ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2019

Просмотров: 1270

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анкетирование – изучение исследуемых явлений и процессов с помощью анкет или опросных листов, содержащих письменные вопросы.

Наблюдение – специально организованное непосредственное восприятие явлений и процессов в их цельности и динамике в естественных условиях их существования.

Для повышения эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Может быть отстраненным (когда наблюдатель не включается в действие) и включенным (когда наблюдатель включен в группу члены которой не знают, что за ними ведется наблюдение). Недостатки: не раскрывает внутренних сторон педагогических явлений, не позволяет обеспечить полную объективность информации.

Метод рейтинга – метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами).

Метод обобщения независимых характеристик. Сущность этого метода сводится к обработке исследователем информации об ученике, поступившей из различных источников. Разновидностью этого метода является метод „педагогического консилиума”, который предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности учащихся по определенной оптимальной по своему объему программе и по единым признакам.

Педагогический эксперимент – такой метод изучения педагогической действительности, исследователь активно и целенаправленно влияет на него благодаря созданию искусственных условий или использования естественных условий, необходимых для выявления соответствующего свойства.

Моделирование – материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Научная модель – это мысленно или материально реализованная система, которая отображает предмет исследования и способна заменить его в такой мере, что позволяет получить новую информацию о самом предмете.


4. Особенности воспитательного процесса в современном социуме. Факторы развитие личности.

Под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят при анатомо-физиологического созревания человека, становления его мировоззрения, нравственных взглядов, убеждений, эмоционально-чувственной сферы.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Итак, человек, как личность, характеризуется:

самосознанием (основа формирования умственной активности и самостоятельности личности, познание себя и поиск смысла жизни);

активности (стремление выйти за пределы реализованных возможностей);

наличием «Я-образа», – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемую себя идеальную (обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)

направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.

способностями (свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определенной деятельности);

характером (совокупность устойчивых индивидуальных качеств человека, которые обусловливают типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования).

Факторы, влияющие на развитие личности – наследственность.

Наследственность – передача от родителей к детям определенных биологических качеств и особенностей.

По наследству человек получает некоторые особенности строения тела, цвет волос, глаз, кожи, некоторые особенности нервной системы, некоторые болезни.

Концепция развивающего обучения – правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие учащихся.

II фактор – среда (географическая и социальная).

Человек становится личностью только в процессе социализации, в процессе усвоения и активного воспроизводства общественного опыта, приобретение необходимых для жизни среди людей знаний, умений и навыков, способности общаться и взаимодействовать с ними. Это процесс превращения человека из биологического существа в социальное, освоения и присвоения культуры человеческих отношений, социальных норм, ролей, видов деятельности.

Среда – совокупность материальных, духовных, общественных условий существования и деятельности человека, которые взаимодействуют с ним как с организмом и личностью, то есть поддерживают или сдерживают, стимулируют или препятствуют характерные действия живого существа.

Понятие «окружающая среда» означает нечто большее, чем просто то, что физически, пространственно окружает индивида.

Географическая среда – те природные условия (климат, ландшафт, пейзаж, тип поселения, экология), в которых человек развивается.


Социальная среда – общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. В общем – это люди и группы людей, которые окружают человека на протяжении жизни.

Единства в оценке влияния наследственности и среды на развитие человека пока нет. Ученые спорят по вопросу: что оказывает большее влияние на развитие человека – среда или наследственность? Приверженцы так называемого биогенного направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенные – среде.

III фактор – воспитание.

Воспитание – целенаправленный педагогический процесс передачи социально-культурного опыта от старших поколений младшим, осуществляется специально подготовленными и уполномоченными на это обществом людьми в учебно-воспитательных заведениях.

Воспитание – форма внешнего воздействия на человека. Оно корректирует влияние наследственности и среды. Мнения относительно места воспитания в этом процессе самые разные: от утверждения о его полное бессилие до признания единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как всегда, посередине. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человеческую природу невозможно.

Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к созданию новых, заранее спроектированных рефлекторных связей, которые другим путем созданы быть не могут. Одно из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.


5. Развитие идеи природосообразности обучения и воспитания в истории педагогики (Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Й. Песталоцци, А. Дистервег, В. Сухомлинский). Индивидуальный и личностно-ориентированный подходы в современной школе.

Проблема природосообразности в воспитании занимала умы наиболее выдающихся педагогов прошлого, и причем каждый из них понимал ее по-своему. О сходстве природы и воспитания говорили еще древнегреческие мыслители Демокрит и Аристотель.

Я.А.Коменский исходил из признания общности главных законов, управляющих развитием природы, человека и человеческой деятельности. Он утверждал, что все педагогические средства должны быть природосоответствующими, то есть они соответствуют общим законам природы. Кроме того, принцип природосообразности у чешского педагога предполагает тщательное изучение законов духовной жизни человека и согласования с ним всех педагогических действий.

Другая трактовка принципа природосообразности в Ж.-Ж. Руссо. Этот принцип он раскрыл в своем романе трактате «Эмиль, или о воспитании», основное положение исследуемого принципа французского мыслителя, сводится к формуле: природосообразно все естественное; поэтому воспитание должно следовать естественному ходу развития растущего человека, учитывать естественные возрастные особенности.

В педагогической теории И.Г. Песталоцци принцип природосоотвествие раскрывается как соответствие воспитания особенностям природы человека, законам ее вечного саморазвития, предопределенного божественным началом.

А.Дистервег, немецкий ученый, считал, что воспитание необходимо согласовывать не только с законами саморазвития природы человека, но и с конкретными социально-историческими условиями его жизни. Он вводит еще понятие «Принцип культуросообразности».




6. Принцип культуросообразности обучения и воспитания в истории педагогики (Г. Сковорода, А. Дистервег, К. Ушинский, В. Сухомлинский). Современная концепция «Школы диалога культур».

Принцип культуросообразности, определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, которая растит и питает личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку строится исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Культурологический подход требует рассматривать педагогику как часть духовной культуры общества, предполагает адаптацию воспитания и образования к конкретной культурной среде, а это значит, что очень существенным является осмысление культурных достижений родного края, страны, всего мира. Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

Функции культуросообразности воспитания:

- создание различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение опыта культуросоответствующего поведения;

- оказание помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

«Школа диалога культур» – это модель обучения, которая основывается на интеграции содержания гуманитарных предметов на культурологических принципах, понимании учениками человека определенной исторической эпохи через работу с реальными текстами данной эпохи.

Цель обучения в этой модели заключается не в подготовке «человека образованного», овладевшего научной картиной мира, научными методами познания и направленного на дальнейшее восхождение вперед и вверх, а в воспитании к идеалу человека культуры.