Файл: Prakticheskoe_zanyatie_po_istorii_kultury_3 (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2019

Просмотров: 419

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Происходили изменения в средствах передвижения. Для перевозки тяжелых грузов (например, соли) на далекие расстояния изготовлялись крепкие деревянные возы -- мажи. А для ежедневных выездов крестьяне и городские жители использовали более легкие возы, тарантасы, двуколки. Зимой выезжали на грузовых санях и легких санях - козырках. На реках плавали на лодках, выдолбленных из дерева. Феодалы пользовались роскошными каретами, рыдванами и колясками. Ездили также на оседланных лошадях, особенно когда дороги не позволяли выезд колесным транспортом.

Для защиты от врагов применялось различное огнестрельное (пушки, ружья, пистоли) и холодное (копья, сабли, кинжалы, молоты) оружие. Нередко крестьяне выходили на бой с врагами с косами и колами. Казачество было лучше вооружено и обучено владеть оружием.

Довольно разнообразными были в то время одежда и обувь. Крестьяне носили полотняные рубахи и штаны, сермяги, кожухи, кобеняки из грубого сукна, сапоги или лапти, иногда из коры деревьев. Одежда господ была богаче и шилась из тонкого сукна, меха, шелка, а обувь -- из хромовой кожи, сафьяна.

Украинские крестьяне, мещане и казаки питались разнообразными мучными, крупяными, мясными, рыбными, молочными блюдами, пшеничным и ржаным хлебом. У бедняков преобладала растительная пища -- капуста, лук, огурцы, тыква, свекла, ягоды, яблоки и т. п. В народной кухне готовились мясные и рыбные супы, галушки, ржаная саламата, компоты, пшенная и гречневая каши, лапша, кисель, окрошка. Однако обездоленным беднякам приходилось часто недоедать и даже голодать, ибо феодалы оббирали их. В то же время богачи употребляли различные мясные и рыбные блюда, жареных кур, гусей, уток, индеек, свиное и баранье мясо.

Народные массы страдали от многочисленных болезней и эпидемий, приносивших им много горя. Лечили болезни средствами народной медицины -- травами, прогреванием на горячей печи, растиранием пораженных частей тела. На какую-то медицинскую помощь могли рассчитывать лишь феодалы, поскольку образованных врачей было в то время мало.

Издавна на Украине существовали обряды, которые сопровождали рождение ребенка, брак и свадьбу, похороны умерших. Особенно интересными были свадебные обряды: сватанье, венчание, свадебные игры. Свадьбы длились иногда по несколько дней. Браки феодалов больше заключались по материальному расчету, и они не соблюдали народных обычаев свадьбы. В Запорожской Сечи устанавливался обряд принятия новичков в казаки: куренной атаман испытывал сообразительность и ум, умение владеть оружием.

Соответственно народному календарю украинцы праздновали или отмечали циклы сельскохозяйственных работ: весеннюю пахоту, уборку хлеба (обжинки), завершение полевых работ, начало зимы. В крестьянском быту важное место занимали развлечения: вечерницы, посиделки, игрища на улице, а также религиозные праздники (рождество, пост, пасха, купала и др.). Они проходили по определенному ритуалу. Среди народа существовало немало поверий и предрассудков, веры в сверхъестественные силы -- демонов, русалок, домовых.


2. Архитектура

Стиль барокко впервые появился в конце 16 века в Италии. В следующем столетии он распространился по всей Европе. Некоторые страны целиком копировали его, некоторые же брали только некоторые элементы. Так украинское барокко (или казацкое барокко), пришедшее сюда из Италии, взяло себе некоторые особенности европейского стиля и добавило свои оригинальные элементы. Особенностью этого стиля является использование традиционного искусства, переплетающегося с инновационными композиционными приемами. Украинское барокко отличается от западноевропейского более умеренным орнаментом и более простыми формами. Колыбелью этого стиля в Украине стал Львов из-за его близкого расположения к Европе и высокого развития культуры. Один из самых ярких примеров стиля украинское барокко — церковь св. Петра и Павла. Согласно этой модели, с некоторыми отличиями были построены церковь Сретения и католическая церковь Вознесения. Также прекрасный представитель украинского барокко — Королевский арсенал во Львове. В зданиях более позднего барокко акцент был сделан на роскошь, элегантность, декоративный орнамент, которые подчеркивали гармоничные пропорции каменных церквей. Эти признаки характерны для зданий центральной и северо-восточной Украины. Примерами этого являются церковь святой Троицы и Екатерининская церковь в Чернигове, Свято-Вознесенский собор в Переяслав-Хмельницком, Никольский военный собор в Киеве, церковь Всех святых в Киево-Печерской лавре. Еще одной особенностью украинского барокко является искусство гравюры, в котором используется геральдика, символика и пышные, декоративные украшения. А лучшие образцы барочной живописи — это фрески в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. Шедевры барочной архитектуры в Киеве — элегантная Андреевская церковь — жемчужина архитектуры мирового значения, Мариинский дворец, украшенный выразительными элементами декора, а также Михайловский златоверхий монастырь (на фото внизу).



Живопись

Парадную форму барочного живописи составляют росписи иконостаса - неповторимые и высокие достижения староукраинской культуры, имеющих мировое значение. Они исполнены развернутой символикой, которая прочитывается в выразительных, театрально возвышенных жестах, торжественных фигурах, световых эффектах, линиях драпировки т. д.. Ведущее место в культурной ржи тогдашнего общества занимал жанр портрета, который также относится к ярких и самобытных явлений национальной художественной культуры. Художественный язык воспроизведения портретного образа своеобразно использовала европейские барочные идеи и национальные традиции, которым также были присущи черты театрализации, условности, определенная символическая система. Изысканный стиль барокко лучше выражал духовные интересы украинской казацкой старшины и высшего духовенства, их стремление к рафинированной аристократичности. Значительной степени из-за портреты сотников и полковников, выдающихся политических и культурных деятелей эпохи казацкой автономии мы имеем представление о военных и политических деятелей Украины тех времен.


Прикладное искусство

Новые веяния эпохи барокко проявились и в художественном шитье, в котором сильны были старинные византийские традиции. Для XVII века характерна еще статичность композиции и плоскостной рисунок изображений. Но уже на рубеже веков происходит резкое изменение техники шитья, обусловлена ??победой нового художественного направления. Композиции становятся свободные и пластичные, мастерицы пытаются передать перспективу и объемность, широко используется растительный орнамент. Синтез искусств, присущий стилю барокко, нашел в украинском искусстве яркое воспроизведение. Насыщенные по колориту барочные иконы, вместе с сочным позолоченной резьбой иконостасов, составляли органический и целостный ансамбль, покорившего величием и декоративностью общего звучания. Барочные черты проявляются и в оформлении старинных, гравюры которых приобретают сложной композиции и пышных декоративных форм. Творчество украинских художников XVIII века - граверов Александра и Леонтия Тарасевича, И. Ширського, Гр. Левицкого, мастеров-ювелиров - И. Равича, М. Юревича, И. Атаназевича и других, отмечена национальным своеобразием и самобытностью, одержала заслуженную славу украинскому искусству.

Литература

Литературное барокко стремилось поразить читателя пышным, цветистым стилем, риторическим обрамлением произведения. В разных странах литературное барокко развивалось в разные времена. На территориях православно-словянских стран литературное барокко сталкивалось с польской и западноевропейской барочными культурами. Они проявлялись на разных уровнях этого направления – «высокому», «среднему», и «низкому».

«Высокое», или книжное литературное барокко писалось большей частью церковно славянским или латинским языками. Народный, разговорный язык является частью «низкого» барокко. Нельзя считать, что литературное барокко было недоступно народу. В конце концов, язык барочных произведений может варьировать, в зависимости от произведения или, даже, отдельной, его части. Так, в определенных сценах школьной драмы, язык приближается к народному, в частности в шутливых песнях. Приближение к польскому языку замечаем в произведениях шляхетских кругов (например, «гербовые стихи»). Приближение к русскому языку происходит в некоторых памятках XVIII ст. С другой стороны, количество украинцев среди переводчиков (в XVII ст.) в правительствах, на духовных должностях, позднее в университетах России было такое значительное, что элементы украинского языка прижились в русской канцелярской, судебной, школьной, В конце концов – научной терминологии.

Художники барокко часто обнаруживали больше внимания к внешней форме, чем к содержанию в произведениях. В литературном барокко странным образом объединялись разногласия: земное и небесное, духовное и светское, античность и христианство.


Литературное барокко уделяет большое внимание природе и человеку. Для литературного барокко присуща потребность движения, напряжение ощущений, а в природе барокко находит напряжение, борьбу, движение.



II

1. Особенности развития культуры.



В истории культуры Украинского казацкого государства XVIII ст. было сложной и многогранной сутками. Это был период, когда продлевался, начатый в предыдущие времена, расцвет украинского искусства и литературы. Однако в то же время создавались условия, при которых украинская культура постепенно теряла свою самобытность. Животворным основанием, на котором цвело дерево украинской культуры, была казацкая государственность. Курс российского царизма на ликвидации Гетманщины и Запорожской Сечи и преобразование Левобережной Украине на обычную российскую провинцию лишали Украинский культуру основы ее развития, обрекали на упадок. Особенностью культурных процессов на украинских землях было также то, что до конца XVIII ст. в Гетманщине, с однойстороны, и Правобережье и западноукраинских землях, с другой, они развивались в различных условиях. Но это не повлияло на единство национальной культуры украинский. Отличительной чертой украинской культуры Гетманщины XVIII ст. был выше соседей уровень развития. Имперские границы значительно ограничили привычные ранние культурные контакты с Западной Европой. Одновременно с этим Российская империя получила возможность использовать интеллектуальный потенциал Гетманщины. Процесс «вымывания» высокообразованных украинский с национальной среды стал характерным явлением тогдашней украинской культуры. Украинцы занимали высокие должности в Российской империи: от высших государственных администраторов и церковных иерархов к ректорам высших учебных заведений и воспитателей царской семьи. Весомый вклад в развитие русского искусства XVIII ст. сделали украинские художники.

2.Развитие материальной культуры украины в 18 веке

в Киеве, Львове, Владимире, Бучаче, Збараже, Камьянце-Подольском, Остроге, Брацлаве, Виннице, Черкассах, Житомире, Овруче и многих других городах были сооружены оборонительные замки. Из-за постоянных вражеских нападений приходилось часто их ремонтировать. Поэтому привлекалось много ремесленников.

началась и разработка полезных ископаемых региона - руды и каменного угля. продолжается стабилизация и оживление экономической жизни, рост количества городов. На Волыни и вГаличине всё шире практиковалось строительство светских сооружений не из дерева, а из камня и кирпича,  Ремесло успешно развивалось еще во времена существования древнерусского государства. Лучшие традиции древнерусских ремесленников-умельцев позднее унаследовали, наряду с русскими и белорусскими, и украинские ремесленники. В период феодализма на Украине насчитывались десятки ремесленных специальностей: бондарь, столяр, токарь, пекарь, мясник, маслобойщик, пивовар, ткач, сапожник, лекарь, аптекарь, цирюльник, портной, казнен, слесарь, лучник, гончар, стекольщик, маляр, ювелир и многие другие. К наиболее распространенным относились те, которые были связаны с изготовлением обуви и одежды. Большинство ремесленников-портных шили относительно дешевую одежду, которую носил простой народ, —свитки, кожухи. Их можно было купить на базаре в каждом, даже небольшом городе. Большое профессиональное мастерство требовалось портным для изготовления роскошной одежды из привозных тканей, дорогих мехов. Такое платье шили по заказам феодальной знати и бояр городской верхушки, отделывали его серебряными и не золоченными пуговицами, дорогим каменьями и т.п.


Во всех городах, а также во многих селах жили сапожники. Пользуясь традиционными орудиями труда: иглой, шилом, сапожным молотком, широкими и короткими ножами и другим инструментом, они шили добротную, разнообразных фасонов обувь. Качество ее зависело от сырья. Нелегко было выделать кожу, чтобы она стала пригодной для сапожного дела. Па протяжении многих месяцев кожевники вымачивали ее в специальных дубильных растворах, окрашивали в красный, желтый, зеленый или другой цвет. Но чтобы получить тонкую, эластичную и прочную кожу - сафьян, надо было вымачивать кожи чуть ли не три года.

Для многих ремесленных специальностей основным материалом была древесина. Ее использовали в строительстве, для изготовления орудий труда, предметов быта и т.п. Бондари делали из древесины бочки, тележники - возы, колесники - колеса, токари - разнообразные чаши, столяры - разные по форме и назначению сундуки, ларцы, ящики. Плотники и столяры строили жилища, хозяйственные постройки, церкви, мосты, изготовляли ткацкие стайки, деревянные плуги, бороны, другие сельскохозяйственные орудия. В строительном деле были заняты также каменщики, штукатуры, маляры, ремесленники других специальностей. В первой четверти XV в. па Южном Буге, вблизи современного поселка Саврань Одесской области, был сооружен каменный арочный мост. Возведенный умелыми руками украинских строителей, он несколько столетий служил людям.

Высокого уровня развития достигло на Украине ювелирное ремесло.

Ювелирные изделия часто отличались оригинальностью формы и свидетельствовали о высоком эстетическом вкусе мастеров. Например, некоторые кулоны изготовляли из смальты и цветного стекла в форме причудливых фигурок, перстни - в: виде сплетенных рук. Разумеется, все эти изделия предназначались для богатых людей. К украинским ремесленникам, прославившимся своим искусством, обращались знатные вельможи даже из других стран. Известно, что в 1582 г. один из лучших львовских мастеров Иван Ротендорф взялся за изготовление серебряного столового сервиза для молдавского господаря (правителя). Сервиз должен был состоять из 75 предметов.



3.Религия, бразование и наука Украины 18 века



 Образование и книгопечатание. На серединуXVIII в. общий уровень грамотности населения Украины был достаточновысоким. Его обеспечивал, прежде всего, самый распространеннрй тип начальных школ -украинские народные школы. Содержалась школа средства приходского братства. Ввторой половине XVIII века в подавляющем большинстве населенных пунктов семиполков Гетманщины работало 866 украинских народных школ. Существовали подобныешколы и на Слободской Украине. Обучение осуществлялось на украинском языке,учащимися могли стать и самым малоимущим слои населения.

Наступление российского царизма на украинскую государственностьразрушил одновременно народную школу. Закрепощено украинское крестьянство было не всостоянии содержать свой счет школы. К началу XIX в. от этих школ неосталось и следа.