ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2019

Просмотров: 1263

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Предмет педагогики. Педагогика как система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики и других наук о человеке. Роль Я.А.Коменского в становлении педагогики как науки.

Педагогика – наука о воспитании человека. Раскрывает сущность, цели и задачи, закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

Предмет изучения педагогики развивался и уточнялся на протяжении всей истории развития педагогической мысли. На современном этапе существует поскольку подходов к его определению. Можно выделить по меньшей мере три из наиболее распространенных.

Первый подход – предметом изучения педагогики является воспитание как функция общества передавать новым поколениям общественно-исторический опыт; воспитание как специально организованный процесс; воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных заведениях. Итак, ведущим процессом, который изучает педагогическая наука считается воспитание.

Подход второй – предметом изучения педагогики признается исследование сущности развития и формирования личности человека и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. То есть, наряду с процессом воспитания к предмету изучения педагогики прилагается исследования закономерностей развития человека.

Третий подход – предметом изучения педагогики признается образование как реальный целостный процесс, целенаправленно организованный в специальных. Этот подход довольно распространен в последние годы, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.

Объект педагогики – реальная педагогическая действительность – все явления целенаправленного формирования личности.

Предмет педагогики – закономерные связи и отношения, которые существуют в этой действительности.

Основные задачи педагогики как науки – познание законов воспитания, обучения и образования людей в процессе формирования и развития личности и на их основе создание путей и средств внедрения теоретических задач в учебно-воспитательный процесс.

Современная педагогическая наука представляет собой круг самостоятельных наук, среди которых:

1. История педагогики, которая изучает развитие педагогической мысли, на разных их исторического развития человеческого общества.

2. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, которая изучает общие закономерности обучения и воспитания, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа. Она традиционно разделяется на четыре больших раздела: общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию и методику воспитания, школоведение (систему управления школой и деятельность органов образования).

По разделу педагогической науки по отраслям, то их насчитывается уже около двадцати и число их может расти. Все они опираются на структуру и принципы общей педагогики и ее „дочерними”, хотя и самостоятельными науками. Их условно можно разделить на общие и функциональные. К общепедагогическим наукам относят:


возрастную педагогику (дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика высшей школы);

коррекционную педагогику, которая разрабатывает вопросы воспитания слепых (тифлопедагогика) и глухих (сурдопедагогика) детей; умственно отсталых детей (олигофренопедагогику), детей с неправильно сформированной речью (логопедия);

социальную педагогику, изучающая механизмы формирования личности в социуме, сюда же можно отнести и семейную педагогику;

народную педагогику – совокупность идей, пословиц, поговорок, сказок, в которых отражается отношение народа к сущности и характера воспитания;

этнопедагогику, которая изучает добытые народом знания и умения в области воспитания и обучения, отраженные в фольклоре, традициях, обрядах.

Функциональным педагогическим наукам относят:

профессиональную педагогику;

отраслевые педагогику (авиационная, военная, медицинская и т.д.);

педагогику повышения квалификации и переквалификации специалистов;

частные или предметные методики преподавания, которые помогают учителю-предметнику в подготовке и проведении уроков и других видов учебно-воспитательной деятельности.

Отдельно выделяем сравнительную педагогику, которая занимается сравнительным анализом педагогических систем в разных странах (в сравнении с отечественной).

Педагогика также связана с социологией, историей, литературой, антропологией, географией, медициной, экологией, экономикой, археологией, потому что изучение человека, его жизни и условий развития помогает досконально исследовать закономерности воспитания.

Я.А.Коменский ( 1592-1670) – выдающийся чешский педагог 17 века, основоположник педагогики как науки. В «Великой дидактике» впервые в истории разработал возрастную периодизацию и систему школьного образования. Раскрыл суть основных принципов обучения: наглядность, сознательность и активность, последовательность и систематичность, местное овладения знаниями и навыками. Считается создателем классно-урочной системы обучения. Направления воспитание: умственное (познание себя и мира), нравственное (управление собой), религиозное (Бог).




2. Функции учителя и основные требования к нему. Выдающиеся педагоги прошлого об учители (Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский, В. Сухомлинский).

Педагогическая профессия – одна из древнейших, возникла она на ранних этапах человечества в связи с потребностью передавать подрастающему поколению накопленный опыт.

Современные требования к педагогу: педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеющее соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, должен осуществлять педагогическую деятельность, обеспечивать результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях.

Главная задача учителя – обучать и воспитывать. Важные функции современного учителя:

-учебная (дидактическая) – организатор процесса усвоения знаний;

-развивающая – создание благоприятных условий для развития творческого потенциала ребенка, его самораскрытия, самоутверждения, самореализации через творчество, в обеспечении демократических основ образовательного процесса;

-воспитательная – формирование необходимых личностных качеств у каждого школьника, умение трансформировать поставленные обществом перед школой цели, в конкретные педагогические задачи.

Требования к учителю:

-вера в человека, он должен быть гуманистом, глубоко верить в силы и возможности детей, видеть в первую очередь все лучшее, что им присуще;

-справедливость;

-положительная эмоциональная настроенность;

-чувство меры в отношениях с учениками ;

-педагогический такт – творческое умение выбирать в каждом конкретном случае такую линию поведения, такой подход (с помощью слова, поступков, тона, взгляда, жестов, мимики и т.д.), которые оберегают честь и достоинство ученического коллектива, каждого ученика. Знание индивидуальных особенностей учеников.

-организаторские умения и способности;

-языковая культура

-личный пример, авторитет педагога.

Я. А. Коменский:

Ценность нации определяется тем, как она относится к школе, к учителю:

его профессия «самая почетная под солнцем», а потому «лучшие из людей пусть будут учителями»;

он должен любить свое дело, быть трудолюбивым, полным жизни, деятельным и отзывчивым;

любить учащихся, стремиться к обогащению своих знаний и опыта;

все успехи в работе школы, обучении и воспитании зависят от учителя, его образования, знания и умения.

•“... мы должны приспосабливаться к свойствам ума, приводя умы к гармонии и любви к наукам, когда мы не хотим с ленивых сделать упрямых, а с дряблых – совсем дураков”.

требовал, чтобы к учителю относились с уважением.

К.Д.Ушинский:

* учитель должен не только обучать, но и воспитывать;

* высокообразованная личность, энциклопедические знания, педагогический такт;


* образование, любовь к своему делу, педагогическое мастерство;

* предлагал программу подготовки учителей в системе учительских меминарий на педагогических факультетах.

В.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»:

* любовь к ребенку – это «плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

Речь идет о мудрой, доброй и требовательной любови, которая учит жить.



3. Методы научных педагогических исследований, их характеристика. Место исследовательского компонента в структуре деятельности учителя.

Методы научно-педагогических исследований – это пути изучения и освоения, сложных психолого-педагогических процессов формирования личности, становления объективных закономерностей процессов воспитания и обучения; приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы исследования в педагогике подразделяются на общенаучные и конкретно-научные (теоретические и эмпирические).

Общенаучные: общетеоретические методы и абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, сопоставление, структурирование, индукция и дедукция и др., социологические (анкетирование, интервью, экспертные опросы, рейтинг), социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг и др.), математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект, который изучается (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента. К методам эмпирического уровня исследования относятся: наблюдения, анкетирование, собеседование, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная проверка, педагогический эксперимент. Эти методы используются при накоплении фактического материала в процессе исследования. Они служат для фиксирования явлений, описания их, выявления связей между ними.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата педагогики и направлено на всестороннее познание объективной реальности. К методам теоретического исследования относят: анализ и синтез, индукция и дедукция, а также логические методы – метод сходства, различия, метод сопутствующих изменений. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемых явлений.

Теоретические и эмпирические методы педагогических исследований глубоко связаны. Теоретические методы исследований требуют глубокого анализа фактов, раскрытие в явлениях существенных закономерностей, объяснение внешних факторов через внутренние. Эмпирические методы исследуют предмет на уровне явления, теоретические – на уровне его сущности.

В педагогических исследованиях распространены такие научные методы.

Беседа и интервью (разновидность беседы по заранее подготовленными вопросами) – это методы непосредственного общения исследователя с учащимися, которое предусматривает устное их опроса с помощью вопросов, которые интересуют исследователя. Особенностью метода беседы является взвешенность вопросов, которые должны быть подготовлены таким образом, чтобы человек не чувствовал себя подопытным. При этом очень важное значение играет атмосфера взаимопонимания, доверия, учета особенностей психики и физического состояния собеседника.