ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2019

Просмотров: 1374

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная среда – общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. В общем – это люди и группы людей, которые окружают человека на протяжении жизни.

Единства в оценке влияния наследственности и среды на развитие человека пока нет. Ученые спорят по вопросу – что осуществляет большее влияние на развитие человека – среда или наследственность? Приверженцы так называемого биогенного направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенные – среде.

III фактор – воспитание.

Воспитание – целенаправленный педагогический процесс передачи социально-культурного опыта от старших поколений младшим, осуществляется специально подготовленными и уполномоченными на это обществом людьми в учебно-воспитательных заведениях.

Воспитание – форма внешнего воздействия на человека. Оно корректирует влияние наследственности и среды. Мнения относительно места воспитания в этом процессе самые разные: от утверждения о его полное бессилие до признания единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как всегда, посередине. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человеческую природу невозможно.

Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к созданию новых, заранее спроектированных рефлекторных связей, которые другим путем созданы быть не могут. Одно из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Диапазон очень широкий – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.

Каждое состояние развития общества предопределяет соответствующие ему особенности управления внутришкольной жизнью. На современном этапе к таким особенностям относятся: Изменение подходов при оценивании деятельности школы. Демократизация управления. Изменение кадровой ситуации в школе. Вариативность управления. Изменение методов управления. Изменение методологических основ управления.


28. Принципы управления современной школой, взаимодействие школы и социальной среды в истории педагогики.

Принцип плановости. Предусматривает четкую систему перспективного и ежедневного планирования всех видов учебно-воспитательного, организационно-хозяйственного процесса с учетом объективных условий и социально-экономических возможностей конкретного учреждения образования.

Принцип перспективности. Вытекает из необходимости предвидения и прогнозирования деятельности школы не только на семестр, учебный год, но и на весь цикл обучения учеников в школе.

Принцип компетентности. Требует высокого уровня научно- педагогической подготовки, общей эрудиции, профессионализма учителей.

Принцип оптимизации. Направлен на создание в учебно-воспитательном учреждении благоприятных социально-психологических и экономических условий для эффективной деятельности участников педагогического процесса.

Принцип соединение единоначалия, коллегиальности и персональной ответственности. Оказывается в персональной ответственности руководителя учебного заведения перед вышестоящими органами образования, обществом, государством, законом за состояние дел в руководимой им организации.

Принцип объективности оценивания выполнения участниками педагогического процесса функциональных обязанностей по результатам конкретных дел. Предусматривает необходимость систематического контроля за деятельностью должностных лиц, объективной оценки результатов работы (уровень успеваемости и воспитанности учащихся).

Принцип участия общественности. Заключается в создании различных комиссий, которые способствуют работе школы.

Функционирование и развитие общеобразовательной школы зависит от совокупности внешних факторов прямого и косвенного воздействия на школу.

Прежде всего - это особенности социально-экономического развития, политического и культурного развития страны, сосредоточены в системе образования материально-финансовые, кадровые ресурсы, культурное пространство, в котором формируются личность, тенденции развития образования, уровень развития наук, работающих на школу, система государственного управления образованием, нормативно-правовой терминологии база, обеспечивающая функционирование школы. Вся эта совокупность постоянно изменяющихся внешних условий под воздействием объективно - субъективных факторов трансформируется.

Каждое состояние развития общества предопределяет соответствующие ему особенности управления внутришкольной жизнью. На современном этапе к таким особенностям относятся: 1. Изменение подходов при оценивании деятельности школы. 2. Демократизация управления. 3. Изменение кадровой ситуации в школе. 4. Вариативность управления. 5. Изменение методов управления. 6. Изменение методологических основ управления.


29. Конфликтные ситуации в педагогическом процессе. Пути, условия и средства разрешения конфликтных ситуаций.

Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (индивид, группа, сам участник - внутренний конфликт), которая возникла в связи недоразумения, недовольство.

Конфликт возникает не сразу, зарождение его мы можем почувствовать в каком-то инциденту, недоразумении.

Четыре группы конфликтов в педагогическом процессе:

- внутренний, или личностный конфликт разворачивается в мотивационной или деятельностной сферах личности, выражается борьбой противоречий внутреннего мира человека, сопровождается эмоциональной напряженностью;

- межличностный конфликт возникает в результате противоречия в отношениях двух или большего количества людей, которые выполняют совместную деятельность;

- межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т.д), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции;

- личностно-групповой конфликт возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Типичные педагогические конфликты:

1 Конфликты во время уроков.

2 Конфликт «С кем сидеть».

3 Конфликты с учителями физкультуры.

4 Трудные (конфликтные) дети в классе, для которых характерны неуравновешенность, впечатлительность рядом с грубостью, дерзостью, агрессивностью.

5 Конфликты вне стен школы.

6 Конфликт статусов.

7 Конфликт "Дети учителей».

8 Конфликт «Лидерство девушек».

Технология решения конфликта: преодолеть конфликтную ситуацию, исчерпать инцидент Действия в конфликтных ситуациях:

Нужно дать ответ на четыре вопроса: Что делает? Где находятся истинные причины конфликта? Когда приступать к действиям? Как образом себя вести?

Учителю не следует бояться конфликта. Если он возникнет, нужно освоить технологию поведения в конфликтной ситуации. Важнейшей предпосылкой недопущения обострения конфликтной ситуации является педагогический такт учителя.


30. Понятие педагогического общения, его особенности, функции и виды. Стили педагогического общения.

Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне уроков, направлено на создание положительного психологического климата. В данном понятии педагогического общения слово «профессиональное» обозначает: -целеустремленность; - присутствие внутренней стороны.

Какие функции реализует педагог через общение?

- сообщение информации;

- познание личности другого человека в процессе общения;

- взаимоотношения людей в ходе межличностных взаимодействий и контактов. Общение должно осуществляться целостно: и обмен информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка. Если одна из функций в процессе общения теряется, механизм общения разглаживается.

Разновидности педагогического общения:

1 .Функционально-ролевое общение. Суть: деловая, стандартизированное, ограничено требованиями ролевой позиции.

2. Личностно-ориентированное (выполнения нормативно заданных функций с проявлением личного отношения).

Стиль общения - устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель во время взаимодействия.

Авторитарному стилю свойственен диктат, который превращает одного из участников коммуникативного взаимодействия в пассивного исполнителя, подавляя его самостоятельность и инициативу.

Основные формы взаимодействие-приказ, указание, инструкция, выговор.

Все это порождает неблагоприятный психологический климат, подавляет инициативу и ответственность, тормозит формирование коллективистских качеств, развивает у детей неуверенность.

Демократический стиль основывается на глубоком уважении, доверии и ориентации на самоорганизацию, самоуправление личности и коллектива.

Основными способами взаимодействия являются поощрение, совет, информирование, координация, развивает у учащихся уверенность в себе, инициативность. С осознанием ответственности, повышением заинтересованности, развивается способность сознательно, самостоятельно и творчески работать, что обеспечивает стабильный результат деятельности и закладывает надежный фундамент развития личности.

Либеральный стиль - нет устойчивой педагогической позиции. Она проявляется в невмешательстве, низком уровне требований к воспитанию. Либеральный учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, легко подчиняется противоречивым влияниям. Формы его работы внешне вроде бы демократические, но через пассивность и незаинтересованность, нечеткость и недостаток ответственности воспитательный процесс становится неуправляемым.

50