Файл: Инновационное развитие РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Правовая защита интеллектуальной собственности как направление инновационной политики государства

Согласно новой политике Российской Федерации в рамках экономической безопасности экономика должна поддерживаться не добычей минеральных ресурсов и различных полезных ископаемых, а новыми инновационными открытиями и разработками. Такое стратегическое направление прописано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года[4]. Имея такой вектор развития нужно в первую очередь обеспечить нормативно-правовую защиту интеллектуальных прав создателей и разработчиков инновационных проектов, предметов искусства, а также прав на коммерческую тайну.

Конкурентоспособность, как в нашей стране, так и во всём мире определяется развитостью инновационной базы и в целом интеллектуальной деятельностью, а также её защищённостью, при чём, она должна быть как внутренней, в первую очередь, так и внешней. Именно поэтому вопросами защиты прав на интеллектуальную собственность должны заниматься государственные органы, при этом участие должны принимать и различные инновационные центры, а также научные и культурные объединения молодых специалистов.

Нужны такие нормативно-правовые акты, которые не создадут условия «железного занавеса», как это было во времена СССР, и которые не изолируют отечественные открытия и достижения в разных сферах деятельности от внешнего мира, иначе, какая от этого польза. Известны случаи, когда в 1980-1990-х гг. китайские научные деятели скупали российские научные издания, в которых публиковались отечественные открытия в различных сферах, но не нашли реализации на родине, поэтому были присвоены и запатентованы китайскими «учёными».


Поэтому, используя опыт прошлых лет нужно взять на вооружение то, что проблема была именно в нормативно-правовом обеспечении по охране интеллектуальной собственности, которое практически отсутствовало.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим права по интеллектуальной деятельности в России является Гражданский Кодекс РФ часть 4-ая, Гл. 72 «Патентное право», после принятия которого, интеллектуальная деятельность приобрела законодательные границы, связанные с созданием и использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, то есть объектов интеллектуальной собственности, охраняемых патентом[5].

Проблема нашего законодательства заключается в неточных размытых формулировках нормативно-правовых аспектов, исключением не является и Гл.72 ГК РФ о патентном праве. Например, такие две патентные категории как изобретение и полезная модель часто путают из-за подачи примерно одинакового пакета документов, а это создаёт сложности в статистике и в какой-то мере искажает информацию для иностранных граждан, которые являются потенциальными инвесторами.

Также в России пользуется спросом такой способ патентования, когда уже в известные изобретения вносят незначительные структурные изменения, и, пользуясь несовершенством законодательной базы, патентуют старые изобретения в качестве «новых»[6].

Таким образом, получается, что процесс патентования работает на увеличение статистики, а не на качественную составляющую, видимо это и является некоторым барьером для повышения конкурентоспособности и внутри страны для местных компаний и отдельно заинтересованных в этом лиц, и за её пределами.

Вторым законодательным барьером является сложность получения патента на действительно стоящее и впервые созданное изобретение или полезную модель, это связано в основном с бюрократизацией экономики, не исключающая и патентную деятельность.

Если сравнивать показатели патентной активности России и США то статистика такова, что в 2016 году Россия отставала от экономически развитой страны по количеству заявок на патентование изобретений более чем в 10 раз, что ещё раз подтверждает несовершенство российского патентного права.

В России около 80 % изобретений разного назначения и применения в основном финансируется из государственного бюджета, и только около 20 % частным предпринимательством, при таком соотношении количество поданных заявок на изобретения не увеличивается, что не может отражаться положительно на экономической безопасности страны[7]. Такой разрыв между разными институтами финансирования должен как-то изменить свою структуру в пользу частного предпринимательства, а для этого нужно мотивировать частные лица различными программами и льготами, и тогда количество и качество новых изобретений и полезных моделей будет увеличиваться, так как на это будут затрачены собственные денежные средства, но об этом ни слова нет в законодательстве.


Существующая с 29.11.2012 года Федеральная служба по интеллектуальной собственности занимается вопросами контроля, надзора, а также нормативно-правовым регулированием этой сферы. За пять лет её существования барьеры и размытости нормативно-правовых актов так и не были убраны и до сих пор остаётся множество спорных вопросов.

На наш взгляд, служба должна решать следующие задачи:

  1. создать условия и как можно больше рабочих мест для квалифицированных кадров в области науки и инноваций, при этом должна быть такая заработная плата, чтоб у этих кадров не появлялось и мысли уехать за рубеж;
  2. обеспечить для потенциальных квалифицированных кадров реально действующий рынок интеллектуальной собственности, который будет грамотно законодательно ограничен и сможет привлечь иностранных инвесторов;
  3. осуществить поддержку российских патентообладателей за рубежом, так как многие разработки не могут быть окуплены в пределах нашей страны из-за требуемых вложений и конечной стоимости. При условии, что решится эта проблема, страна в меньшей степени будет экспортировать сырьевые ресурсы и заметит какую-то их долю интеллектуальной собственностью, что постепенно будет освобождать российскую экономику от сырьевой зависимости и выведет на путь инновационного развития. Приняв подобное решение, были заложены основы экономики Японии, которая на данный период является одной из самых привлекательных стран для инвесторов и изобретателей, из-за качественного законодательства внутри страны в области патентования и инноваций;
  4. продвижение наших патентов, привлечение бизнеса к участию в этой работе, в том числе путём принятия специальных преференций для тех, кто внедряет интеллектуальную собственность;
  5. ужесточить борьбу с «пиратством» и кражей новых открытий и идей российских учёных;
  6. закрепить все выше указанные задачи законодательно.

Особенно хочется остановиться на проблеме с «пиратством». В законодательстве термин «пиратство» заменён на «информационное посредничество», а проблема его в том, что эта деятельность особенно сложна в контроле и измерении правонарушений. В 2014 году, когда была объявлена санкционная блокада России, различные зарубежные программные обеспечения значительно выросли в цене, а из-за обстановке в стране у физических и юридических лиц не всегда была возможность стать обладателями дорогостоящего программного обеспечения, соответственно, спросом стало пользоваться ещё больше нелегальное программное обеспечение. Таким образом, были нарушены права зарубежных патентообладателей, что, несомненно, сказывается на репутации и экономической безопасности страны, так как их законодательство действует в большей степени нежели в нашей стране, и они имеют полное право подать иски на нелегальное пользование их интеллектуальной деятельностью.


Но по защите и регулированию правоотношений по интеллектуальной деятельности в России не совсем всё так плохо, есть и положительные стороны. В 2013 году начал функционировать Суд по интеллектуальным правам РФ и это дало положительный отклик от собственников интеллектуальных прав, так как они почувствовали законодательную защиту и поддержку. Так, согласно статистике в 2013 поступило на рассмотрение 291 исковое заявление, в 2014 году - 623, в 2015 году - 733, а в 2016 году только за первое полугодие было подано 392 заявления[8]. По таким данным видно, что этот орган необходим собственниками интеллектуальной собственности, но проблема в том, что количество исков ежегодно увеличивается в разы, что в какой-то степени тоже характеризует законодательную базу как несовершенную, ведь по поданным искам возникает ещё очень много спорных и незакрытых дел.

Таким образом, учитывая тот факт, что в мире сейчас идёт глобальная информационная, экономическая и геополитическая война за рынки и различные сферы влияния государств, внимание в наибольшей степени уделяется именно изобретениям, технологиям и правам, которые и составляют интеллектуальную собственность и в масштабном смысле инновационный потенциал.

На данном этапе времени одним из приоритетов развития социальноэкономической политики страны должна оставаться правовая защита интеллектуальной деятельности и отстаивание интеллектуальных прав не только на территории страны, но и за рубежом. Только после того, как эти приоритеты начнут реально функционировать в экономике страны, мы сможет отойти от энергетической и ресурсной зависимости и окончательно стать на инновационный путь развития, выполняя, таким образом, требования экономической безопасности.

2.2 Защита прав собственности в инновационном пространстве

Вектор развития современного общества во многом задается использованием, созданием, совершенствованием информационных технологий в различных сферах жизни человека с одной стороны, а с другой - непрерывным расширенным воспроизводством результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих соответствующей правовой охране и защите. Соответственно возникает необходимость своевременного оперативного реагирования на происходящие в социуме изменения и совершенствования механизмов регулирования правовых отношений, особенно в области создания и использования результатов интеллектуальной собственности в инфокоммуникационном пространстве. С технической точки зрения инфокоммуникационное пространство - совокупность информации (контента), передаваемой при помощи средств телекоммуникации. В широком смысле инфокоммуникационное пространство образует собой специфическую сферу правового регулирования разнообразных общественных отношений, возникающих в процессе создания, преобразования, использования, хранения и передачи информации. Однако в данном случае речь идет представлении инфокоммуникационное пространства как сферы регулируемых или нуждающихся в урегулировании общественных отношений по поводу создания, введения в оборот и использования результатов интеллектуальной деятельности.


Основными источниками правового регулирования инфокоммуникационнго пространства в России являются: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая); Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон «О связи»; Федеральный закон «О персональных данных».

К субъектам инфокоммуникационного пространства относятся все те, кто вовлечен в процесс производства, распределения, обмена и потребления инфомации (контента), то есть в данном случае субъектами выступают авторы и создатели объектов интеллектаульной собственности, правообладатели интеллектуальных прав по лицензионным договорам, владельцы сайтов, телеканалов (и других средств телекоммуникации), операторы телекоммуникационных сетей. Субъекты инфокоммуникационного пространства можно разделить на четыре группы, именно:

  1. властные субъекты (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с подведомственными ему органами (Роскомнадзор, Росвязь, Роспечать) и организациями (ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность», ФГБУ НИИ «Восход», ФГБУ «ЦЭКИ» и пр.); Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и др.);
  2. обладатели прав интеллектуальной собственности (автор, соавторы, правообладатель, лицензиат, лицензиар, сублицензиат и др.);
  3. субъекты, обеспечивающие использование результатов интеллектуальной деятельности и информации с помощью средств телекоммуникации (информационный посредник, оператор информационной системы, владелец сайта в сети «интернет», провайдер хостинга, владелец сети связи специального назначения, организация связи и др.);
  4. пользователи инфокоммуникационных продуктов или услуг (абонент, пользователь услугами связи, пользователь программы для ЭВМ или экземпляром базы данных и пр.).

Объекты интеллектуальной собственности в инфокоммуникационном пространстве представлены в форме произведений науки, литературы и искусства; программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ); баз данных; исполнений; фонограмм; сообщений в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретений; полезных моделей; промышленных образцов; топологий интегральных микросхем; секретов производства (ноу-хау); фирменных наименований; товарных знаков и знаков обслуживания; наименований мест происхождения товаров; коммерческих обозначений.

Наибольшее количество дел по защите интеллектуальной собственности в инфокоммуникацион- ном пространстве связано с использованием и распространением текстовых и графических, фото - видеоматериалов и аудиозаписей. Так как основными сферами использования результатов интеллектуальной деятельности в инфокоммуникационном пространстве являются интернет и телевидение, рассмотрим специфику охраны и защиты прав интеллектуальной собственности именно в данных секторах инфокоммуникационного пространства.