Файл: Прямые налоги и их место налоговой в системе РФ(Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налогообложение - введение правительствами обязательных списаний с физических или юридических лиц. Налоги взимаются практически во всех странах мира, в основном для увеличения доходов от государственных расходов, хотя они также служат и другим целям.

На протяжении всей истории человечества сложилась система налогообложения. Если вначале налоги взимались в виде различных натуральных налогов и служили дополнением к трудовым обязательствам или формой дани от завоеванных народов, при развитии товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Ни одно государство не может существовать без налогов. Из-за налоговых платежей, сборов, таможенных пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства.

Налоги обеспечивают выполнение социальных, экономических, оборонных и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирования образования, здравоохранения и науки.

Из средств, собранных из налогов, государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома и государственные предприятия; выплачивает зарплату учителям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть денег направлена ​​на социальные выплаты пожилым и больным, окружающую среду и т. д.

Актуальность работы. В современном государстве используется сложная система налогов, в том числе до 40-50 различных видов налогов. Причиной такого большого количества являются их разнообразные источники: заработная плата, дивиденды по акциям, аренда, и другие формы дохода.

Налоговая система должна отвечать требованиям рыночной экономики, то есть системе, которая стимулирует, а не подавляет экономический рост. Успешное развитие и стабильность экономики государства зависят от правильной организации налогообложения. Новые Налоговые кодексы постоянно меняются и публикуются, что постепенно улучшает налоговую систему в Российской Федерации.

Субъект налогообложения всегда будет иметь значение, поскольку налоги являются основным источником государственных доходов. Он будет постоянно меняться, проектировать его как можно больше или усложнять его в зависимости от ситуации в стране.

Целью работы является изучение прямых налогов и их место в налоговой системе РФ.

Задачи курсовой работы:

  1. Определить роль прямых налогов в доходах бюджета Российской Федерации
  2. Проанализировать и дать оценку поступлениям прямых налогов в бюджет Российской Федерации
  3. Определить пути совершенствования налоговой системы РФ

Объект работы - прямые налоги в современной налоговой системе РФ.

Предмет работы - сущность и место прямых налогов в налоговой системе РФ.

В качестве теоретической основы были использованы работы таких авторов: Александров И.М., Базилевич О.И., Бакина С.И., Балихина Н.В., Горина Г.А., Дадашев А.З., Жидкова Е.Ю., Заяц Н.Е., Зозуля В.В., Кибанова А.Я., Майбуров И.А., Мальцман Б.С., Мешкова Д.А., Пансков В.Г., Погорелова М.Я., Скворцов О.В., Сысоева Г.Ф., Толкушкин А.В., Чайковская Л.А..

Одним из первых систематизированные начала учения о налогах изложил английский экономист Уильям Петти (1623-1687). Главный его труд — «Трактат о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению.

Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723-1790). Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо (1772-1823). Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономистАдольф Вагнер (1835-1917). Он рассмотрел многие ключевые проблемы теории налогов.

Свой вклад в развитие теории налогообложения внес шведский экономистКнут Виксель (1851-1926). Он рассматривал налоги прежде всего как способ бесперебойного финансирования государственных расходов.  Идеи Викселя поддержал и развил шведский экономист Эрик Линдаль (1891-1960). Он рассматривал налоги как своего рода цену за предоставляемые государством услуги.  Английский экономист Артур Сесил Пигу (1877-1959) считал, что взимаемые налоги должны быть одинаковыми для налогоплательщиков, проживающих в равных условиях. 

Выдающийся вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он уделял много внимания налоговому регулированию, подчеркивая, что налоговая политика может оказывать мощное воздействие на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирование склонности к потреблению и т.д.

Американский экономист Милтон Фридмен (1912-2006) стал одним из противником кейнсианства. Он считал, что свобода предпринимательства, стихийный механизм рынка могут способствовать нормальному процессу воспроизводства без широкого государственного вмешательства в экономику. 

В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых стали неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.


Современные налоговые теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем, выявлении их позитивных и негативных свойств и корректировке их составляющих, поиске оптимальных границ действий налогов.

Наиболее интересные работы по данной теме: Балихина Н.В. «Финансы и налогообложение организаций», Заяц Н.Е. «Теория налогов», Мешкова Д.А. «Налогообложение организаций в РФ» и Чайковская Л.А. «Налоги и налогообложение».

Отклоняющиеся от проблемы данного исследования работы, но которые имеют важное теоретическое значение: Кибанова А.Я. «Налоги и налогообложение», Александров И.М. «Налоги и налогообложение», Майбуров И.А. «Теория и история налогообложения.

Чаще всего используются работы Балихина Н.В. «Финансы и налогообложение организаций», Заяц Н.Е. «Теория налогов», Мешкова Д.А. «Налогообложение организаций в РФ» и Чайковская Л.А. «Налоги и налогообложение», поскольку именно они несут особый интерес по данной теме, содержат в себе важную информацию и особенно актуальную.

Так как налоговая система РФ очень часто носит коррективы, то были использованы источники за период 2014-2018 годы.

Надежность выбранной литературы для написания работы была определена издательством, под которым была выпущена литература. Среди таких издателей: Элит, Дашков и К, ИНФРА-М, ЮНИТИ, Эксмо, Юрайт, КноРус, ЮРИСТЪ, Экономика, Велби.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, источники, 2 приложений.

1. Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ

1.1 Экономическая сущность налога, принципы и функции

Из всего многообразия финансовых проблем, которые сегодня возникают на предприятиях, важнейшими являются природа налогов, функции и принципы налогообложения. Сложности рассмотрения природы налогов состоит в том, что налоги - это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление. Таким образом, определение налогов базируется на понятии обмена между государством и физическим и юридическим лицом. Налоги представляют собой только один из видов экономического принуждения. Кроме налогов существуют и другие виды изъятий в государственный бюджет. В связи с многообразием форм изъятий в доход государства возникает необходимость определить: что же является непосредственно налогом, а неналоговыми, хотя и обязательными платежами[1].


Проблема заключается в том, что налог - категория комплексная. Рассматривая категорию налога с экономической точки зрения, можно сделать вывод о том, что выделить его из состава других государственных изъятий, а также установить его отличие от других сборов, пошлин и платежей достаточно сложно[2]. Налоги, как важнейшая стоимостная экономическая категория, представляет собой денежные отношения, с помощью которых государство безвозмездно изымает часть национального дохода для финансового обеспечения реализации своих функций. Налогообложение - введение правительствами обязательных списаний с физических или юридических лиц[3]. Налоги взимаются практически во всех странах мира, в основном для увеличения доходов от государственных расходов, хотя они также служат и другим целям.

В современной экономике налоги являются наиболее важным источником государственных доходов. Налоги отличаются от других источников доходов тем, что они являются обязательными списаниями и не выплачиваются, т. е. обычно они не выплачиваются в обмен на какую-либо конкретную вещь, такую как конкретная государственная услуга, продажа государственной собственности или выдача государственного долга. Хотя налоги, по-видимому, собираются на благо налогоплательщиков в целом, ответственность отдельного налогоплательщика не зависит от полученной конкретной выгоды. Существуют, однако, важные исключения: например, налоги на заработную плату обычно взимаются с трудовых доходов, чтобы финансировать пенсионные пособия, медицинские выплаты и другие программы социального обеспечения - все это, вероятно, принесет пользу налогоплательщику.

Из-за вероятной связи между уплаченными налогами и получаемыми пособиями налоги на заработную плату иногда называют «взносами» (как в Соединенных Штатах)[4]. Тем не менее, платежи обычно являются обязательными, а связь с выгодами иногда довольно слаба. Другим примером налога, который связан с полученными выгодами, является использование налогов на моторные топлива для финансирования строительства и обслуживания дорог и автомагистралей, услуги которых могут быть использованы только за счет использования налогооблагаемых моторных топлив. В XIX веке преобладающая идея заключалась в том, что налоги должны главным образом финансировать правительство[5]. В более ранние времена, и снова сегодня, правительства использовали налогообложение не только для финансовых целей.


Одним из полезных способов рассмотрения цели налогообложения, приписываемого американскому экономисту Ричарду А. Масгрейву, является разграничение целей распределения ресурсов, перераспределения доходов и экономической стабильности[6]. (Экономический рост или развитие и международная конкурентоспособность иногда перечисляются как отдельные цели, но в целом они могут быть включены в другие три.)

В отсутствие сильной причины вмешательства, такой как необходимость сокращения загрязнения, первая цель - распределение ресурсов, если налоговая политика не мешает рыночным ассигнованиям. Вторая цель - перераспределение доходов - призвана уменьшить неравенство в распределении доходов и богатства. Цель стабилизации, осуществляемая посредством налоговой политики, политики государственных расходов, денежно-кредитной политики и управления долгом, - это сохранение высокой занятости и стабильности цен[7].

Скорее всего, будут возникать конфликты между этими тремя целями. Например, для распределения ресурсов могут потребоваться изменения уровня или состава (или обоих) налогов, но эти изменения могут сильно зависеть от семей с низкими доходами, что, таким образом, нарушает цели перераспределения. В качестве другого примера, налоги, которые сильно перераспределяются, могут противоречить эффективному распределению ресурсов, необходимых для достижения цели экономического нейтралитета.

Налоги определяются как обязательные платежи вкладчиков в бюджет и внебюджетные фонды в размере, определяемом законом и в установленные сроки[8].

Функции налогов являются проявлением их сущности; они являются средством представления характеристик налогов. Функции налогообложения иллюстрируют его социальную цель распределения на основе ценности и перераспределения доходов[9].

Каждая из функций, выполняемых налоговым инструментом, является проявлением внутренней особенности, показателя или признака или экономической категории.

Существует пять основных функций налогообложения: фискальная, перераспределительная, регулирующая, контролирующая и поощряющая.

1) Основная функция налогообложения - фискальная. Именно через фискальность налоги играют свою роль в формировании государственного бюджета, необходимого для реализации национальных и целостных государственных программ. Фискальная функция предусматривает достижение основной социальной цели налогообложения - формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения роли последних (безопасность, социальная защита, охрана окружающей среды и т. д.)[10]