Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Очевидно, что без сборов налогов существование государства невозможно. Особенно возрастает значение налогообложения и налогов в условиях рыночной экономики.

Налоговая система оказывает воздействие на всю экономику страны. Налоги призваны не просто наполнить бюджет средствами, они выполняют важную регулирующую функцию. С помощью налоговой системы государство регулирует ситуацию в стране, поддерживает определённые отрасли народного хозяйства и незащищённые слои населения.

Актуальность темы налогов с физических лиц обусловлена их распространённостью. Наверное, каждый гражданин, являясь физическим лицом, уплачивает налоги государству. Более того, именно налоги с физических лиц играют важную роль в наполнении консолидированного бюджета страны.

Объектом изучения является налоговая система Российской Федерации и, в частности, налоги с физических лиц.

Целью курсовой работы является изучение видов налогообложения физических лиц. Были поставлены и решены следующие задачи:

  • Изучить сущность, виды и функции налогов, налоговую систему Российской Федерации.
  • Изучить виды налогов с физических лиц.
  • Исследовать порядок начисления и уплаты налогов с физических лиц.
  • Рассмотреть ответственность физических лиц на налоговые правонарушения.

Основным источником информации о налогах с физических лиц является Налоговый кодекс Российской Федерации.

1. Теоретические основы налогообложения

1.1 Сущность, виды и функции налогов

Налоги, а точнее их прообразы, возникли ещё с появлением первых общественных потребностей. Их появление связано со временем появления разделения общественного труда. Первое известное налоговое законодательство относится к 18 веку до нашей эры.

Финансовая система России начала своё существование в 9-10 веках нашей эры после объединения Древнерусского государства. Главным источником доходов княжеской казны была дань. Также в Древней Руси было поземельное налогообложение.

Государство не может существовать без налогов, налоги – это атрибут, монопольная прерогатива государства и условие его существования.


Современную налоговую реформу можно разделить на несколько этапов:

  1. 1990-1991 года. Выработки и принятие пакета законов об отдельных налогах.
  2. 1991-1998 годы. Становление налоговой системы.
  3. 1999-2000 года. Вступление в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Определение общих принципов налогообложения.
  4. 2001 год – настоящее время. Вступление в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации. Отработка отдельных налогов.

Определение понятий «налог» и «сбор» содержится в Налоговом кодексе РФ.

Налогом называется обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное, медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц для обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

К налоговой системе также относится ещё один вид платежа – пошлина. Под пошлиной понимают оплату каких-либо действий государственных органов в интересах плательщиков. Это может быть, например, пошлина за рассмотрение дел в суде, регистрацию сделок, выдачу свидетельств, выписок или данных. Таможенная пошлина применяется при перевозе товаров через таможенную границу.

Налоги являются одним из основных понятий экономической науки, экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений. В экономической теории налоги рассматриваются через призму проблемы налогообложения в целях определения места налогов в экономической системе.

Налог относится к экономическим, хозяйственным, правовым, социальным, философским и историческим понятиям, но в первую очередь, к понятиям финансовой науки.

Основные признаки налогов:

  1. Абсолютная обязательность уплаты налога.
  2. Индивидуальная безвозмездность (в отличие от плательщиков сборов).
  3. Законность, так как налоги устанавливаются только законодательством.
  4. Регулярность взимания и определённые сроки уплаты.
  5. Финансирование деятельности государства – главная цель взимания налогов.

Основные элементы налога, определённые в законодательстве для его установления:

  1. Субъект налогообложения (налогоплательщик или плательщик сбора).
  2. Объект налогообложения (имущество, прибыль или доход, стоимость работ или услуг).
  3. Единица налогообложения.
  4. Налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения).
  5. Налоговая ставка (размер налога на единицу измерения налоговой базы).
  6. Налоговый оклад, то есть сумма налога с единицы налогообложения.
  7. Налоговый период (период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет).
  8. Налоговые льготы (снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимуществ по отношению к другим плательщикам, это необязательный элемент, так как налог может быть установлен и без них).

Участниками налоговых отношений согласно законодательству являются:

  1. Организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками, плательщиками сборов или страховых взносов.
  2. Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами.
  3. Налоговые органы.
  4. Таможенные органы.

Объектом налогообложения могут выступать реализация товаров, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с которым законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

При формировании бюджетов различных уровней налоги решают следующие задачи:

  • Удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности и обороны, правопорядка.
  • Развитие инфраструктуры и регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования.
  • Освоение новых технологий, программ и производств.
  • Обеспечение международных договорных обязательств.

Налоги – это основа формирования бюджета государства. Это основная, но не единственная функция налогов. Однако у учёных не существует общего мнения по поводу разнообразия функций налогов. Один из самых распространённых вариантов включает следующие основные функции налогов:

  • Фискальная функция (фиском в Римской империи называлась казна императора). Эта функция заключается в наполнении деньгами бюджета страны. Эта функция доминировала до начала 1930-х годов. Однако по мере изменения социально-экономических процессов роль фискальной функции уменьшалась.
  • Распределительная или социальная функция. Посредством налоговой системы государство перераспределяет финансовые ресурсы, в том числе из сферы производства в социальную.
  • Регулирующая (или экономическая) функция определяет задачи налоговой политики государства. Эта функция заключается в воздействии на общественно-экономические отношения в государстве. С помощью налоговых методов государство может стимулировать или дестимулировать развитие определённых отраслей и регионов, изменять структуру производства. Возможно проведение протекционистской экономической политики или создание свободы товарному рынку, регулировка направления инвестиций. Налоги влияют на платёжеспособный спрос, предложение и снабжение ресурсами. Перераспределительная подфункция заключается в распределении доходов между бюджетами разных уровней. Стимулирующая подфункция призвана смягчать цикличность развития.
  • Контрольная функция. С помощью налоговой статистики и налоговых деклараций государство собирает информацию об истинном финансовом положении страны, финансово-хозяйственной деятельности предприятий, об источниках доходов физических и юридических лиц.
  • Политическая функция иногда вступает в конфликт с фискальной функцией, например, в случае особых налоговых режимов для отдельных стран.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов:

  1. Федеральные: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира, государственная пошлина.
  2. Региональные: налог на имущество организация, на игорный бизнес, транспортный налог.
  3. Местные: налог на имущество физических лиц, земельный налог, торговый сбор.

Также налоги квалифицируют по объекту налогообложения. Их разделяют на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ и услуг, товаров.

По источнику уплаты налоги делятся на взимаемые с дохода, выручки или себестоимости продукции.

По субъекту уплаты налоги взимаются с физических или юридических лиц.

По способу изъятия налоги делятся на прямые (взимаются с доходов или собственности, например, налог на прибыль организации или подоходный налог с физического лица) и косвенные (взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, в процессе потребления товаров и услуг, например, акцизы, НДС, таможенные пошлины). В основе классификации лежит принцип перелагаемости налога на товар.

По методу обложения (по ставке) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и линейные, дифференциальные, ступенчатые и твёрдые.

По способу обложения налоги делят на кадастровые, декларационные, налично-денежные и безналичные.

По назначению налоги бывают общие (поступают в единый бюджет) и специальные (имеют определённое назначение и формируют, например, пенсионный и медицинский фонды).

Налоговая система – это единая совокупность однородных элементов, объединённых в единое целое и выполняющих единую задачу – изъятие налогов и сборов с субъекта налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.[1]

Основные характеристики налоговой системы:

  • Рациональность.
  • Оптимальность.
  • Минимальное количество элементов, составляющих налоговую систему.
  • Справедливость, в том числе социальная справедливость при распределении налогового бремени.
  • Простота процесса начисления налогов.
  • Доступность и понятность налогообложения для налогоплательщиков.
  • Экономичность.
  • Эффективность.

Налоговая система России представлена видами налогов и сборов, законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, распоряжения, письма), Федеральной налоговой службой РФ, Федеральной таможенной службой РФ, субъектами налога и органами государственных внебюджетных фондов.


В основу налогообложения положены следующие основные, наиболее характерные принципы:

  1. Однократность обложения объектов платежами.
  2. Всеобщность охвата налогообложением и обязательность уплаты платежей.
  3. Безвозмездность отчисления.
  4. Добровольность уплаты.
  5. Установления минимума, свободного от обложения налогом.
  6. Возвратность налога субъекту налогообложения.
  7. Территориальность налогообложения.
  8. Умеренность распределения налогов.
  9. Равномерность распределения налогов.
  10. Справедливость налогообложения.
  11. Социальная справедливость.
  12. Пропорциональность взимания налога.
  13. Прогрессивность взимания налога.
  14. Дифференцированность взимания налога.
  15. Регрессивность взимания налога.
  16. Самообложение налогом.
  17. Резиденство или территориальность проживания налогоплательщика.
  18. Сбалансированность финансовых интересов государства и налогоплательщика.
  19. Минимизация поступления налоговых средств в бюджеты для покрытия расходов.

Также можно выделить основные черты современной налоговой системы Российской Федерации:

  1. Единая нормативно-правовая база.
  2. Единые принципы для налоговой системы всей страны, единый механизм начисления и сборов налога.
  3. Разделение налогов по уровням бюджетной системы.
  4. Право на введение налогов для региональных и местных органов власти.
  5. Разделение налогов на общие и специальные.
  6. Наличие налоговых льгот.
  7. Равные требования и равные условия использования доходов.
  8. Сочетание прямых и косвенных налогов.

1.2 Виды налогов с физических лиц

Физическое лицо – это человек, субъект права. Физическое лицо обретает правоспособность в момент рождения и утрачивает её в момент смерти.

В Гражданском кодексе физическое лицо отождествляется с гражданином. Однако физическое лицо может являться гражданином другой страны или человеком без гражданства.

Физическое лицо является налогоплательщиком, если у него в собственности есть движимое или недвижимое имущество (являющееся объектом налогообложения), или физическое лицо получает доход или материальную выгоду.

Плательщиками могут быть совершеннолетние и несовершеннолетние граждане.

Учёт налогоплательщиков ведётся с помощью ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).

Налоговым кодексом РФ предусматриваются следующие виды налогов, уплачиваемые физическими лицами: