ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2019

Просмотров: 1268

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Предмет педагогики. Педагогика как система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики и других наук о человеке. Роль Я.А.Коменского в становлении педагогики как науки.

Педагогика – наука о воспитании человека. Раскрывает сущность, цели и задачи, закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

Предмет изучения педагогики развивался и уточнялся на протяжении всей истории развития педагогической мысли. На современном этапе существует несколько подходов к его определению. Три из наиболее распространенных:

Первый подход – предметом изучения педагогики является воспитание как функция общества передавать новым поколениям общественно-исторический опыт; воспитание как специально организованный процесс; воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных заведениях. Итак, ведущим процессом, который изучает педагогическая наука, считается воспитание.

Подход второй – предметом изучения педагогики признается исследование сущности развития и формирования личности человека и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. То есть, наряду с процессом воспитания к предмету изучения педагогики прилагается исследования закономерностей развития человека.

Третий подход – предметом изучения педагогики признается образование как реальный целостный процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Этот подход довольно распространен в последние годы, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.

Объект педагогики – реальная педагогическая действительность – все явления целенаправленного формирования личности.

Предмет педагогики – закономерные связи и отношения, которые существуют в этой действительности.

Основные задачи педагогики как науки – познание законов воспитания, обучения и образования людей в процессе формирования и развития личности и на их основе создание путей и средств внедрения теоретических задач в учебно-воспитательный процесс.

Современная педагогическая наука представляет собой круг самостоятельных наук, среди которых:

1. История педагогики, которая изучает развитие педагогической мысли, на разных этапах их исторического развития человеческого общества.

2. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, которая изучает общие закономерности обучения и воспитания, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа. Она традиционно разделяется на четыре больших раздела: общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию и методику воспитания, школоведение (систему управления школой и деятельность органов образования).


По разделу педагогической науки по отраслям, то их насчитывается уже около двадцати и число их может расти. Все они опираются на структуру и принципы общей педагогики и ее „дочерними”, хотя и самостоятельными науками. Их условно можно разделить на общие и функциональные. К общепедагогическим наукам относят:

возрастную педагогику (дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика высшей школы);

коррекционную педагогику, которая разрабатывает вопросы воспитания слепых (тифлопедагогика) и глухих (сурдопедагогика) детей; умственно отсталых детей (олигофренопедагогику), детей с неправильно сформированной речью (логопедия);

социальную педагогику, изучающая механизмы формирования личности в социуме, сюда же можно отнести и семейную педагогику;

народную педагогику – совокупность идей, пословиц, поговорок, сказок, в которых отражается отношение народа к сущности и характера воспитания;

этнопедагогику, которая изучает добытые народом знания и умения в области воспитания и обучения, отраженные в фольклоре, традициях, обрядах.

Функциональным педагогическим наукам относят:

профессиональную педагогику;

отраслевую педагогику (авиационная, военная, медицинская и т.д.);

педагогику повышения квалификации и переквалификации специалистов;

частные или предметные методики преподавания, которые помогают учителю-предметнику в подготовке и проведении уроков и других видов учебно-воспитательной деятельности.

Отдельно выделяем сравнительную педагогику, которая занимается сравнительным анализом педагогических систем в разных странах (в сравнении с отечественной).

Педагогика также связана с социологией, историей, литературой, антропологией, географией, медициной, экологией, экономикой, археологией, потому что изучение человека, его жизни и условий развития помогает досконально исследовать закономерности воспитания.

Я.А.Коменский ( 1592-1670) – выдающийся чешский педагог 17 века, основоположник педагогики как науки. В «Великой дидактике» впервые в истории разработал возрастную периодизацию и систему школьного образования. Раскрыл суть основных принципов обучения: наглядность, сознательность и активность, последовательность и систематичность, овладения знаниями и навыками. Считается создателем классно-урочной системы обучения. Направления воспитание: умственное (познание себя и мира), нравственное (управление собой), религиозное (Бог).




2. Функции учителя и основные требования к нему. Выдающиеся педагоги прошлого об учителе (Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский, В. Сухомлинский).

Педагогическая профессия – одна из древнейших, возникла она на ранних этапах человечества в связи с потребностью передавать подрастающему поколению накопленный опыт.

Современные требования к педагогу: педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеющее соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, должен осуществлять педагогическую деятельность, обеспечивать результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях.

Главная задача учителя – обучать и воспитывать. Важные функции современного учителя:

-учебная (дидактическая) – организатор процесса усвоения знаний;

-развивающая – создание благоприятных условий для развития творческого потенциала ребенка, его самораскрытия, самоутверждения, самореализации через творчество, в обеспечении демократических основ образовательного процесса;

-воспитательная – формирование необходимых личностных качеств у каждого школьника, умение трансформировать поставленные обществом перед школой цели, в конкретные педагогические задачи.

Требования к учителю:

-вера в человека, он должен быть гуманистом, глубоко верить в силы и возможности детей, видеть в первую очередь все лучшее, что им присуще;

-справедливость;

-положительная эмоциональная настроенность;

-чувство меры в отношениях с учениками;

-педагогический такт – творческое умение выбирать в каждом конкретном случае такую линию поведения, такой подход (с помощью слова, поступков, тона, взгляда, жестов, мимики и т.д.), которые оберегают честь и достоинство ученического коллектива, каждого ученика. Знание индивидуальных особенностей учеников.

-организаторские умения и способности;

-языковая культура

-личный пример, авторитет педагога.

Я. А. Коменский:

Ценность нации определяется тем, как она относится к школе, к учителю:

его профессия «самая почетная под солнцем», а потому «лучшие из людей пусть будут учителями»;

он должен любить свое дело, быть трудолюбивым, полным жизни, деятельным и отзывчивым;

любить учащихся, стремиться к обогащению своих знаний и опыта;

все успехи в работе школы, обучении и воспитании зависят от учителя, его образования, знания и умения.

•“... мы должны приспосабливаться к свойствам ума, приводя умы к гармонии и любви к наукам, когда мы не хотим с ленивых сделать упрямых, а с дряблых – совсем дураков”.

требовал, чтобы к учителю относились с уважением.

К.Д.Ушинский:

* учитель должен не только обучать, но и воспитывать;

* высокообразованная личность, энциклопедические знания, педагогический такт;


* образование, любовь к своему делу, педагогическое мастерство;

* предлагал программу подготовки учителей в системе учительских меминарий на педагогических факультетах.

В.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»:

* любовь к ребенку – это «плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

Речь идет о мудрой, доброй и требовательной любови, которая учит жить.



3. Методы научных педагогических исследований, их характеристика. Место исследовательского компонента в структуре деятельности учителя.

Методы научно-педагогических исследований – это пути изучения и освоения, сложных психолого-педагогических процессов формирования личности, становления объективных закономерностей процессов воспитания и обучения; приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы исследования в педагогике подразделяются на общенаучные и конкретно-научные (теоретические и эмпирические).

Общенаучные: общетеоретические методы и абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, сопоставление, структурирование, индукция и дедукция и др., социологические (анкетирование, интервью, экспертные опросы, рейтинг), социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг и др.), математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект, который изучается (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента. К методам эмпирического уровня исследования относятся: наблюдения, анкетирование, собеседование, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная проверка, педагогический эксперимент. Эти методы используются при накоплении фактического материала в процессе исследования. Они служат для фиксирования явлений, описания их, выявления связей между ними.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата педагогики и направлено на всестороннее познание объективной реальности. К методам теоретического исследования относят: анализ и синтез, индукция и дедукция, а также логические методы – метод сходства, различия, метод сопутствующих изменений. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемых явлений.

Теоретические и эмпирические методы педагогических исследований глубоко связаны. Теоретические методы исследований требуют глубокого анализа фактов, раскрытие в явлениях существенных закономерностей, объяснение внешних факторов через внутренние. Эмпирические методы исследуют предмет на уровне явления, теоретические – на уровне его сущности.

В педагогических исследованиях распространены такие научные методы.

Беседа и интервью (разновидность беседы по заранее подготовленным вопросами) – это методы непосредственного общения исследователя с учащимися, которое предусматривает устное их опроса с помощью вопросов, которые интересуют исследователя.