ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2019

Просмотров: 1331

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классно-урочная система имеет следующие внеурочные формы учебной работы: предметные кружки; школьные научные общества; ученические научные конференции; лектории; предметные вечера; предметные недели др. Структура урока – совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. В понятие “структура урока” вкладывается три признака: состав (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они между собой связаны). Урок не является статичной формой. Это сложная динамическая система, которой присущи все законы диалектики. В структуре урока выделяют внешние (макроэлементы) и внутренние (микроэлементы). Макроэлементы: основные задачи, необходимые для достижения дидактической цели урока. Для каждого типа урока макроструктура является постоянной, неизменной, поскольку не изменяются закономерности и задачи того или иного процесса, осуществляемого на уроке. Микроэлементы: методы, приемы, средства обучения и их последовательность и взаимосвязь на каждом макро - и микроэтапе. Микроструктура является мобильной, динамичной частью урока.



23. Содержание образования как категория дидактики. Компоненты содержания образования на разных исторических этапах. Общие принципы отбора содержания образования.

Содержание образования – это педагогически адаптированный социальный опыт, педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности интеллектуального и практического характера, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, то есть систему четырех компонентов социального опыта, отображенную в видах и отраслях деятельности, воплощенных в учебных предметах и программах внеурочной деятельности. Элементами содержания образования являются:

Знание – результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде понятий, суждений, умозаключений, теорий. Также их можно понимать как учебную информацию, усвоенную на уровне запоминания и осознания.

Умение – это готовность к эффективному выполнению сложного комплексного действия, как в стандартных, так и нестандартных условиях на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта.

Навыки – способы действия, которые многократным повторением доведенные до автоматизма и выполняются почти без участия сознания. Между этими элементами существуют определенные связи: каждый из предыдущих является условием функционирования последующих. Так, без знаний невозможны ни воспроизведение способов деятельности, ни их творческое применение. Новые знания, за наличием опорных умений, формируют новые умения. Кроме того, применение известных способов деятельности для получения известного результата приводит иногда при наличии новых, не учтенных условий, не только с приобретением новых знаний, но и к появлению новых способов деятельности. Сам поиск новых способов деятельности непременно сочетается и воспроизведением уже известных. Однако, различные элементы содержания образования отличаются, прежде всего, характером деятельности по его усвоению, когда происходит превращение объективного содержания социального опыта в достояние личности. Каждый элемент содержания образования требует конкретных путей его формирования. Так, например, формирование навыка требует: - ознакомительного этапа, что предполагает осмысление конкретного действия, ознакомление с приемами его выполнения; - подготовительного (аналитического), когда школьник овладевает элементами действия, анализирует и выбирает способы выполнения, но делает это неточно, имеет место высокий уровень сосредоточенности; - стандартизированного, который характеризуется автоматизацией действий; - вариативного (ситуативного), который проявляется в целесообразном выполнении действий и др.

В научной литературе выделяются различные подходы к определению принципов отбора содержания образования. Оптимальным является вариант, разработанный В.В.Краевским:


- принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития производства;

- принцип учета содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания образования, предполагающий соотнесение учебного материала, форм, способов и средств процесса образования;

- принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность ученика. Этот принцип обеспечивает сбалансированность всех компонентов содержания образования.



24. Эволюция системы образования в истории педагогики. Современная система образования.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на определенном этапе развития общества и меняется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научных знаний. В последнее десятилетие в свете идей гуманизации образования все более утверждается личностно ориентированный подход к содержанию образования, что нашло свое отражение в работах И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, А.В.Петровского.
Так, И.Я.Лернер и М.В.Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

При таком подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не знания, а сам человек. Такой подход способствует свободе выбора содержания образования с целью обеспечения общеобразовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к личности, которая развивается; становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Основные теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII - начале XIX века. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования. Теория формального образования начинается от Дж.Локка (XVII ст.), Й.Г.Песталоцци, И.Канта и Й.Ф.Гербарта (XVIII-Хіхвв.). Данная теория основывается на философии рационализма, а именно на положении о том, что источником знаний является разум и знания. Поэтому задача образования состоит не в овладении учащимися знаниями, а в развитии их ума, т. е. способности к анализу, синтезу, логическому мышлению. Исходя из этого, отстаивался гуманитарное, “классическое”, направление образования, поскольку лучшие средства развития мышления – изучение языков и математики.

В конце XVIII - начале XIX века. активно прокладывает себе дорогу теория материального образования. Сторонники этой теории исходили из философии эмпириализма, которая утверждала, что познание не может выйти за пределы непосредственного опыта, и что источником знаний является только опыт. Из этого делались следующие педагогические выводы: нужно вооружать учащихся естественнонаучными знаниями, а критерием при отборе материала должна быть степень его важности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем. Достаточно аргументированно критиковал теории формального и материального образования в свое время еще К.Д.Ушинский. Он подчеркивал, что школа должна не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, которые были бы полезны для их дальнейшей деятельности. В то же время, К.Д.Ушинский считал, что нельзя подходить к усвоению науки лишь с точки зрения ее утилитарной необходимости для повседневной жизни. Широкое распространение в американской педагогике первой трети ХХ века получили прагматические идеи по вопросам содержания школьного образования. Известный представитель прагматизма в педагогике Джон Дьюи (1859-1952) обосновал прагматическую концепцию содержания образования. Он критиковал как рационализм, по его мнению, уводит от жизни, от фактов, который якобы способствует отрыву человека от религии, и вводил идею о необходимости положить в основу школьного образования организацию практической деятельности детей, вооружение умениями и навыками в различных сферах жизни. Таким образом, Д.Дьюи дал необходимость четко очерченного содержания образования и отдельных учебных предметов в школе, не признавал важности научного образования и сводил обучение к узкому практицизма, основывается на интересах детей. В последние десятилетия эти идеи подверглись резкой критике со стороны ведущих деятелей педагогической науки. Американские педагоги И.Адлер, Дж.Бруннер и другие отмечали, что теория Д.Дьюи затормозила развитие американской школы на долгие годы и поэтому необходима модернизации образования.


Факторы, детерминирующие формирование содержания образования разделяют на объективные и субъективные.