Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Привлечение молодых специалистов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

какие услуги платформа может оказать, чтобы улучшить работу отдельных государственных отделов.

Government Digital Service также создает прототипы и тестирует новые варианты государственных сервисов.

Например, пересмотр сервиса обработки платежей является одним из главных приоритетов, и организация предлагает и тестирует различные варианты того, как этот сервис должен выглядеть на самом деле.

Новые методы работы и навыки, которые привносит организация Government Digital Service в правительство, а также центр внимания на удовлетворении потребностей пользователей – все это требует мощной цифровой инфраструктуры. [11, С.46]

Уже сегодня существуют команды, которые могут создавать ведущие цифровые сервисы для государственных услуг, делая их использование более удобным и безопасным. При этом важно отметить, что эти команды разработчиков не всегда должны быть со стороны государства.

В Великобритании правительство с энтузиазмом принимает концепцию использования сторонних команд для создания цифровой инфраструктуры и лучшего понимания государственных услуг, которая ведет к планомерному изменению для лучшего будущего. [14, С.99]

В России же на данный момент все еще существует множество государственных сервисов помимо госуслуг, которые сложно как найти, так и использовать, причина этого кроется в создании сервисов «сверху», а не от потребностей конечных пользователей.

2.2 Привлечение молодых специалистов как новый этап в функционировании государственной службы

На сегодняшний момент все большее развитие получают высшие средне-специальные государственные учреждения, каждый год выпускающие из своих стен сотни студентов, имеющих непосредственно образование по направлению «Государственная и муниципальная служба».

То есть регулярно на рынок труда выходят профессионально подготовленные кадры для государственной и муниципальной службы. Как показывают исследования, эти кадры крайне необходимы, т. к. на данный момент особенно остро становится вопрос соответствия действующих государственных гражданских служащих своим профессиональным и квалификационным требованиям.

При этом отмечается, что многие должностные лица даже не имеют необходимого образования для реализации своей трудовой деятельности. Однако все же молодые специалисты сталкиваются с серьезной проблемой трудоустройства в государственные органы.


Причиной этому зачастую являются особенности самого процесса отбора и поступления на государственную гражданскую службу, а порой и его нарушения. Процесс поступления на государственную гражданскую службу представляет собой длительный многоэтапный отбор кадров, нацеленный на выявление самого достойного по профессиональным требованиям кандидата. [12, С.67]

Порядок, правила условия поступления на гражданскую службу закреплен в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. [3]

Перечень условий, позволяющих претендовать на поступление на государственную гражданскую службу, содержит небольшой набор требований. Это достижение возраста 18 лет, владение государственным языком Российской Федерации и соответствующими квалификационным требованиям.

Следует отметить, что молодой специалист - бывший выпускник высшего или средне-специального образовательного учреждения - может претендовать только на замещение должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы, так как к ним требования составляют лишь обязательно наличие профессионального образования без предъявления требований к стажу. [9, С.132]

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы гражданской службы осуществляется в несколько этапов, основанных на прохождение конкурса. Первым шагом для поступления на государственную службу является поиск вакантного места на официальных сайтах или печатных изданиях.

Дальше предоставляются все необходимые документы в отдел кадров (заявление, паспорт, анкета, документы об образовании и т. д.). За тем кандидата рассматривает специальная конкурсная комиссия, состоящая из представителя нанимателя, представителя органа, осуществляющего контроль данной службы, действующие служащие из профильного структурного подразделения, приглашённые эксперты (например, научные сотрудники или преподаватели вузов). [4, С.231]

На этом этапе комиссия может заочно отказать кандидату на основании несоответствия квалификационным требованиям или выявлении иных причин, не допускающих к работе на государственной службе (например, наличие судимости).

Только после этого предоставляется доступ к очному этапу прохождения конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы. [6, С.133]


По результатам конкурса кандидат или зачисляет на государственную гражданскую службу, или вносится в кадровый резерв с последующей перспективой трудоустройства.

Процесс поступления и зачисления на государственную гражданскую службу детально проработан, однако главной проблемой можно считать его продолжительность. Громоздкая структура отбора затягивается на месяцы, не говоря уже о ситуации при попадании в кадровый резерв на неопределенный срок. [14, С.66]

Поэтому зачастую достойные профессионально подготовленные претенденты не аккумулируются вовремя и отказываются от прохождения всей процедуры отбора, а в последствие и вовсе от поступления на государственную гражданскую службу.

Вместо того, чтобы время зачисления направить на стажировку претендента, оно уходит на заполнение документации и проверки. Зачастую процесс сбивает и мотивацию кандидата. Таким образом, необходимые, достойные и подготовленные кадры уходят в структуры с более простым приемом и отбором.

Однако это не единственный минус процедуры отбора и процесса поступления на государственную гражданскую службу. Так, например, соискателю должности достаточно сложно найти вакантное место в государственных органах, т. к. они очень редко сотрудничают с популярными на сегодняшний день специализированными интернет-сайтами по поиску и предоставлению работы. [13, С.154]

Поэтому кандидат может осуществлять поиск работы только через официальные сайты организаций, специальные доски объявлений, размещённые в интернете, либо при личном визите в отдел кадров местного органа власти.

При этом изредка возникают отдельные случаи, когда претенденты сталкиваются с формальным объявлением конкурса на должность, т. е. фактически его победитель уже определен. Следовательно, нарушается сама сущность кадрового отбора на государственной службе.

Также иногда некоторые государственные органы самостоятельно усложняют возможность поступления на должность, отказываясь от проведения конкурса или не указывая в его объявлении конкретные условия прохождения и сроки подачи документов. [10, С.45]

Нельзя оставить без внимания тот факт, что не мало важную роль при отборе кадров играет конкурсная комиссия, ведь именно она зачисляет конкретного кандидата на государственную службу. Необходимо, чтобы состав комиссии был полон и включал в себя компетентных специалистов.

Очень часто в конкурсную комиссию не включают независимых экспертов, а это значит, что решение может приниматься субъективно, представляя собой лишь интересы и мнения представителей органа, в который претендует попасть кандидат. [8, С.321]


Часто становится вопрос о том, что делать, если претендент на замещение вакантной должности только один. В таком случае процесс зачисления на государственную гражданскую службу может еще больше затянуться, поскольку заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Однако, в некоторых случаях государственные органы опускают это условие, тем самым нарушая процесс зачисления на должность государственной гражданской службы. [11, С.55]

В качестве решения поставленных проблем можно выделить несколько способов их преодоления.

Во-первых, необходимо использовать более мобильные способы объявления конкурса и поиска кандидатов на государственную должность.

Это ускорит процесс поступления и предоставление документов на зачисление на государственную службу. Как следствие возникнет больше претендентов на вакантные места, а значит вырастит конкуренция между кандидатами и процесс проведения конкурса будет более плодотворным.

Уже невозможно будет обойти условие наличия не менее двух кандидатов для проведения заседания комиссии. Во-вторых, стоит рассмотреть возможность возращения к системе отбора кадров советского периода. [10, С.45]

С 1930-х годов и до момента отстранения КПСС от государственной власти реальными органами управления советским государственным аппаратом были организационные отделы комитетов партии - от райкома до ЦК.

Именно они на подведомственной территории занимались отбором, подготовкой, расстановкой руководящих административных, хозяйственных и других кадров. Несмотря на ряд негативных моментов, правящей партии удалось сформировать кадровый корпус органов государственной власти, который в течение нескольких десятилетий обеспечивал решение политических и экономических задач советского государства. [14, С.56]

То есть отбором и регулированием движения кадров на государственной службе занимались отдельные, специально-направленные на это органы. При взаимосвязи этих органов с руководством той структуры, в которую поступает кандидат, и учетом его мнения, процесс отбора кадров на государственную гражданскую службу будет более качественным и объективным. [14, С.143]

Необходимо отметить, что уже сегодня для привлечения молодых талантливых специалистов на государственную службу, а также для помощи в раскрытии профессионального потенциала используется целый комплекс материальных и нематериальных стимулов.

Они заключаются как в законодательно установленных гарантиях (ст. 52-53 ФЗ-№79), так и в предоставлении от государства дополнительных льгот и преимуществ, таких как льготы в медицинской сфере для членов семьи, плату расходов, связанных с переездами и (или) командировками, оплату периодов повышения квалификации, переподготовки и стажировки, предоставление вакантного места при реорганизации или закрытии организации; помощь в приобретении жилья (в виде единовременной субсидии), защиту персональных данных в системе медицинского страхования, обеспечение служебным транспортом (для личного транспорта, если он используется по служебным нуждам, предусмотрена компенсация за топливо техническое обслуживание) и многое другое. [5, С.131]


К специальным льготам относят обеспечение социального страхования и сохранение оклада в случае утраты возможности трудиться. Также региональные законодательные акты могут предоставлять служащим право на бесплатный проезд в городском транспорте, на приём детей в детские сады без очереди, на компенсацию при оплате коммунальных услуг.

Все это обеспечивает надежность и стабильность работы на государственной гражданской службе, что особенно важно и в современных условиях кризиса. Чувство защищенности от спонтанных «сокращений» и возможность получения опыта работы по специальности не меньшим образом привлекают молодых специалистов.

Не мало важна взаимосвязь государственных органов с высшими учебными учреждениями, которые готовят молодых специалистов непосредственно для работы в государственной гражданской службе. Это прямой путь пополнения молодых кадров. [5, С.132]

Так на данный момент многие государственные органы на своей базе предоставляют студентам возможность прохождения учебной, производственной и преддипломной практики с дальнейшим возможным привлечением на работу наиболее перспективных молодых специалистов.

Здесь молодому человеку необходимо лишь показать все свои знания и умения, проявить интерес и желание к работе. При этом используется отбор по дипломным работам, относительно емкости их содержания и теснотой связи с деятельностью данного государственного органа.

Также при такой взаимосвязи многие действующие государственные служащие включаются в преподавательский состав высшего учебного заведения, проводя учебные занятия и тренинги, тем самым напрямую самостоятельно оценивая знания и способности студентов, отбирая для будущей совместной работы наилучших. [14, С.143]

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательно процедура отбора кадров на должность государственной гражданской службы очень четко прописана и детально проработана.

Однако при реализации допускаются ошибки и нарушения этого процесса, который сам по себе крайне продолжителен. Все это затрудняет трудоустройство молодых специалистов или вовсе лишает их такой возможности, что негативно сказывается и на работе самих государственных органов.

Необходимо усиливать инструменты воздействия при привлечении молодых специалистов. Именно поэтому данный вопрос требует вмешательства с последующей корректировкой и совершенствования отбора кадров на государственную гражданскую службу. [6, С.98]