (развитие эстетичных вкусов, посещение театра, выставок, наличие домашней библиотеки, фонотеки, наличие любимых произведений искусства, участие в школьной художественной самодеятельности, самостоятельные занятия искусством (игра на музыкальных инструментах, литературное творчество, рисование и тому подобное);
-
отношения к своему здоровью, физическому развитию (придерживается ли режима дня; знает ли, каким нормам должны удовлетворять его физические показатели; или имеет вредные для здоровья привычки; каким видом спорта занимается; как относится к своему внешнему виду).
8. Взаимоотношения с одноклассниками и учителями:
- социально-психологический статус в коллективе, осознание своего статуса;
характер взаимоотношений с одноклассниками; с кем поддерживает товарищеские взаимоотношения, с кем конфликтует, почему;
- потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь, авторитет; отношение к негативным явлениям в коллективе;
- отношение к учителям;
- как складываются взаимоотношения с одноклассниками противоположного пола.
9. Общие психолого-педагогические выводы:
что сделано студентом-практикантом в процессе индивидуального педагогического взаимодействия, в процессе воспитания ученика через коллектив, эффективность воспитательных действий;
-
определение самых важных психолого-педагогических заданий в воспитательной работе с конкретным учеником;
-
рекомендации относительно конкретных педагогических путей, методов и форм педагогического взаимодействия с учеником.
В процессе изучения личности ученика и составления характеристики используются разнообразные психолого-педагогические методы.
соответственно специфике того или другого раздела характеристики:
№ |
Раздел характеристик |
Методы изучения |
1 |
Общие сведения |
Изучение школьной документации (классный журнал, личные дела учеников), беседа с классным руководителем, медперсоналом школы. |
2 |
Характеристика условий семейного воспитания |
Изучение сведений о родителях по классному журналу, беседа с классным руководителем, анкетирование учеников и родителей ("Ты и твои родители", "Мы и наши дети") |
3 |
Особенности характера и темперамента |
Наблюдение на уроке и во внеурочное время, индивидуальные беседы, тестирование (темперамента, волевых качеств) |
4 |
Направленность личности и специальные возможности |
Индивидуальная беседа, изучение читательского формуляра, творческие работы и произведения, анкетирование (интересов, ценностных ориентаций) |
5 |
Уровень самооценки |
Наблюдение, тестирование (методика "Моя самооценка"), экспертная оценка. |
6 |
Учебная деятельность |
Изучение личного дела, классного журнала, беседы с учителями-предметниками, наблюдение за учебной деятельностью на уроке, изучение ученических работ, тестирования (внимания, памяти, мышления). |
7 |
Отношение к разным видам деятельности |
Наблюдение в процессе урочной и внеурочной деятельности, беседа, интервью, метод воспитывающих ситуаций, педагогический эксперимент, анкетирование. |
8 |
Взаимоотношение с одноклассниками и учителями |
Индивидуальная беседа, беседа с классным руководителем, наблюдение. |
Методист по педагогике – к.п.н., доцент кафедры педагогики
Кондратенко Анна Павловна 8-050-963-47-12