Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Слово "инновация" в России в последние несколько лет постоянно на слуху, и это не случайно, ведь приоритетным компонентом в экономическом развитии нашего государства является именно инновационная деятельность. Государственная инновационная политика является составной частью социально-экономической политики, направленной на становление и поддержание экономики, которая способна конкурировать с другими странами на мировом рынке, а также на развитие потенциала высокотехнологичных разработок и научных исследований.
Мировой опыт показывает, что единственным действенным способом преодоления кризиса и экономических проблем являются инновации. Их роль в эпоху информационного общества огромна: новые идеи правят миром, принципиально новые технологии захватывают рынок. Очевидна связь инновационной активности страны и её экономического роста.
В данной работе будет рассмотрено государственное стимулирование инноваций в экономике разных стран.
Актуальность проблемы стимулирования инновационной деятельности различными государствами обусловливается тем, что в рамках рыночных отношений темпы роста производительности и потребление продукции неуклонно растут, а методы и способы производства товаров и услуг постоянно совершенствуются и изменяются. Соответственно, изменяется и ситуация на рынке. Именно поэтому экономистам необходимо подробно изучать вопрос, касающийся государственного стимулирования инноваций для оценки и анализа его результатов, отражения на рыночной конъюнктуре.
Целью данной работы является исследование государственной политики развития инноваций, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть государственную политику развития инноваций;
- выявить проблемы и перспективы государственной инновационной политики.
Объект исследования - инновации.
Предмет исследования - инновационная политика государства.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области государственного управления, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ
1.1 Стимулирование инноваций
В настоящее время во всех странах присутствует какой-либо альянс, объединяющий три звена: государство бизнес и исследовательские организации. Отсюда можно сделать вывод о необходимости их тесного взаимодействия для успешного развития и функционирования экономики в целом. Сравним некоторые показатели экономики США, Великобритании, Франции, Австрии и России (таблица 1, таблица 2):
Таблица 1
Налоговые льготы для бизнеса в сфере НИОКР
Страна |
Размер ставки* |
США |
20% от прироста объема расходов на исследовательские работы |
Великобритания |
150% |
Франция |
40% от прироста объема расходов на исследовательские работы |
Австрия |
125% от объема+35% от прироста объема расходов на исследовательские работы |
Россия |
100% |
Таблица 2
Прогноз финансового обеспечения науки ведущих стран и регионов мира
Годы |
США |
Россия |
Япония |
ЕС (1,87-15) |
2000 |
2,72 |
1,05 |
2,90 |
1,89 |
2005 |
2,72 |
1,25 |
3,20 |
1,87 |
2020 |
3,00 |
2,25 |
3,50 |
2,40 |
2030 |
3,10 |
2,30 |
3,50 |
2,50 |
Сопоставим данные двух таблиц: Налоговые льготы формируются по-разному, однако оценкой их эффективности могут быть уровень жизни, благосостояние население и доля фирм на мировой арене. Страны, которые выделяют наибольшую долю ВВП на инновации - США и Япония. Они же являются наиболее развитыми на сегодняшний день, лидируя на рынке электроники, легкой промышленности и других высокотехнологичных отраслей (например, информационные технологии). Что касается европейских стран, то их развитие инновационной деятельности по сравнению с лидирующими странами замедлено. Можно выделить три субъекта развития инновационной деятельности в современном мире: США, Япония и ЕС. Ученые говорят, их расширение будет происходить за счет перспективных стран Азии: Китая и Индии.
Авторы исследований рынков разных стран сходятся во мнении о необходимости развития инновационной инфраструктуры, центральным звеном которой является венчурное финансирование - это способ для фирм приобрести капитал в основном от частных инвесторов. Отличающей характеристикой венчурного капитала является рискованность проектов, в который его предпочитают вкладывать (чаще всего капиталисты - обеспеченные лица, которые могут ничего не знать об инвестируемой сфере). Расширению рынков венчурного инвестирования во многом способствует государственная поддержка. Считается, что выгоды, которые получает общество от государственных программ поддержки венчурного бизнеса, значительно шире, чем обеспечение получения прибылей венчурными капиталистами.
Основной проблемой развития инновационных проектов является рискованность вложения в них денежных средств. Одним из наиболее действенных методов государственной политики стимулирования инноваций могут быть государственные закупки, так как они способны создать спрос на инновационные продукты: если сделают предпочтения новейшим товарам со стороны государственных заказчиков любого уровня директивными, то поставщики для удовлетворения этого запроса будут вынуждены вести инновационную деятельность.
Сегодня одним из определяющих факторов потребления является технологичность, увеличение полезности, удобство и простота товаров и услуг, для производства которых требуется ускорение инновационных процессов со стороны фирмы. Таким образом, конкурентная борьба проявляется не только на стадии реализации товаров, а на стадии их разработки. Целью фирмы в таком случае будет технологическое превосходство, даже технологическая монополия в ключевых отраслях, чтобы отгородить себя от конкурентов. [1] Однако, с точки зрения микроэкономики, монополизация опасна произвольным установлением цены.
Согласно исследованию Межведомственного аналитического центра,[2] фирмы различных отраслей экономики выделяли наиболее важными целями инноваций следующие:
- повышение рентабельности производства, снижение издержек;
- увеличение доли на традиционных рынках или выход на новые отечественные рынки;
- увеличение выручки предприятий.
Очевидно, что сама природа инноваций особенно рискованна в отдельных отраслях экономики, особенно при массовом применений новых товаров и услуг. Так, если взять фармацевтическую или пищевую отрасли, которые напрямую влияют на здоровье человека, что нужно отметить существование временного лага между началом потребления инновационного продукта и его побочными действиями. Из-за сложности современных технологий и "соревнований" за их первенство на мировом рынке, у производителей нет возможности многолетнего тестирования инноваций. Большую роль начинает играть репутация производителей, которая сигнализирует о качестве в глазах потребителей, но оно не всегда оправдывается. Поэтому, роль государства в инновационной политике велика, так как здесь необходимы четкие стандарты, мониторинги и проверки качества новой продукции, создание дополнительных научноисследовательских центров и лабораторий.
Стимулирование инноваций со стороны государства может состоять в выдаче патентов и лицензий, однако это одновременное предоставление рыночной власти. То есть существует зависимость между потенциалом фирмы к инновационным открытиям и наделением ее монопольной властью путем выдачи патента государством. С другой стороны, срок действия патента гарантирует отдачу от вложений в инновационные разработки со стороны фирмы.
1.2 Инновационное развитие РФ
В докладе «Глобальный инновационный индекс 2016» РФ занимает 43 место в рейтинге эффективности инновационной деятельности, в 2015 году - 48 место. Ведущие позиции у стран Европы, США, Сингапур и т.д. Несмотря на заметное улучшение, инновационная деятельность современной России слабо развита и сильно уступает другим более экономически развитым странам. В то время как развитые страны активно пользуются высокими технологиями и развивают их, по мнению отдельных экспертов, Россия остается на индустриальном этапе. Инновационное развитие РФ сопровождается большими трудностями, что обусловлено рядом проблем.
Коррупция - одна из основных проблем внедрения инноваций в России. Крупные предприятия мешают деятельности более инновационных и конкурентоспособных мелких фирм. По этой причине инновационные предприятия не могут реализовать свой потенциал и закрываются. Коррупция угрожает безопасности и развитию не только экономики, но и другим социальным институтам страны.
Следует также отметить слабую налоговую политику. Все большее количество стран используют налоговые льготы для стимулирования развития инноваций в экономике. В качестве примера можно привести Республику Корея и Сингапур, которые использовали так называемые «налоговые каникулы» для наукоемкого бизнеса, характеризуемые нулевой ставкой налогообложения и продолжающиеся иногда до 20 лет. Швейцария, с ее низкими корпоративными налогами и законом о банковской тайне, считается самой благоприятной в мире страной для ведения бизнеса. В России недостаточное количество налоговых льгот, которые еще и имеют короткий срок действия, что не может оказывать существенного влияния на развитие инноваций. Кроме того, представители среднего наукоемкого бизнеса, для которых льготы более важны, говорят о том, что использование льгот требует наличия в организации квалифицированных юристов и положительной практики разбирательств с налоговыми органами. Также проблемой инновационного развития является слабо развитая нормативно-правовая база. Государство обеспечивает недостаточную поддержку развития инноваций инновационного предпринимательства. В стране существует слабая система защиты авторских прав, запатентовать часто можно только технические решения, которые могут быть применены в промышленности, а процесс получения патента является достаточно затратным.
В связи с падением цен нефть, экономика России, как одного из основных экспортеров нефти, пережила сильное падение. В условиях выхода российской экономики из рецессии и опасности перехода в длительное состояние стагнации, обеспечение устойчивой динамики экономического роста становится проблемной областью для исследователей и практиков[3]. Это связано с тем, что основная часть доходов страны обеспечивается экспортом нефти и другого сырья. Из этого вытекает серьезная проблема: отсутствие мотивации развития инноваций внутри страны, так как проще добывать и продавать сырье, чем развивать его эффективную переработку.
Также проблемой является отсутствие/недостаточное количество квалифицированных кадров. У России есть большой интеллектуальный потенциал, но он плохо реализуется. Это связано с миграцией «умов России» в страны, которые предлагают им более выгодные условия реализации своих способностей. Также стране не хватает специалистов, способных применить опыт введения инноваций развитых стран.
Чтобы осуществить модернизацию необходимо определить факторы развития инноваций, имеющиеся возможности и правильно их применить. Также необходимо сократить время внедрения инноваций и оптимизировать государственные расходы на реализацию инновационных программ. Россия обладает интеллектуальным потенциалом, огромными запасами ресурсов, развитая военная и космическая промышленность. Чтобы использовать эти факторы можно обратиться к более развитым странам за опытом введения новых технологий, их исследованиями, патентами и лицензиями. Для решения проблем, мешающих стране проводить политику инновационного развития, нужны решительные и взвешенные действия государственных органов власти по организации налоговой и правовой политики и защите права на интеллектуальную собственность.
Часто предлагаются пять основных приоритетов инновационного развития: ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, энергоэффективность и информационные технологии. В 2011 г. распоряжением Правительства РФ утверждена стратегия инновационного развития страны напериод до 2020 г., с целью привести экономику России на инновационный путь развития.
Развитие инноваций и повышение роли науки в производстве во многом зависит от политики государства. Оно должно обеспечить благоприятные условия для инновационных предприятий. Путем внедрения инноваций в производство повышается уровень конкурентоспособности предприятий. Таким образом, бизнес является одним из основных заказчиков и инвестором новых технологий, которые потом использует их в производстве благ. Государство может поддержать бизнес, организовывая программы финансирования, предоставляя льготы при получении кредитов, выделяя субсидирование процентных ставок на приобретение новых разработок, патентов и оборудования и работая над нормами правового регулирования. Нужно развивать законодательную и финансовую системы так, чтобы образовалась благоприятная среда для инновационных предприятий. При помощи налогов государство может стимулировать разработки и исследования крупного бизнеса, помочь реализовать потенциал среднего и малого бизнеса. Стране нужны квалифицированные специалисты, которые бы разбирались в современных технологиях и занимались созданием и развитием новых, также нужно решить проблему диспропорции между потребностью регионов в специалистах и их выпуском. Для этого нужно сделать более доступным и качественным высшее образование, повысить качество подготовки всех категорий специалистов, обеспечить регионы разнообразием учебных заведений. Нужно привлекать ведущих ученых в образовательные учреждения, создавать научные лаборатории и привлекать студентов к научной деятельности. Большим потенциалом обладает военно-промышленный комплекс, который не уступает и даже превосходит в своем развитии страны запада. Развитие технопарков, инновационных институтов научных центров, которые занимаются созданием, внедрением и патентованием разработок, является перспективным направлением для отечественной экономики.