ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2019

Просмотров: 1272

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25. Факторы развития личности. Особенности воспитательного процесса в современном социуме.

Развитие личности – это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих во время анатомофизиологического созревания человека, становления его мировоззрения, нравственных взглядов, убеждений, эмоционально-чувственной сферы. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Человек, как личность, характеризуется:

самосознанием (основа формирования умственной активности и самостоятельности личности, познание себя и поиск смысла жизни);

активности (стремление выйти за пределы реализованных возможностей);

наличием „Я-образа", - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемую себя идеальную (обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)

направленностью - устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.

способностями (свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определенной деятельности);

характером (совокупность устойчивых индивидуальных качеств человека, что обусловливает типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования).

Факторы, влияющие на развитие личности – I фактор наследственность.

Наследственность – передача от родителей к детям определенных биологических качеств и особенностей.

По наследству человек получает некоторые особенности строения тела, цвет волос, глаз, кожи, некоторые особенности нервной системы, некоторые болезни.

Концепция развивающего обучения – правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие учащихся.

II фактор – среда (географическое и социальное).

Человек становится личностью только в процессе социализации, в процессе усвоения и активного воспроизводства общественного опыта, приобретение необходимых для жизни среди людей знаний, умений и навыков, способности общаться и взаимодействовать с ними. Это процесс превращения человека из биологического существа в социальное, освоения и присвоения культуры человеческих отношений, социальных норм, ролей, видов деятельности.

Среда – совокупность материальных, духовных, общественных условий существования и деятельности человека, которые взаимодействуют с ним как с организмом и личностью, то есть поддерживают или сдерживают, стимулируют или препятствуют характерные действия живого существа.

Понятие «окружающая среда» означает нечто большее, чем просто то, что физически, пространственно окружает индивида.

Географическая среда – те природные условия (климат, ландшафт, пейзаж, тип поселения, экология), в которых человек развивается.


Социальная среда – общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. В общем – это люди и группы людей, которые окружают человека на протяжении жизни.

Единства в оценке влияния наследственности и среды на развитие человека пока нет. Ученые спорят по вопросу – что осуществляет большее влияние на развитие человека – среда или наследственность? Приверженцы так называемого биогенного направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенные – среде.

III фактор – воспитание.

Воспитание – целенаправленный педагогический процесс передачи социально-культурного опыта от старших поколений младшим, осуществляется специально подготовленными и уполномоченными на это обществом людьми в учебно-воспитательных заведениях.

Воспитание – форма внешнего воздействия на человека. Оно корректирует влияние наследственности и среды. Мнения относительно места воспитания в этом процессе самые разные: от утверждения о его полное бессилие до признания единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как всегда, посередине. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человеческую природу невозможно.

Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к созданию новых, заранее спроектированных рефлекторных связей, которые другим путем созданы быть не могут. Одно из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Диапазон очень широкий – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.

Каждое состояние развития общества предопределяет соответствующие ему особенности управления внутришкольной жизнью. На современном этапе к таким особенностям относятся: Изменение подходов при оценивании деятельности школы. Демократизация управления. Изменение кадровой ситуации в школе. Вариативность управления. Изменение методов управления. Изменение методологических основ управления.



26. Понятие «педагогическая технология». Технологический подход к организации обучения. Характеристика технологии развивающего обучения.

Педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективной формы образования. Педагогическая технология включает в себя две группы вопросов, первая из которых связана с применением технических средств в учебном процессе, вторая – с его организацией. Имея в виду технические средства, говорят об аппаратуре с помощью, которой демонстрируются материалы, специально разработанные для нее. Чаще всего сочетается подачи звуковой и печатной информации одновременно с экранным изображением (например, запись лекции с паузами, во время которых демонстрируется иллюстративный материал, учащиеся получают и выполняют задания, сверяют его с ответом, который появляется в кадре на экране или подается в звукозаписи). Более сложным, но очень перспективным является использование с учебной целью ЭВМ. Методика организации работы чаще всего сводится к диалогу между обучаемым и ЭВМ, основной целью которого является проверка знаний, полученных из традиционных источников. Другая отрасль “педагогической технологии” – “технология учебного процесса” – объединяет широкий круг проблем, связанных с анализом учебного материала и организации учебной деятельности педагога и учащихся. Таким образом, первая область связана с реализацией достижений техники в учебных средствах, а вторая – с развитием педагогической теории. Сейчас в педагогической науке и практике есть две совершенно разные стратегии, в рамках которых существуют системы образования – стратегия формирования и стратегия развития. Стратегия формирования – педагогическое вмешательство извне во внутренний мир ребенка, навязывание ребенку выработанных обществом способов деятельности, оценок. Стратегия развития – развитие личностного потенциала ученика, его самоактуализация. Таким образом, выбор технологии обучения – это всегда выбор стратегии, приоритетов, системы взаимодействия, тактик обучения и стиля работы учителя с учеником.

В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин – с их именами прежде всего связывается создание теории учебной деятельности, что лежит в основе системы развивающего обучения. В основе системы развивающего обучения лежит представление о развитии ребенка как субъекта личной деятельности. Цель обучения – обеспечить развитие ребенка. Нужно обращать внимание на интеллектуальные изменения, психические новообразования, а не на развитие умений и навыков, хотя и это не надо исключать. Учебная деятельность представляет собой особую форму активности учителя, направленную на ученика. При этом учебный материал следует преподавать в трех плоскостях: - система учебных задач, которые проходят через всю программу предмета; - развертывание учебного материала внутри каждого учебного задачи по этапам ее решения; - разработка каждого конкретного урока согласно определенного решения учебного задания. Задачи развивающего обучения: формирование личности с: 1) гибким умом; 2) развитыми потребностями к дальнейшему познанию и самостоятельным действиям; 3) определенными навыками и творческими способностями. Развивающее обучение – основа формирования творческой личности, а в дальнейшем – креативной личности, которая имеет внутренние предпосылки, которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированную внешними факторами.




27. Факторы развития личности. Особенности воспитательного процесса в современном социуме.

Развитие личности – это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих во время анатомофизиологического созревания человека, становления его мировоззрения, нравственных взглядов, убеждений, эмоционально-чувственной сферы. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Человек, как личность, характеризуется:

самосознанием (основа формирования умственной активности и самостоятельности личности, познание себя и поиск смысла жизни);

активности (стремление выйти за пределы реализованных возможностей);

наличием „Я-образа", - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемую себя идеальную (обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)

направленностью - устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.

способностями (свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определенной деятельности);

характером (совокупность устойчивых индивидуальных качеств человека, что обусловливает типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования).

Факторы, влияющие на развитие личности – I фактор наследственность.

Наследственность – передача от родителей к детям определенных биологических качеств и особенностей.

По наследству человек получает некоторые особенности строения тела, цвет волос, глаз, кожи, некоторые особенности нервной системы, некоторые болезни.

Концепция развивающего обучения – правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие учащихся.

II фактор – среда (географическое и социальное).

Человек становится личностью только в процессе социализации, в процессе усвоения и активного воспроизводства общественного опыта, приобретение необходимых для жизни среди людей знаний, умений и навыков, способности общаться и взаимодействовать с ними. Это процесс превращения человека из биологического существа в социальное, освоения и присвоения культуры человеческих отношений, социальных норм, ролей, видов деятельности.

Среда – совокупность материальных, духовных, общественных условий существования и деятельности человека, которые взаимодействуют с ним как с организмом и личностью, то есть поддерживают или сдерживают, стимулируют или препятствуют характерные действия живого существа.

Понятие «окружающая среда» означает нечто большее, чем просто то, что физически, пространственно окружает индивида.

Географическая среда – те природные условия (климат, ландшафт, пейзаж, тип поселения, экология), в которых человек развивается.