Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ США).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ США
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРГ
СОВМЕСТНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ФРГ
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
3.1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (ЦЕНТРАЛЬНЫЕ) НАЛОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
3.1.3. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена принципам построения налоговых систем развитых стран. В современных условиях стремительной экономической глобализации знание и понимание концепций налогообложения в передовых государствах становятся как никогда актуальными. Текущие тенденции бурного развития информационных и коммуникационных технологий, электронной коммерции и мобильности производства дают практически неограниченные возможности для ведения внешнеэкономической деятельности и, как следствие, требуют детальной проработки и изучения систем налогообложения стран-партнеров. Кроме того, современный специалист — не только в области экономики, но и в любых смежных областях науки — обязан обладать концептуальными знаниями о принципах построения налоговых систем зарубежных государств, чтобы иметь более глубокое понимание процессов, происходящих в мировой экономике.
Целью данной работы является формирование целостного представления о принципах построения налоговых систем развитых стран.
Задачи работы:
— изучение основных характеристик и особенностей налоговых систем федеративных и унитарных государств;
— изучение принципов налогообложения физических и юридических лиц в экономически развитых странах;
— изучение принципов работы налоговых служб в зарубежных странах;
— формирование навыков ориентации в постоянно развивающейся и меняющейся налоговой политике зарубежных стран;
— формирование системного понимания принципов налогового администрирования;
— изучение основных форм международного налогового сотрудничества.
В качестве источников информации были использованы нормативные документы рассматриваемых стран, официальные публикации их министерств финансов и налоговых служб, а также статистическая и иная информация международных организаций (Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Еврокомиссии, Евростата). Кроме того, особое внимание было уделено последним исследованиям налоговых систем зарубежных стран (журналы, включенные в систему РИНЦ и ВАК) и учебным пособиям признанных специалистов в области международного налогового права:
— Налоговые системы зарубежных стран: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 309 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс;
— Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. — М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2010. — 134 с.;
— Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. — М.: Боратор-Пресс, 2011. — 192 с.;
— Килинкарова Е. В. Налоговое право зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 354 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
Прежде чем приступить к изложению общих принципов формирования и функционирования налоговых систем зарубежных стран, необходимо дать определение непосредственно термину «налоговая система».
Финансово-кредитный энциклопедический словарь под редакцией доктора экономических наук А. Г. Грязновой приводит следующее обозначение: «Налоговая система — совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства»[[1]]. Там же отмечается, что одним из главных элементов налоговой системы являются принципы ее построения.
Доктор экономических наук Е. Б. Шувалова выделяет организационный, экономический и юридический принципы построения налоговых систем, а также принцип единства[[2]]. Конкретные особенности формирования налоговых систем развитых стран обусловлены историческими, политическими, экономическими и социальными факторами. К ним в частности относятся: государственное устройство страны, административные возможности каждого уровня власти, степень государственного вмешательства в экономику страны, а также характер экономической политики[[3]]. Надо отметить, что одну из главных ролей в построении системы налогообложения той или иной страны играет ее государственный строй. Таким образом, логично рассмотреть организационные принципы формирования налоговых систем развитых стран, в первую очередь исходя из их политического строя.
Базовые положения, на которых строится система налогообложения и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов, относятся к организационным принципам. Основой конструирования налоговых систем развитых стран является четкое разделение доходов центрального бюджета и бюджетов других уровней. Так, например, унитарные государства (Великобритания, Франция, Италия) имеют два уровня бюджетов — центральный (национальный) и местный, каждый из которых пополняется за счет соответствующего вида платежей[[4]]. Налоговая система федеративных государств (США, Германия, Канада) имеет три уровня — федеральный, региональный (налоги штатов, провинций, федеральных земель и проч.) и местный, а также три соответствующих уровня налоговых платежей[[5]].
Федеральные налоги вводятся органами законодательной власти федерации, действуют на территории всей страны и находятся под управлением федеральных налоговых служб. За счет федеральных налоговых платежей пополняется большая часть государственного бюджета. Таким же образом национальный (государственный) налог в унитарной стране вводится органами законодательной власти, распространяется на всю территорию государства, администрируется национальной налоговой службой и формирует государственный бюджет[[6]].
Налоги субъектов федерации (штатов, провинций, округов и т.д.) устанавливаются и вводятся в действие, как правило, законодательными актами местных органов власти. Однако случается, что внедрение такого налога может быть инициировано и федеральными органами власти. Действие такого налога распространяется на всю территорию субъекта, а зачисление происходит в местный бюджет субъекта федерации. Администрированием местных налогов занимается субфедеральная налоговая служба, реже — федеральная.
Местные налоги и сборы унитарных государств устанавливаются и вводятся в действие субфедеральными властями и местными органами управления. Действие такого налога распространяется на всю территорию муниципального образования. Контроль над осуществлением налогообложения осуществляется в зависимости от принятой в государстве налоговой системы: федеральной, региональной или местной налоговой службой[[7]]. За счет поступлений от местных налогов происходит формирование местного бюджета.
Следующий принцип формирования налоговых систем развитых стран — принцип единства или принцип единой законодательной и нормативно-правовой базы на всей территории государства. Принцип единой законодательной и правовой базы означает, что все платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются централизованно единым законодательным актом (налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все налогоплательщики находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права, в том числе и территориальные образования, в соответствии с законом[[8]]. Данный принцип построения налоговой системы одинаков как для унитарных, так и для федеративных государств.
Экономические принципы налогообложения — это фундаментальные положения, характеризующие целесообразность налогов, как экономического явления. Они были сформулированы в 1776 году шотландским экономистом Адамом Смитом (1723–1790) в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»[[9]]:
— принцип справедливости (все граждане обязаны платить налог соразмерно своим доходам);
— принцип определенности (размер, метод и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику);
— принцип удобства (налог должен взиматься в то время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);
— принцип экономии (издержки по взиманию налога должны быть ниже налоговых поступлений)[[10]]. Экономические принципы построения налоговой системы также едины для всех государств вне зависимости от их политического строя.
К юридическим принципам формирования системы налогообложения относятся:
— принцип законодательной формы установления налога (предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания)[[11]];
— принцип равенства и справедливости (предусматривает четкое определение прав, обязанностей и ответственности плательщика без какой-либо дискриминации);
— принцип приоритетности налогового законодательства (регулирует применение норм неналогового законодательства к налоговым отношениям);
— принцип запрещения обратной силы закона (закон не может распространяться на отношения, возникшие до момента его вступления в силу)[[12]].
Предметное рассмотрение принципов формирования налоговых систем развитых государств показывает, что, несмотря на различие их экономического и политического строя, они имеют в своем составе сходные элементы, хотя в разных сочетаниях[[13]].
Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются[[14]]:
— субъект налога (налогоплательщик — физическое или юридическое лицо), уплачивающий налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
— объект налогообложения — различные виды дохода и формы накопленного богатства и имущества, торговые операции и проч.;
— налоговая база, которая формирует количественную оценку объекта обложения;
— налоговая ставка, которая может быть твердой (фиксированная сумма с объекта налогообложения), процентной (как доля его стоимости) и смешанной. «В свою очередь процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Прогрессивные же ставки построены по принципу роста процента с увеличением стоимости объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения, а сложная — деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой»[[15]];
— порядок исчисления налога — оплату может производить сам налогоплательщик, налоговый агент или налоговый орган за него;
— порядок уплаты налога — взнос может быть произведен как до момента получения дохода, так и после него;
— сроки уплаты налога — регулируют временные рамки, в течение которых необходимо внести плату в бюджет.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что в основу построения налоговых систем всех развитых стран легли фундаментальные принципы налогообложения, сформированные А. Смитом еще в конце XVIII века. Именно поэтому элементы налоговых систем развитых стран во многом схожи, — различия присутствуют лишь в организационных аспектах, зависящих напрямую от политического строя государства. Естественно формирование существующих ныне правил организации системы налогообложения — это непрерывный исторический, политический и экономический процесс, анализ которого весьма ценен для построения грамотного и эффективного налогового порядка в каждом отдельно взятом государстве.
НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА США
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ США
Соединенные Штаты Америки (США) — федеративное государство, в котором самостоятельность регионального уровня (штатов) весьма высока. Такой политический строй в США сложился относительно недавно — в 1783 году, когда жители британских колоний в Северной Америке отвоевали независимость от своей метрополии (Великобритании)[[16]]. В 1878 году была принята первая конституция США, которая провозглашала равное участие всех регионов в управлении страной. По настоящее время штаты обладают значительными правами и возможностями регионального управления. Эта особенность отражается также в налоговой системе США.
В налоговой системе Америки установлены основные виды налогов по всем уровням власти:
— верхний (федеральные налоги, формирующие федеральный бюджет);
— средний (налоги, вводимые законами штатов и поступающие в бюджеты штатов);