Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ США).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ США
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРГ
СОВМЕСТНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
3.1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (ЦЕНТРАЛЬНЫЕ) НАЛОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
3.1.3. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ФРГ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРГ
Федеративная Республика Германия — одна из наиболее развитых стран не только Европы, но и мира. В международном списке стран по уровню человеческого развития ФРГ занимает пятое место по состоянию на 2018 год [[49]].
Конституцией Германии законодательно закреплена двухуровневая система организации власти — федерация и земли (члены федерации). Общины, находящиеся на территории земель, не образуют третьего государственного уровня и находятся в юрисдикции членов федерации [[50]].
Таким образом, бюджетная система Германии формируется тремя фондами — федеративным, земельным и общинным, — которые в финансовой статистике объединены понятием «сводный (консолидированный) государственный бюджет». Данное обстоятельство дает право описать не три, а четыре составляющих (уровня) налоговой системы ФРГ — совместные налоги, федеральные, налоги земель и общин [[51]] (Приложение 4. Структура налоговой системы Германии)
Основными нормативными правовыми актами в области налогообложения являются:
— Положение о налогах, сборах, пошлинах от 16.03.1976 г. (Abgabenordnung), включает в себя общие положения налогового законодательства Германии;
— Закон о подоходном налогообложении от 19.10.2002 г. (Einkommensteuergesetz);
— Закон о налоге на добавленную стоимость от 09.06.1999 (Umsatzsteuergesetz);
— Положение о налогово-финансовых судах от 06.10.1965 г. (Finanzgerichtsordnung) [[52]].
Принципы построения налоговой системы Германии были заложены во второй половине ХХ века Людвигом Эрхардом (1897–1977).
— Налоги должны быть по возможности минимальными;
— при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога;
— налоги не должны препятствовать конкуренции;
— система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, с соблюдением коммерческой тайны;
— в системе должно быть исключено двойное налогообложение;
— налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;
— величина доходов должна находиться в соответствии с размером оказываемых государством услуг [[53]].
Налоговая нагрузка в ФРГ по сравнению с другими развитыми странами держится на довольно высоком уровне — около 40%. Это обусловлено в первую очередь качественным социальным обеспечением, финансируемым из государственного бюджета. По состоянию на 2017 год основными источниками формирования государственного бюджета были социальные взносы (37%), подоходный налог (27%) и НДС (19%) [[54]] (Приложение 5. «Структура налоговых поступлений в бюджет Германии на 2016 год»).
Необходимо отметить, что основной чертой системы налогообложения Германии является прием экономического (финансового) выравнивания, применяемый с 1969 года. Данный метод предусматривает многоступенчатое перераспределение совокупных налоговых поступлений между бюджетами различных уровней. Таким образом, происходит выравнивание экономического развития отдельных регионов, а также широкое привлечение региональных властей к грамотному ранжированию национального дохода [[55]].
СОВМЕСТНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
Рассмотрим подробнее некоторые налоги Германии.
Подоходный налог с физических лиц (Einkommensteuer) взимается с резидентов и нерезидентов ФРГ вне зависимости от их гражданства. Резиденты страны обязаны уплачивать взносы со всех своих доходов (сюда входят также работа в сельском хозяйстве, доходы от промышленной деятельности, капитала, сдачи в аренду недвижимости и др.[[56]]). Нерезиденты Германии также являются налогоплательщиками, но только в отношении доходов, полученных на территории страны.
Налоговым резидентом ФРГ для целей налогообложения признается лицо, которое постоянно проживает в Германии в течение более 183 дней в календарном году. Подоходным налогом также облагаются служащие Германии, проживающие заграницей [[57]].
Базой для обложения налогом служит совокупный доход физического лица, то есть общая сумма доходов за вычетом необлагаемых сумм и налоговых льгот. Так, например, законодательством ФРГ предусмотрена так называемая Arbeitnehmer-Pauschale [[58]] — паушальная сумма расходов в размере 1000 Евро, которая вычитается из дохода налогоплательщика без предоставления подтверждающих документов. Однако если сумма расходов, связанных с получением дохода превышает паушальную, то вычет может быть увеличен при предоставлении дополнительных документов.
К вычитаемым относятся расходы:
— на проезд до места работы и обратно;
— на служебные командировки;
— связанные с работой разъездного характера;
— на приобретение средств труда;
— на поиски работы, оборудование домашнего рабочего кабинета, на повышение квалификации и проч. [[59]].
В налоговой системе ФРГ также предусмотрены особые расходы (Sonderausgaben), к которым относятся благотворительные взносы, траты на поддержку религиозных, церковных и научных учреждений, признанных нуждающимися в помощи [[60]].
Помимо вышеперечисленных вычетов выделяются также непредвиденные расходы (расходы в связи с пребыванием в больнице, инвалидностью, уходом за членом семьи и проч.), необлагаемая сумма на детей и некоторые другие [[61]]. Налогооблагаемый доход — сумма, получаемая в результате вычета всех видов налоговых льгот.
Налоговая система ФРГ предусматривает применение прогрессивной налоговой ставки в зависимости от суммы облагаемого дохода. Налоговая база размером менее 9000 Евро (для одиноких людей) и 18000 Евро (для супругов) является необлагаемой. Налоговая ставка на доход, превышающий данную минимальную сумму, линейно возрастает. Минимальная налоговая ставка в ФРГ составляет 14%, максимальная — 42%.
Отличительной особенностью налоговой системы ФРГ является так называемое «совместное налогообложение». Данная схема применяется для расчета налоговой базы супружеских пар и разнится при наличии в семье детей. Совместное (семейное) налогообложение предусматривает исчисление половины подоходного налога из общей суммы доходов обоих супругов. После этого получившаяся сумма налога увеличивается вдвое. Несложно заметить, что данная схема отличается значительной экономией в случае, если разница в величине доходов супругов значительна.
Подоходный налог (или налог с заработной платы — Lohnsteuer) удерживается с заработной платы наемного работника в момент ее выплаты. Работодатель при расчете налогового вычета руководствуется налоговой картой (Lohnsteuerkarte), которую сотрудник берет в налоговой инспекции по месту жительства и самостоятельно заполняет [[62]].
Церковный налог.
Данный вид налога могут взимать только официально зарегистрированные на территории ФРГ религиозные объединения. Платить законодательно установленный церковный налог обязаны все члены вышеуказанных религиозный объединений. Базой для налогообложения является годовая сумма подоходного налога. Ставка сравнительно невелика — 8 или 9% в зависимости от земли, где происходит исчисление вычета [[63]]. Основанием для взимания церковного налога служит соответствующая запись о принадлежности налогоплательщика к религиозной организации, вносимая в налоговую декларацию.
Надбавка солидарности (солидарный сбор).
В отношении данного налога работает упомянутая выше особенность построения налоговой системы ФРГ, предусматривающая многоступенчатое распределение бюджетных средств для выравнивая экономического уровня отдельных земель. Проще говоря, надбавку солидарности в размере 5,5% [[64]] от суммы подоходного налога уплачивают все граждане ФРГ на ускоренное развитие земель, ранее принадлежавших ГДР.
Налог на прибыль от коммерческой деятельности (Kӧrperschaftsteuer).
Согласно Закону о подоходном налоге ФРГ коммерческой деятельностью является «самостоятельная устойчивая деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли и представляющая собой участие в общем экономическом движении, если деятельность не рассматривается как осуществление сельского и лесного хозяйства, а также как осуществление свободной профессии или другой самостоятельной работы» [[65]].
Поэтому налог с прибыли предприятий обязаны уплачивать все организации вне зависимости от их формы собственности (в том числе коммандитные товарищества, кооперативы и проч.). Статус налогового резидента для целей налогообложения присваивается компаниям, которые:
— зарегистрированы в ФРГ;
— имеют управляющий офис в Германии [[66]].
От уплаты налога на прибыль организаций освобождены:
— федеральная почта ФРГ;
— федеральная железная дорога ФРГ;
— федеральный банк;
— некоторые профсоюзные организации и федеральные сообщества, деятельность которых не направлена на получение прибыли [[67]].
Налогоплательщики-резиденты ФРГ облагаются налогов по всем своим доходам (в том числе прибыль от рационального коммерческого использования земли, например, от горнодобывающих предприятий и предприятий по добыче торфа). По отношению к нерезидентам ФРГ действует налог на прибыль, полученную только на территории страны.
Отличительной особенностью налогообложения на результаты коммерческой деятельности является формирование многочисленных резервных фондов, освобожденных от налогов. К ним относятся в частности активы:
— для компенсации инфляционного роста цен на сырье, материалы и энергию;
— для прибыли, поступившей в качестве реализации имущества предприятия;
— для покрытия вероятных будущих затрат и потерь [[68]].
Чем больше отчислений корпорация производит в резервные фонды, тем ниже становится сумма прибыли, подлежащая налогообложению.
Необходимо отметить, что налог на прибыль предприятий в ФРГ был кардинально реформирован в 2001 и 2008 годах [[69]]. Если раньше для налоговой системы Германии было характерно двойное налогообложение (ставка 40% на нераспределенную прибыль и 30% — на распределенную), то в настоящее время единая ставка корпорационного налога составляет 15%. Снижение тарифа привело также к отмене некоторых налоговых льгот, однако на сегодняшний день компании все еще в праве вычитать из прибыли расходы на общественно полезные, научные и государственно-политические цели. Также вычету подлежат представительские расходы, но сумма их строго регламентирована.
Изменения коснулись и налогового законодательства в отношении дивидендов. Сегодня компания обязана включать прибыль, полученную от продажи акций, в налогооблагаемый доход вне зависимости от доли участия, периода владения акциями или источника прибыли [[70]].
Налог на добавленную стоимость (Umsatzsteuer).
Налогом с оборота облагается реализация всех товаров и услуг на территории ФРГ за исключением кредитных операций и операций с ценными бумагами, страховой деятельности, а также сдачи в аренду и продажи недвижимого имущества [[71]].
Конституция Германии гласит, что НДС является совокупным налогом, доходы от которого распределяются между всеми уровнями бюджета. Процент дохода, подлежащий распределению, пересматривается каждые два года и может быть скорректирован в зависимости от актуальных финансовых нужд. По состоянию на 2019 год от дохода с НДС в федеральный бюджет было выделено 49,6%, в бюджет земель — 47,2%, в бюджет общин — оставшиеся 3,2% [[72]].
В ФРГ действуют три ставки налога на добавленную стоимость:
— общая, в размере 19% (с 2007 года);
— пониженная, в размере 7%;
— нулевая [[73]].
Пониженная ставка применяется при расчете налога на некоторые сельскохозяйственные товары, продовольствие, медицинское обслуживание, печатные издания, пассажирский транспорт и проч.
Нулевая ставка распространяется на экспортные операции и реализацию товаров и услуг на территории Европейского Союза.
Необходимо упомянуть, что кроме официальных налоговых льгот по НДС существуют и специальные правила для некоторых категорий налогоплательщиков. Так, малый бизнес освобождается от уплаты данного взноса в случае, если прибыль его в предшествующем году составила менее 17500 Евро и по всем расчетам не превысит 50000 Евро в следующем году. На данных условиях также не облагаются налогом туристические услуги и реализация подержанных товаров [[74]].