Файл: Prakticheskoe_zanyatie_po_istorii_kultury_3 (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2019

Просмотров: 420

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последней четверти XVIII века на Левобережье и Слобожанщинебыло распространено действие общероссийской образовательной реформы. Для детей дворянсоздавались главные четырехлетние народные училища, для детей купцов, мещан ичиновников - малые двухгодичные училища. Образование приобретала сословного характера ипревращалась в привилегию высших слоев населения.

На протяжении второй половины XVIII века начальных народныхшколы существовали и на Правобережье и западноукраинских землях. Притеснения ипреследования со стороны властей привели к уменьшению их количества.Большинство начальных школ Правобережья контролировали иезуиты, а польскаяначальное образование для украинских крестьян была фактически недоступна.

Среднее образование давали основаны в первой половинеXVIII в. Черниговский, Харьковский, Переяславская коллегиума. Это быливсестанови учебные заведения, созданные по образцу Киево-Могилянской академии.В конце XVIII века Черниговский и Переяславский коллегиумы былипреобразованы в духовные учебные заведения - семинарии, а Харьковский - в казенноеучилище.

На Правобережье и западноукраинских землях иностранноегосподства также замедляло развитие среднего образования. На Правобережьесуществовали гимназии для детей польской шляхты, обучение в которых велось на польскомили немецком языках. Чрезвычайно ограниченным был доступ украинским в католические ипротестантские учебные заведения на Закарпатье.

Огромное значение для развития образования и науки Украины имелаКиево-Могилянская академия. В ХVII-ХVIII вв. с ней связано большинстводостижений украинского народа в образовании, философии, богословии, языкознании,литературе, публицистике, истории. В стенах академии формировалась украинскаялитературный язык, развивались литературные жанры, закладывались основы национальноготеатра.

Однако в 60-х гг XVIII в. период расцветаакадемии меняется упадком. Постепенно ухудшается материальное положениеакадемии.

Падению престижа академии способствовало и то, что украинскимшляхта, стремясь уривнятися с российским дворянством, отдавала своих детей наобучение в российскую столицу. В академии осуществляются русификаторские мероприятия- От студентов и преподавателей под угрозой исключения и увольнения с должностейтребовали соблюдения «русского правописания и московской произношения».

В 1829 г. Киево-Могилянскую академию былопреобразовано в типичный для Российской империи духовное учебное заведение.

Важным центром высшего образования на западноукраинскихземлях продолжал оставаться Львовский университет. С присоединением Галициик Австрийской империи в нем произошли некоторые изменения. Австрийское правительствопозволил существование определенных кафедр, вошедших в так называемый украинскийинститута (Студиям Рутениум). Деятельность этой структуры строго регламентировалась.В учебный процесс были внедрены преподавания украинского языка. Однакопреподавания других предметов осуществлялось только на польском и немецком языках.Институт просуществовал до 1805 г.


Ситуация в образовательной жизни галичан существенно изменилась собразованием императрицей Марией Терезией в 1776 г. в ВенеГреко-католической генеральной семинарии (Барбарерум). Ежегодно в нем моглиучиться 29 юношей из Галичины. Впоследствии часть выпускников этого заведения становилисьучеными, писателями, общественными деятелями.

Открытия во Львове в 1783 г. Греко-католическойсеминарии знаменовало начало создания первого высшего теологической школы длягалицких украинский. Несколько ранее подобное заведение было основано на Закарпатье,в Мукачево в 1744 г. Позднее он был перенесен в Ужгород, где на егооснове образовали учебное заведение для подготовки учителей.

Во второй половине XVIII в. хорошо развивалсякнигопечатания. Роль важнейших издательских центров играли типографииКиево-Печерского монастыря и черниговского Троице-Ильинского монастыря. Здесьпечатались произведения как богословской, так и светской литературы. Усилениепритеснений русского царизма на украинскую культуру способствовало появлению многочисленныхуказов и циркуляров имперского правительства с требованиями недопущения «особогонаречие »и соответствия украинским книгопечатания московским образцам.

Несмотря на постоянные ограничения и запреты, украинскийпечатники во второй половине XVIII века существенно обогатили национальное духовноежизнь. Среди тогдашних книгопечатания самыми заметными были Библия (1759 г.),«Киево-Печерский патерик» (1760, 1762 гг), «Синопсис» (1755 г.),«Часослов учебный» (1753, 1758, 1766 гг), «Букварь» (шесть изданий) имногие другие.

Несколько типографий существовало и на западноукраинских землях.Крупнейшей из них была типография А. Пилера. Она издавала книги на разных языках.До 1800 г. здесь было выдано 250 книг. Также французском языке печаталась«Львовская газета».



Наука

Развитие философских идей. Г. Сковорода. Втораяполовина XVIII века обогатила новыми идеями Украинский философскую мысль. ВКиево-Могилянской академии курс философии преподавал известный общественный деятель,писатель Михаил Козачинский (1699-1755). Он знакомилслушателей с идеями о неотъемлемые естественные права человека, которые появились втогдашней Западной Европе. Свои философские взгляды Козачинский изложил вкниге «Гражданская политика». Он впервые в украинской философии попыталсяизложить правовое учение и заложил основы гражданского естественного права.

Величайший среди учащихся Козачинского был Григорий Сковорода (1722-1794) - будущий выдающийся философ,гуманист, просветитель, поэт, педагог, музыкант.

В философских раздумал большое внимание Сковорода уделялтому, как человек может стать счастливым. По его мнению для этого нужно познатьсамого себя и заниматься в жизни тем, что человеку естественно отвечает. Одним изглавных источников творчества Сковороды была украинская действительность второй половиныXVIII в. Вероятно именно поэтому философ утверждал, что высшим достижениемчеловека есть воля и надо любой ценой обеспечивать личную независимость. Этоубеждение встретило резкое осуждение тех, кто угнетал украинских крестьян. Выходиз существующего положения философ видел не в активной борьбе, а в избежанииненавистного мира зла, понимая под ним стремление к ненужному обогащения иугнетение других. 


 Развитие естественных наук. Втораяполовина XVIII века стала периодом определенных успехов в развитии естественныхнаук. Растительный мир Украины начали исследовать М. Тереховский и М.Амбодик-Максимович. Последний в 1795 г. опубликовал первый отечественныйучебник по ботанике, уделив в нем большое внимание изучению растений Украины.

Продолжали развиваться медицинские знания. Во второйполовине XVIII века немало ликаривукраинцив получили ученую степеньдокторов медицины. М. Амбодик-Максимович стал автором книги «Врачебное веществословиеили описание целительных растений ». М. Тереховский доказал, что микроорганизмы несамозароджуються в организме, а заносятся извне.

Немало внимания украинские врачи уделяли борьбе с эпидемическими заболеваниями. Так, Е. Мухин вводил оспопрививания, искалсредства борьбы с холерой. Знаменитый эпидемиолог Д. Самойлович, служивший военным врачом на юге, предложил новые методы предотвращения эпидемиичумы, вспыхнувшая здесь в 1784 г. Они получили одобрение многих зарубежныхакадемий наук.

Развивалась медицинское образование. В 1773 г. для подготовкиврачей и аптекарей во Львове был создан медицинскую коллегию. В ПриднепровскойУкраине первая специальная медицинская школа возникла в 1787 г. в Елисаветграде.

 4. Искусство Украины 18 века

Любимым видом литературы конца 17 середины 18 века была драма. Зародилась она под влиянием польской литературы начала 17 века. Сначала действие происходило за сценой, а на сцене только рассказывалось о событиях. На рубеже 17 и 18 веков появляются настоящие драмы. На Украине развитие драмы был связан с Киевской Коллегией. Сначала спектакли были преимущественно религиозного содержания - посвященные Рождественским и Пасхальным праздникам. Но потом появляются драмы моралистического содержания, в которых выступают реальные фигуры - "Лазарь", "блудный сын" и др; появляются драмы исторические: сохранились три драмы из истории Украины, одна из римской и одна из сербской истории.

Учение поэтики в Академии способствовало развитию украинской поэзии. Выдающимися образцами украинской поэзии, в которой соединились академические и народные традиции, стали сборники "Сад божественных песен" и "Басни харьковские" Григория Сковороды.



Во второй половине 18 века популярными были торгово - исторические стихи. У них появились герои Освободительной войны, фигуры Б. Хмельницкого, Палия, Мазепы, украинского казачества. Другим видом стихов была религиозная лирика - Д. Туптало, Л. Баранович. Ц. Мокриевич пытался выложить стихами Библию.



Во второй половине 18 века наблюдается увеличение влияния на украинскую литературу русской (А. Кантемир, А. Сумароков и т.д.).



"Отцом украинской литературы" часто называют Ивана Котляревского. И это не случайно, потому что поэма Котляревского "Энеида" (впервые вышла в неполном издании в 1798 году) была первой поэмой, написанной украинским литературным языком. "Энеида" - это пародийный произведение, бурлеск - травестийная поэма, переработка поэмы римского поэта Вергилия, в которой Котляревский дал широкую картину народной жизни, с его положительным и отрицательными сторонами.




Юмористически - сатирическая форма имела последователей. Наиболее яркими являются Петр Гулак - Артемовский и Евгений Гребенка, которые пользовались в своем творчестве форме басни.

Музыка



Музыка. Вторая половина XVIII века обозначена весомымидостижениями отечественной музыкальной культуры. Любимцами украинского народа, как ипрежнему оставались казаки-бандуристы.

Существенные изменения произошли в украинской инструментальноймузыке. На Запорожской Сечи музыканты играли во время походов и празднованияпобед, созвали на казацкие рады. После ликвидации Сечи запорожских музыкантов перевелидо специальных подразделений при городских магистратах. Их задачей было игратьдля различных торжеств. На Правобережье музыканты вынуждены былиразвлекать польских магнатов. Новым явлением стали также оркестры и инструментальныеансамбли, создаваемые царскими вельможами из одаренных украинских селянкрипакив.

Отличительной чертой развития тогдашней украинской музыкибыло усиление ее связей с западноевропейской музыкальной культурой. Последнийгетман К. Разумовский удерживал в Глухове собственный оркестр и театр, гдеотносились итальянские оперы. Собранная им нотная библиотека является одной из древнейшихв Восточной Европе.

Музыкальное искусство второй половины XVIII века нельзяпредставить без творчества трех выдающихся мастеров украинской хоровой музыки Максима Березовского (1745—1777), Дмитрия Бортнянского(1751-1825) и АртемаВеделя(1767—1808).

М. Березовский является автором 20 хоровых церковных концертов.Его музыка отличается лиричностью, проникновением во внутренний мир человека. Д.Бортнянский, вернувшись из Италии, написал оперы «Сокол», «Сын-соперник, комедию«Праздник сеньора». Он также создал более ста произведений хоровой церковной музыки.Светлая лирика, радостные и мужественные энергичные темы, глубокий сосредоточен драматизм- Такие черты присущи многогранном мира образов хоровых концертовБортнянского. Артем Ведель написал 29 хоровых церковных концертов, которыепомечены высокой профессиональным мастерством и глубоким драматизмом образов.

Общей чертой, которая объединяет творческое наследие этих трехвыдающихся украинских композиторов, есть ощутимые влияния украинской народнойпесенности.

Центром музыкальной жизни в 18 веке была Киево - Могилянская академия. В 1737 году был основан при Харьковском коллегиуме музыкальные классы под руководством Конашевича. Составлялись рукописные "Богогласник", сборники кантов, которые пели студенты Киево - Могилянской академии. В начале 18 в. во Львове впервые напечатано нотный "Ирмолой". Существовала также Сечевая певческая школа, которая готовила специалистов для церковных хоров.

 

Живопись и графика. ДляУкраинский живописи эта эпоха стала временем распространения влияния рококо.


Интересно, что в Украине более легкий и элегантный стильрококо распространился довольно быстро. В Лаврской школе рисования было найденорисунки, которые приписывают основателям французского рококо Ватто и Буше. На ихосновании украинские мастера разрабатывали собственный стиль. В новый способ,например, они рисовали казака с оселедцем на голове и бандурой в руках - вхарактере галантного кавалера суток рококо.

В Гетманщине сутки рококо - это последние времена казацкойУкраина, когда она теряла свою государственность. Вероятно именно поэтому жизнерадостноеевропейское рококо имело в Украину ощутимые грустные настроения, свойственные эпохе, чтопроходила. Будто торопясь увековечить эпоху, последние люди казацкой Украинезаказывали свои «парсуны». Поэтому украинская портреты эпохи рококо значительной мересохраняют пышность и торжественность форм, произведенную в прежние времена барокко. Кискусных принадлежат портреты полковника А. Ковпака, киевского мещанинаБалабухи, А. Полетики, знатного войскового товарища Г. Гамалеи,переяславского полковника С. Сулимы, Якова Шияна и другие.

Успешно развивалось в это время искусство гравюры. В творчествеГригория Левицкого-Носа (1697-1769)- Отца известного портретиста ДмитрияЛевицкого (1783-1822) - старое Украинский граверство достигло своей вершины,вобрав в себя лучшие достижения украинской гравюры за предыдущиеполувека. После обучения в Киево-Могилянской академии он работал втипографии Киево-Печерской лавры.



Больших успехов достигли граверы типографии в Почаеве Адам и Иосиф Гочемские. Адам иллюстрировал не только церковныеиздания, но и первый в Украине лекарственное учебник А. Крилинського, выданный1774 во Львове. О его стиле говорили, что в анатомических иллюстрациях онобъективно точен, а в барочных религиозных изображениях становится многоязычным.

Самым оригинальным жанром живописи второй половины XVIII векастали картины, которые создавались неизвестными народными мастерами. Они являютсясвоеобразным отражением главных тем тогдашней украинской жизни. Средикартин этих времен немало изображений повстанцев, гайдамаков, предводителей Колиивщины М.Зализняка и И. Гонты. Оригинальностью определяется картина «Богдан с полками»,посвященная Национальновизвольний войне украинского народа против Речи Посполитойсередины XVIII века

Не обходили народные картины и женских образов. Посвидетельством Н. Костомарова в середине XIX в. во многих состоятельных домах наВолыни можно было видеть изображение украинской девушки, который считался портретомБондаривны - героини народной песни, ее господин Потоцкий потребовал иметь своейлюбовницей. Бондаривна отвергла это притязание, за что и была им застрелена.

Символом уходящей эпохи стала народная картина «КазакМамай ». Казак-бандурист сидит один среди широкой степи, в глубоком раздумьевспоминая славное прошлое казачества, сокрушается его печальной судьбой. Во времена уничтоженияроссийским правительством Гетманщины и Запорожской Сечи, непрерывного социального идуховного порабощения эта картина была самой популярной среди украинском.