Файл: Формы социальной защиты населения (Современные технологии планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

России в настоящее время находится на этапе становления, и с экономической, и с социальной точки зрения. Рыночные отношения продемонстрировали недостатки системы, которые заключаются в том, что отсутствует должная поддержка социальной сферы. Поскольку действие рынка обусловлено принципом в равной мере «взносы-выплаты», граждане, по ряду причин не способные осуществлять такие взносы, например вследствие болезни, находятся в ущербном положении, в то время как их права должны в равной степени защищаться. Все это требует государственного вмешательства, осуществляемого за счет того, что посредством системы социальной защиты финансируется социальная сфера.

Актуальность темы исследования. В условиях финансового кризиса социальные вопросы встают особенно остро, а с учетом роста «теневого сектора» экономики, что негативно сказывается на объемах ресурсов, используемых для финансирования социальных задач, этот вопрос приобретает особое значение.

Для оценки перспектив развития социальной защиты в целом необходимо проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность государства в сфере социальной защиты, оценить её полноту и степень прозрачности, понять саму систему, её структуру и возможности. Все это обусловило выбор темы работы и её актуальность.

Цель и задачи курсовой работы. Целью работы является оценка состояний и тенденций развития механизма социальной защиты населения в России. Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо решить такие задачи, как:

  1. выявить сущность и принципы, на которых базируется система социальной защиты населения;
  2. определить её структуру и функции её элементов;
  3. дать характеристику механизму социальной защиты на современном этапе;
  4. определить его проблемы и перспективы.

Объект и предмет исследования. Объектом работы является система социальной защиты населения, предметом – её сущность, сущность её структурных составляющих, современное состояние и проблемы.

Структура работы. В структуре работы можно выделить 2 главы, в рамках которых решаются задачи, поставленные в работе. Так, в первой главе рассматриваются нормативно-правовые основы функционирования системы социальной защиты населения в России. В частности, в параграфе 1.1 выявляется сущность данного понятия и дается характеристика его принципам, в параграфе 1.2 характеризуются структурные элементы системы, анализируются их функции, что позволяет выявить значимость такого элемента, как система социального страхования, охарактеризованного в параграфе 1.3.


Во второй главе работы оценивается реализация механизма социальной защиты российских граждан на базе анализа системы социального обеспечения в параграфе 3.1 и социального страхования в параграфе 3.2, что позволило сформулировать проблемы, присущие сфере социальной защиты населения в России в параграфе 3.3 и определить перспективы развития этой сферы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Понятие и принципы социальной защиты населения

Принципы рыночной экономики, придерживающейся социальной ориентированности, отраженные в Конституции Российской Федерации, обусловили необходимость построения действенной социальной системы. В основе этих принципов лежит гарантирование каждому гражданину России обеспечение социальных выплат при инвалидности, болезни, потере кормильца, по возрасту или в других случаях[1].

Эти принципы требуют от государства создания всех необходимых условий для того, чтобы указанное право осуществить. Согласно законодательству, наивысшей ценностью являются права гражданина, которые обязано защищать государство.

Для этих целей в России существует система социальной защиты российских граждан. Социальная защита населения является одним из ключевых направлений государственной социальной политики, которое определяется установлением и поддержанием необходимого обществу социального и материального положения всех его членов[2].

Некоторыми авторами социальная защита населения трактуется более узко, и определятся обеспечением достаточного уровня доходов для определенных категорий населения, не способных по каким-либо причинами самостоятельно обеспечивать собственное существование[3].

В такой же форме (узкое определение) объясняет социальную защиту Пенсионный фонд страны, давая аналогичное определение на официальном сайте фонда в сети интернет[4].


Впервые признаки социальной защиты появились в далеком прошлом, однако в научном обороте такой термин не применялся. К примеру, общины на Руси были замкнутыми социальными системами, организующими всю совокупность видов жизнедеятельности людей, базировались на принципах уравнительности и коллективизма[5]. Иными словами они обеспечивали необходимость труда и получение всей общиной социальных благ, в которых нуждались.

Исследуя историю отечественной социальной работы, О.Н. Краснова сделала аналогичный вывод о длительности существования института социальной защиты граждан в России. Она связывает процесс его становления с договором, заключенным князем Олегом в 911 году с греками. В этом документе содержались ключевые элементы социальной защиты, включая отражение принципов заботы о населении, которое нуждается в государственной социальной помощи[6]. Длительное время забота осоциальной защиты населения возлагалась на дворянство.

С приходом советской власти социальная защита как обязанность перешла к народному комиссариату по призрению, а впоследствии – к комиссариату социального обеспечения. Начиная с 1918 года начало развиваться пенсионное обеспечения, защита инвалидов. Как говорил Е.А Хубулури, социальная защита населения как понятие почти отсутствовало в советское время, идеологические установки и принципы предполагали возложение социальных проблем на государство.

Стоит отметить, что первым актом, который можно связать с социальной защитой, можно назвать закон, принятый в 1935 году в Соединенных штатах Америки, на основе которого формировалось социальное законодательство страны[7].

Среди принципов, на которых базируется социальная защита, можно выделить принцип[8]:

  1. социального партнёрства, который заключается в практическом решении государством социальных проблем совместно с организациями и органами, заинтересованными в этом;
  2. экономической справедливости, который заключается в социально-экономической поддержки категорий населения, не способных по объективным причинам принимать участие в экономических отношениях;
  3. адаптивности, который заключается в способности системы социальной защиты к самосовершенствованию и саморазвитию;
  4. приоритета государственного начала, который заключается в том, что государство играет роль гаранта обеспечения уровня жизни, являющегося социально-приемлемым, для тех категорий, которые не могут достичь этого самостоятельно;
  5. превентивности мер в части социальной защиты, который заключается в прогнозировании и предупреждении социальных рисков для повышения эффективности в части их устранения, в том числе за счет гибкости в сочетании услуг платного и бесплатного характера.

Помимо этого, выделяют принципы адресности, гуманности, комплексности, обеспечения прав и свобод гражданина.

Система социальной защиты представляет собой комплекс мероприятий, законодательных актов, организаций, которые занимаются реализацией мер социальной защиты граждан и поддержкой тех категорией населения, которые являются социально уязвимыми.

Система социальной защиты выражена правовыми, социально-экономическими и политическими гарантиями, которые представляют условия, необходимые для того, чтобы обеспечить средства существования двум категориям граждан[9]:

  1. трудоспособным лицам, обеспечение которых базируется на их личном трудовом вкладе, предпринимательской деятельности и на базе экономической самостоятельности;
  2. социально уязвимым категориям, обеспечение которых осуществляется за государственный счет, при этом не должны быть меньше законодательно установленного прожиточного минимума.

1.2. Характеристика системы социальной защиты населения

Механизм социальной защиты выражается совокупностью мер организационного, экономического и правового характера, которые направлены на то, чтобы сгладить социальное неравенство[10].

Механизм социальной защиты населения в России можно понять, охарактеризовав её структуру.

Так, система социальной защиты в России реализуется посредством[11]:

  1. социального обеспечения;
  2. социальных гарантий;
  3. социального страхования;
  4. социальной работы.

Социальное обеспечение в России появилось в 20-е годы XX века. Оно представляло собой государственную систему, занимающуюся материальным обеспечением и обслуживанием нетрудоспособных и пожилых граждан и семей, в которых есть дети, посредством организации общественных фондов потребления. Кроме пенсионного обеспечения, в рамках системы выдавались пособия по родам и временной нетрудоспособности, уходу за детьми возрастом до года, семейные пособия, оказывалась помощь в воспитании и содержании детей, организовывалось содержание нетрудоспособных граждан в специальных организациях и прочее.

С переходом к рыночной экономике функции системы социального обеспечения сократились, будучи переданными системе социального страхования.


Современное социальное обеспечение базируется на принципах[12]:

  1. всеобщности социального обеспечения;
  2. социальной обеспеченности работников, бывших работников, их семей и всех остальных членов общества вне привязки к наличию или отсутствию трудовой деятельности;
  3. гарантирования достойной жизни гражданина посредством установления соответствующего уровня социального обеспечения;
  4. многообразия видов и оснований социального обеспечения;
  5. дифференциации норм и условий обеспечения исходя из определенных социально-значимых обстоятельств;
  6. участия общественных объединений, которые представляют интересы населения, в процессе разработки, принятия и осуществления решений в части социального обеспечения, а также защиты их прав.

В рамках социальных гарантий социальные блага и услуги населению предоставляются вне зависимости от трудового вклада и проверки их нуждаемости, на базе принципа распределения общественных ресурсов, имеющихся в распоряжении, исходя из потребностей.

Социальные гарантии в России выражены гарантированным бесплатным медицинским обслуживанием, всеобщей доступностью и бесплатным характером образования, минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсий и стипендий, социальными пенсиями лицам, которые не имели трудового стажа, пособиями при рождении детей, воспитании и уходу за ними до достижения ребенком возраста полутора лет, а также до 16 лет, ритуальным пособием на погребение и прочими.

Целью социальной поддержки (помощи) является помощь категориям граждан, являющимся социально уязвимыми, вследствие их неспособности по различным обстоятельствам обеспечивать доход. Формы предоставления такой помощи различаются на денежные выплаты (пособие и прочее) и натуральные выплаты (одежда, еда). Финансирование этой помощи базируется на общих налоговых поступлениях в бюджет. В отличие от социальных гарантий проверка нуждаемости при потребности в социальной помощи обычно проводится.

Наличие этого элемента системы социальной защиты населения обусловило существование отдельной отрасли социальной сферы, называемой социальным обслуживанием. Оно выражается в деятельности социальных служб в части социальной поддержки, оказания социально- бытовых, педагогических, медицинских, правовых услуг, а также направленной на материальную помощь, проведение социальной адаптации и реабилитации отдельных лиц, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Законодательство России позиционирует социальное обслуживание более широко – как деятельность, в рамках которой гражданам предоставляются социальные услуги[13].