Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Морепродукт»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Коммерческая деятельность выступает в современных условиях одним из важнейших факторов функционирования и развития торгово-производственных организаций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров и услуг, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют, также, изменения в организационных формах и характере деятельности организаций. Изменения условий деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия. Требования к современной коммерческой деятельности предприятия, возрастающая роль управления коммерческой деятельностью в экономике и определяют актуальность темы курсовой работы.

Цель работы – разработка путей повышения эффективности управления коммерческой деятельностью оптового торгового предприятия ООО «Морепродукт».

Реализация цели исследования потребовала научной разработки и решения следующих задач:

– изучить теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью оптового торгового предприятия предприятия;

– рассмотреть экономические параметры деятельности ООО «Морепродукт»;

– проанализировать организацию коммерческой деятельности предприятия;

– оценить управление коммерческой деятельностью ООО «Морепродукт».

Объект исследования: оптовое торговое предприятие ООО «Морепродукт».

В качестве предмета исследования выступает механизм управления коммерческой деятельностью предприятия.

Теоретической основой работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты, теоретическая литература отечественных и зарубежных авторов, периодические издания по финансовому и стратегическому менеджменту, экономике и анализу, статьи периодических изданий и Интернет-ресурсов по теме работы, материалы практических семинаров по исследуемой проблеме.

Информационная база работы – управленческая и финансовая отчетность ООО «Морепродукт», статистические данные, материалы сети Интернет.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ оптового торгового предприятия

1.1 Коммерческая деятельность как объект исследования

Понятие коммерческой деятельности – объемное и сложное, которое включает в себя методы, содержащие высокую полезность торговой операции всех сторон при сохранении выгоды для конечного потребителя.

Сущность коммерческой деятельности торговых организаций по большому счету сводится к выполнению торгово-посреднических операций и мер по продвижению и сбыту товара и доведению его до конечного потребителя (если брать сферу розничной торговли) и до розничных продавцов (если брать сферу оптовой торговли). Если обратиться к толкованию понятий «коммерческая деятельность», «торговля», то можно обнаружить много общих черт. В самом широком смысле под коммерцией понимается «любая предпринимательская деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и получения прибыли»[1].

Впервые понятие «коммерческая деятельность» было сформулировано Гарвардской школой управления коммерческой деятельностью в 1958 году. Классическое определение гласит: «коммерческая деятельность существует для удовлетворения с прибылью потребительских требований».

В.А. Федотов включает в состав коммерческой деятельности торговых предприятий как вопросы организации торгово-технологических операций, так и процесс управления ими со стороны специально созданных коммерческих служб такого предприятия[2].

О.С. Боброва рассматривает вопросы организации коммерческой работы и дает определение применительно к условиям административно-командной системы. Однако эти определения не отвечают современным требованиям и не отражают сущности коммерческой работы, ее целей и задач в условиях рыночной экономики[3].

Другие ученые определяют коммерческую деятельность в условиях рыночной экономики как совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов. Так, О.В. Баскакова считает, что коммерческая деятельность – это «совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов»[4].


В ряде источников говорят не о коммерческой деятельности, а о коммерческой работе. Многие исследователи считают эти термины синонимами, что не совсем правильно. Так, например, Н.В. Ермакова определяет коммерческую работу как «основанную на хозяйственном расчете деятельность торговых предприятий, связанную с отношением торгового обмена и организацией доведения товаров от производств до сферы потребления в целях удовлетворения платежеспособного спроса»[5]. В представленном выше определении прослеживается только социальная цель коммерческой работы и отсутствует экономическая, т. е. получение прибыли. Кроме того, данное определение считается не полным, поскольку коммерческой работой могут заниматься не только торговые предприятия, но и предприятия промышленности и сферы оказания услуг. Представляется определить коммерческую работу более узко, как совокупность действий работников коммерческих подразделений предприятий по реализации коммерческих целей предприятия.

Эффективно поставленная и организованная коммерческая деятельность многими исследователями рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности торговой организации. Так, например, С.В. Каширин считает, что в силу динамики конкурентной среды многим предпринимательским структурам следует уделять больше внимания совершенствованию элементов коммерческой деятельности[6].

Между тем, при определении коммерческой деятельности представляется более правильным говорить о коммерческой работе как о деятельности, направленной на получение прибыли, так как доходы не отражают финансового состояния предприятия.

Коммерческую деятельность следует рассматривать не как непосредственный процесс продажи товаров, а как деятельность по организации и управлению продажами.

Обобщая трактовки понятия коммерческой деятельности можно сказать, что коммерческая деятельность – это вид предпринимательской деятельности торгового предприятия, включающей ряд мероприятий, связанных с организацией и управлением процессом купли-продажи товаров с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.

Коммерция в торговле – это, прежде всего, деятельность, а любая деятельность направлена на что-либо и осуществляется определенным лицом, подразделением, предприятием. Иначе говоря, для коммерческой деятельности характерно наличие объекта и субъекта. Объектом коммерческой деятельности предприятия являются товары и сопровождающие их услуги. Субъектами коммерческой деятельности предприятия могут быть юридические и физические лица, обладающие соответствующими правами осуществления коммерческой деятельности[7].


Главной целью осуществления коммерческой деятельности предприятием является получение прибыли. Однако достижение этой цели невозможно без своевременного выявления и удовлетворения потребностей покупателей. Это означает, что успех коммерческой деятельности торгового предприятия определяется достижением не только основной цели реализации его коммерческой работы, но и ее подцелью – удовлетворением покупательского спроса. Исходя из цели и подцели коммерческой деятельности предприятия определяются ее задачи, которые и обеспечивают достижение поставленных цели и подцели. Задачи коммерческой деятельности предприятия, как правило, предполагают организацию закупочной деятельности, деятельности по формированию ассортимента и непосредственную организацию продажи товаров[8].

Преследуя определенную цель и решая соответствующие ей задачи, коммерческая деятельность предприятия является целостной системой, состоящей из нескольких взаимосвязанных элементов. Эти элементы представляют собой отдельные комплексы коммерческих мероприятий в том или ином направлении: выбор партнеров и установление с ними коммерческих связей, закупочная деятельность, работа по формированию ассортимента, организация сбыта и его стимулирование. Каждый из этих комплексов выполняет свою функцию, выступая самостоятельным элементом системы. Однако объединяясь в систему, они обеспечивают выполнение общей функции – обеспечение прибыли. При этом для коммерческой деятельности предприятия как системы характерно наличие исходных для ее реализации составляющих в виде материальных, финансовых, информационных и других ресурсов, т.е. вход в систему, и сферы потребления, где осуществляется продажа товара, т.е. выход из системы[9].

Сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия определяются ее направлениями, к которым можно отнести следующие: выбор поставщика и закупка товаров, их хранение, планирование ассортимента, организация сбыта. Данные направления коммерческой деятельности предприятия сопровождают процесс товародвижения, представляющий собой путь, который товар проходит от его производителя (продавца) до конечного потребителя.

Торгово-технологический процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего процесса товародвижения[10].


Товар – это сложное многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребность того, кто им владеет[11].

Ассортимент продукции ˗ совокупность однородных товаров, или товары, предназначенные для реализации на схожих рынках.

Жизненный цикл товара (life cycle product) – это время существования товара на рынке; промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.

Таким образом, основой коммерческой деятельности любого предприятия является товар. Товар может быть представлен в виде произведенного продукта или оказанной услуги. Управление коммерческой деятельностью является объективно необходимым элементом менеджмента любой организации и ставит целью максимизацию прибыли.

В современных условиях коммерческая деятельность играет значительную роль в функционировании предприятий, выступая основой их экономики. Она представляет собой систему, осуществляется субъектом в отношении определенного объекта, преследуя конкретную цель и решая соответствующие этой цели задачи в рамках направлений коммерческой деятельности, и заключается в организации торговли и ее управлении.

1.2. Специфика управления коммерческой деятельностью оптового торгового предприятия

Оптовая торговля оказывает и финансовую поддержку своим партнёрам: осуществляет транспортировку товаров; обеспечивает содержание оптовых складов и складских запасов; предоставляет кредиты товарополучателям, принимая тем самым на себя финансовые риски за инвестированные в товары средства.

Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям - для производственных целей и внерыночного потребления[12].

Основным показателем при анализе закупочной деятельности является объем закупок. Поэтому для оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации в данном направлении, в первую очередь, необходимо проанализировать динамику общего объема закупок и его структуры. Структура объема закупок должна быть представлена как в разрезе товарного ассортимента, так и по каждому из поставщиков.