Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ
В последние годы правовое регулирование инфокоммуникационного пространства претерпело достаточно большое количество изменений, среди которых следует выделить следующие: в 2013 году в 4 часть Гражданского кодекса Российской Федерации была включена статья, посвященная ответственности информационного посредника; с 1 января 2015 года вступили в силу положения Гражданского кодекса Российской Федерации, позволившие безвозмездно использовать произведения на основе «свободных лицензий»; с 1 мая 2015 года начали действовать нормы, предполагающие возможность досудебного урегулирования споров между владельцами сайтов и правообладателями, был расширен перечень объектов интеллектуальной собственности подлежащих защите в особом порядке; с 31 августа 2015 года изменились правила подачи и рассмотрения документов при регистрации товарных знаков; с 1 января 2017 года вступили в силу правила распространения информации новостными агрегаторами.
Защита нарушенных интеллектуальных прав в таких секторах инфокоммуникационного пространства как телевидение и интернет в большинстве случаев сводится к двум основным вопросам: регулирование авторских и смежных прав; доменные споры. Особое значение для регулирования инфокоммуникационного пространства в сфере защиты авторских и смежных прав имеет важная для правообладателей тенденция, связанная с изменениями внесенными в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в 2014 году в отношении порядка урегулирования споров между правообладателями и владельцами сайтов. Во-первых, поправками внесенными в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регламентирован досудебный порядок разрешения споров в случаях нарушения авторского или смежного права в сети интернет. Согласно статье 15.7 вышеназванного закона правообладатель, чьи интеллектуальные права нарушены может обратиться в письменной или электронной форме к владельцу сайта с требованием удалить незаконно размещенную информацию. Владелец интернет-ресурса в свою очередь должен представить доказательства, подтверждающие правомерность размещения контента, если доказательства не будут представлены, информация должна быть удалена в течение суток[9]. При невозможности урегулировать возникший конфликт, спор будет разрешаться в судебном порядке.
Во-вторых, согласно части 3 статьи 26 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, рассматривающего дела связанные с защитой авторских и смежных прав выступает Московский городской суд[10]. До предъявления иска суд по письменному заявлению правообладателя, которое может подаваться и при помощи специальной формы, размещенной на сайте суда, вправе принять предварительные обеспечительные меры. При подаче данного заявления, заявитель должен предоставить документы, подтверждающие наличие прав на объекты авторских и (или) смежных прав кроме прав на фотографические или аналогичные им произведения, а также документы, подтверждающие факт неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях (статья 144.1 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации). В качестве таких документов могут выступать следующие: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия документа, подтверждающего наличие исключительных прав (например, копия лицензионного договора); скриншоты интернет-ресурсов, на которых было замечено нарушение авторских или смежных прав. В случае успешного рассмотрения заявления суд посылает исполнительный лист в Роскомнадзор, который вносит ресурс в Реестр запрещенных сайтов на 15 дней.
В третьих, после вступления в силу законного акта правообладатель обращается в Роскомнадзор для ограничения доступа к сайту. В свою очередь Роскомнадзор направляет провайдеру хостинга требование о блокировке доступа к незаконно размещенному контенту. Владелец интернет-ресурса после уведомления о необходимости ограничения доступа к информации, полученного от провайдера хостинга, должен принять соответствующие меры. Если этого не происходит, провайдер хостинга обязан ограничить доступ к интернет-ресурсу. В случае, если провайдер хостинга не принимает меры, тогда оператор связи должен ограничить доступ к незаконно размещенной информации. При повторном нарушении исключительных прав на контент интернет-ресурсом, данный сайт может быть заблокирован на постоянной основе[11].
Текущая практика применения антипиратского законодательства считается достаточно эффективной, так в 2016 году по данным, опубликованным на сайте Роскомнадзора в единый реестр запрещенной информации было внесено около 87 тысяч интернет-страниц[12]. Тем не менее регулирование данной сферы отношений по мнению законодателя нуждается в ужесточении. Среди возможных изменений антипиратского законодательства следует отметить введение внесудебной блокировки пиратских зеркал, штрафование провайдеров за описание и пропаганду средств обхода блокировок, введение мер административной ответственности конечных пользователей за потребление нелегального контента[13].
Также в сфере регулирования интеллектуальной собственности важными являются последние разъяснения Суда по интеллектуальными правам в отношении таких вопросов как:
- использование чужих объектов в виде фото- и видеоматериалов для иллюстрации;
- спор между доменом и товарным знаком, при условии что первый был зарегистрирован ранее.
Согласно позиции Суда по интеллектуальным правам представленной в Постановлении от 1 августа 2016 года № С01-598/2016 по делу N А40-122618/2015 цитироваться может только авторский текст, а не видео- или фотоизображения. Использование фото- и видеоматериалов в качестве иллюстрации возможно только в учебных, научных, полемических, информационных, критических целях, причем в объеме оправданном целью[14]. Такое разъяснение дает основания полагать, что использование чужих фото- и видеоматериалов даже с указанием авторства в целях отличных от вышеуказанных (к примеру, в развлекательных) является нарушением прав интеллектуальной собственности, в связи с чем возникает неопределенность в регулировании использования фото- и видеоматериалов на таких интернет-ресурсах, где использование подобного контента является достаточно распространенным случаем. Прежде всего, примерами таких ресурсов могут быть социальные сети, например «Вконтакте» и видеохостинговые компании, например YouTube.
В отношении другого актуального вопроса Суд по интеллектуальным правам представил разъяснения в Постановлении от 3 августа 2016 года N С01 -565/2016 по делу N А41-81997/2015, где отмечается, что в споре между доменом и товарным знаком не имеет значения дата регистрации домена, так как домен не является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности[15].
При разрешении вопроса о правомерности использования доменного имени идентичного или сходного до степени смешения с товарным знаком необходимо учитывать следующие условия: задействовано ли доменное имя для размещения на сайте предложений о продаже товаров или оказании услуг сходных с предлагаемыми под охраняемым товарным знаком товарами или услугами; используется ли доменное имя добросовестно.
Возникновение подобных споров между администраторами доменных имен и владельцами товарных знаков во многом основывается на том факте, что место доменного имени в настоящее время не определено в иерархии объектов интеллектуальной собственности. Вместе с тем, доменное имя как объект права обладает особыми, присущими только ему признаками, например, доменное имя является средством индивидуализации определенного информационного ресурса; является уникальным не только в национальном, но и в глобальном масштабе; может принадлежать любому субъекту права[16].
Современная защита прав интеллектуальной собственности в инфокоммуникационном пространстве ввиду наличия пробелов в регулировании вопросов, связанных с использованием объектов авторских и смежных прав, а также с неопределенностью статуса доменного имени, нуждается в своевременном совершенствовании. Тенденции правового регулирования данной области во многом находят свое выражение с одной стороны, в позиции судов, которые не только применяют действующие нормы законодательства, но и создают прецеденты при отсутствии урегулированности вопроса законом напрямую, а с другой стороны, в законопроектах, направленных на ужесточение регулирования использования объектов интеллектуальной собственности в сети интернет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, опираясь на все вышесказанное, приходим к ряду выводов. Государственное стимулирование инноваций сегодня имеет мировой масштаб. Это необходимая составляющая при переходе к рыночной экономике, однако не существует универсального метода государственной поддержки инноваций, поэтому опыт зарубежных стран должен служить ориентиром для разработки инновационного стимулирования в России.
Инновации оказывают воздействие как на рынок товара, так и на рынок труда, влияют на структуру рынка. Рациональная поддержка государством инновационной деятельности, создание взаимодействия между государством, бизнесом и наукой ведут к экономическому росту и увеличению общественного благосостояния. Практически все страны создают сети технологических инноваций, которые направлены на взаимодействие компании и исследовательских центров.
Прогнозируя мировую динамику инновационной активности на следующие 5-10 лет, можно предполагать, что темпы будут возрастать в первую очередь из-за глобализации, развития мирового рынка, обострения международной конкуренции, а также развития информационных систем, сети Интернет. Правительству Российской Федерации нужно будет способствовать повышению гибкости и мобильности трудовых ресурсов, квалификации рабочего персонала в сфере инноваций и НИОКР, что обусловлено международным сотрудничеством России, стремлением к открытой рыночной экономике. Необходима еще большая поддержка и содействие фирмам, ведущим новые технологические разработки. Сегодня Россия нуждается в разработке законодательной базы в области научных открытий и инноваций.
Представляется очевидным, что необходимо сделать так, чтобы производители своей инновационной деятельностью стремились не к выигрышу в конкурентной борьбе и максимизации прибыли, а к их социальному эффекту, улучшению общественного благосостояния. Государство здесь играет ключевую роль, поэтому через стимулирование инновационной активности грамотное правительство будет улучшать уровень жизни населения своей страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть 4, глава 72 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система России Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 64629/630108e4684aa4aacf1eaa63101d1ab76fca7/ (дата обращения: 12.05.2017).
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/
- Постановление Суда по интеллектуальным правам от 1 августа 2016 г. № С01 -598/2016 по делу N А40-122618/2015 // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71361180/
- Постановление Суда по интеллектуальным правам от 3 августа 2016 г. N С01 -565/2016 по делу N А41-81997/2015 // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71361102/
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система России Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/66bd405a170a7f2953e9fb031b9dbc10caa54707/ (дата обращения: 15.05.2017).
- Абакумова К.Н. Современные тенденции развития науки и инновационной деятельности / К.Н. Абакумова //Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (28 нояб. 2014 г.). - Тамбов, 2014. - Ч. 10. - С. 8-10.
- Аюпова А.Р., Хабиров Н.Г. Некоторые проблемы российского патентного права // Юридические науки. - 2016. - С. 13-21.
- Варнавский В.Г. Государственные программы стимулирования инноваций в США / В.Г. Варнавский // Управление инновациями : мате- риалы Междунар. науч.-практ. конф. (17-19 нояб. 2014 г.). - М.; Новочеркасск, 2014. - С.70 - 75.
- Варшавский А.Е. Проблемные инновации: риски и ответственность. - М.: РАН, 2015. - 113 с.
- Голиченко О.Г., Самоволева С.А. Провалы рынка и государства в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. "Инновационная Россия - 2020" // Инновации. - 2011. - № 2.
- Гохберг Л.М., Заиченко С.А., Китова Г.А. и др. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. - 168 с.
- Гусева А.Л., Данилова В.А. Государственная стратегия охраны права на интеллектуальную собственность в Российской Федерации // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 27. - С. 1-6.
- Засимова Л.С., Кузнецов Б.В., Кузык М.Г. и др. Проблемы перехода промышленности на путь инновационного развития. - М.: Московский общественный научный фонд. - 2008. - 264 с.
- Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б. З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 624 с.
- Кузык Б.И. Инновационное развитие России: сценарный подход // Экономические стратегии. - 2009. - №. 9. [Электронный документ:
- Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 672 с.
- Малявина И.Ю., Былинская А.А. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики России //Экономические науки. 2012 №2(2). С. 197-201.
- Модернизация экономики и государство. Отв. ред. Е.Г. Ясин // Кузнецов Б.В., Кузык М.Г. и др. Особенности спроса на технологические инновации и оценка потенциальной реакции российских промышленных предприятий на возможные механизмы стимулирования инновационной активности - М.: ГУ ВШЭ, 2017. - 517 с.
- Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации: Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. - М.: Министерство образований и науки Российской Федерации, 2009. - 206 с.
- Новикова Я.И. Инновационное развитие России: ретроспективный анализ и современное состояние //Вестник Томского государственного университета. 2013. №377. С. 129-135.
- Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news 42205.htm
- Петлевой В. Технопарки реабилитируются // РБК daily. - 22 нояб. 2011. - № 215(1259).
- Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 985 с.
- Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы. - М.: Экономика, 2009. - 447 с.
- Розанова Н.М. Эффективная организация отрасли: практическое руководство: учеб. пособие. - М.: "Дело" АНХ, 2009. - 416 с.
- Серго, А., Гладкая, Е. Правовое регулирование доменных имен / А. Серго, Е. Гладкая. - М.,2010. - 48 с.
- Суд по интеллектуальным правам - статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipc.arbitr.ru/node/1354 (дата обращения: 14.05.2017).
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=48370
- Яркова Т.А. Вопросы реализации антикоррупционной стратегии //Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2012. №1. С. 27-29.
- Яркова Т.А., Кадышев С.С. Инновационное развитие России: проблемы, риски и трудности // Инновационная наука. 2015. №5. С. 325-326.
- Яркова Т.А., Хохлова М.А. Инновационное развитие России: проблемы, риски и трудности / Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. С. 190-192.
- Яркова Т.А., Часовников С.Н. Влияние институциональных факторов на экономическое развитие // Экономика и предпринимательство. 2016. №11-2 (76-2). С. 1210-1213.