Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории» (на примере Поронайского городского округа).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Специфика планирования туризма в регионе как основа устойчивого развития территории
1.2 Предпосылки планирования туризма для устойчивого развития региона
2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В ПОРОНАЙСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ
2.1 Характеристика Поронайского городского округа
2.2 Проблемы управления планированием туризма в Поронайском городском округе и пути их решения
Введение
Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Россия имеет огромный потенциал для развития внутреннего и въездного туризма. Развитие и максимальная реализация этого туризма является основной целью Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Сегодня Российская Федерация занимает прочные позиции на международном туристическом рынке.
Реализация задач государственного управления в сфере туризма невозможна без системы подготовки, переподготовки и расстановки высококвалифицированных кадров управления туризмом. Инновационный характер профессионального обучения в сфере туризма и гостеприимства реализуется в рамках задачи повышения качества туристических услуг федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы), в том числе путем развития туризм, включая высшее и среднее профессиональное образование, обучение и переподготовку.
Туризм оказывает значительное влияние практически на все сферы жизни общества. Его влияние на экономическое, политическое, социальное и экологическое развитие территории особенно велико. Однако его эффективному развитию препятствует целый ряд проблем, в том числе: создание чрезмерно высоких цен на основные услуги и, самое главное, непредсказуемость роста цен; преобладание некачественных услуг; нехватка высококвалифицированных кадров и т. д. Все это требует пересмотра основ регулирования туристического сектора, поиска новых форм и средств развития туризма на муниципальном уровне. Это определяет актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является исследование планирования туризма в регионе как основа устойчивого развития территории (на примере Поронайского городского округа)
Достижение поставленной цели определяет необходимость решения следующих задач:
- Изучить теоретические основы планирования туризма в регионе как основа устойчивого развития территории.
- Выявить особенности развития и планирования туризма в Поронайском городском округе с целью развития.
Объектом исследования работы является Поронайский городской округ, а предметом – отношения, складывающиеся в системе планирования сферой туризма.
Теоретической базой для выполнения работы послужили научные исследования отечественных авторов: А.Ю. Александрова, Э.В. Бараблина, В.Ф. Буйленко, Е.Л. Писаревский, В.А. Квартальнов, А.С. Кусков, К.А. Лебедев, В.П. Орешин, А.Э. Саак, Г.В. Горелова, Г.В. Атаманчук, А.Д. Чудновский.
В работе использованы методы теоретического и эмпирического исследования, а также методы наглядного представления результатов исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Специфика планирования туризма в регионе как основа устойчивого развития территории
Учитывая современные адаптивные механизмы развития туризма в качестве элементов общего процесса устойчивого развития туризма в целом, необходимо включить туризм в общую политику, планы и модели развития соответствующей страны и региона. Создание такой интеграции, например, позволило бы устранить возможные несоответствия в использовании определенных ресурсов или мест для различных направлений развития.
Это также обеспечит многоцелевое использование инфраструктуры туристической зоны для удовлетворения потребностей местного населения и туристов. Особое внимание уделяется разработке и принятию политики и планов по развитию туризма для конкретного региона, что позволяет принимать решения о мерах по продвижению туристических продуктов.
Механизмы развития должны быть гибкими и адаптированными к изменениям окружающей среды, поскольку чрезмерно жесткие механизмы, особенно со стороны государства, могут не позволить процессу развития реагировать на изменения. Предоставляя механизмы гибкости, нельзя забывать об их целях и основных задачах даже при изменении конкретных моделей развития, методов и методов выполнения задач [5].
Одним из важных механизмов устойчивого развития региона является планирование, которое постепенно перешло от принятия решений к более эффективному ориентировочному планированию. Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров (показателей), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и разработка мер воздействия государства на социально-экономические процессы с целью достижения заданных показателей.
Социально-экономические показатели - это показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, товарных и стоимостных рынков, движения цен, занятости, уровня жизни населения, внешнеэкономических связей и т. д. [10]
Индикативное планирование является наиболее подходящей формой рыночной экономики и формой государственного планирования макро- и мезоэкономического развития, широко распространенной во всем мире. Ориентировочный план не является нормативным. Он содержит ограниченное количество обязательных задач и носит преимущественно консультативный и консультативный характер.
В то же время следует учитывать влияние туризма на региональное развитие [14]:
- развитие туризма приводит к рационализации природопользования;
- туризм, в большинстве случаев, в отличие от других видов использования биологических ресурсов, не приводит к их физическому уничтожению, тем самым сохраняя биологическое разнообразие региона;
- туризм способствует сохранению культурной самобытности местного населения;
- туризм является наиболее подходящей формой экологического образования;
- способствует восстановлению психического и физического здоровья;
- развитие туризма способствует созданию дополнительных рабочих мест;
- развивает смежные отрасли;
- инфраструктура, созданная для развития туризма, может использоваться как для нужд туристов, так и для нужд местного населения;
- доходы от туризма в областном бюджете и мультипликативный эффект за счет оборота туристских расходов положительно влияют на развитие экономики региона и платежного баланса.
В этом исследовании в первую очередь интересует экономическое влияние туризма. Оценка экономического влияния туризма основана на стоимости туристов. Экономическое влияние расходов на туризм рассчитывается с использованием мультипликаторов (множителей), в то время как мультипликатор туризма относится к отношению изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятость, доход) к изменениям в расходах на туризм [16].
Следующие четыре модели мультипликаторов выделяются в научной литературе [4].
1. Мультипликатор дохода должен охватывать три аспекта влияния расходов на туризм:
- прямое воздействие. Туристские расходы на отдых (обеспечение прямого приема отелей, ресторанов, баров, музеев, различных шоу, спортивных и др.);
- косвенный эффект. Командировочные расходы при бронировании коммерческих гостиниц, комиссии туристических агентств;
- стимулирующий эффект. Расходы на туризм приносят регионам дополнительный доход, что ведет к росту потребления и стимулированию экономической активности.
Отсюда можно использовать мультипликаторы:
- коммерческих операций. Это отражает увеличение оборота бизнеса в результате увеличения туристических расходов.
- для производства туристических продуктов.
- занятости
Таким образом, можно различить прямое влияние туризма на экономику региона - это является следствием расходов туристов на приобретение туристических услуг и товаров в регионе. Классификация статей туристских расходов на самом широком уровне включает семь категорий: 1) комплексные поездки, путевки и комплексные туры; 2) проживание; 3) еда и напитки; 4) транспорт; 5) развлекательные, культурные и спортивные мероприятия; 6) покупки; 7) другие статьи. Расходы на душу населения в России в настоящее время относительно скромны - 82 доллара.
Эффект туризма в виде дополнительного спроса на товары и услуги в регионе также имеет большое значение. Спрос на комплекс услуг, создаваемый туризмом, требует их производства, что ведет к развитию товаров народного потребления, сувенирной и местной ремесленной промышленности. Экономические последствия «индивидуальных инвесторов в туризм» также влияют на промышленность, строительство и т. д., особенно в «соседних» секторах туризма.
В области въездного туризма стимулирующее влияние на экономический рост объясняется тем фактом, что экспортные поступления от туризма ускоряют экономический рост. Мультипликативный эффект экспорта равносилен эффекту новых внутренних инвестиций, который увеличивает доходы и создает цепочку дополнительных и периодических затрат. В то же время не все доходы от экспорта расходуются, а только часть; вторая часть экспортной выручки - это так называемая утечка, которая представляет некапитализированные накопления и платежи за увеличение импорта [11].
Многие иностранные экономисты рассчитывали величину множителя экспорта - коэффициента, предопределяющего увеличение национального дохода, вызванное увеличением экспорта. Несовершенство методологии расчета привело к значительному изменению значений множителей. В дополнение к эффекту мультипликатора, связанному с доходами от экспорта, туризм ускоряет экономическое развитие, увеличивает деловую активность в стране во время строительства отелей и других элементов туристической инфраструктуры.
По подсчетам швейцарского исследователя Х. Рюттера (13), доля туристической продукции составляет 5,6% ВВП Швейцарии. Помимо прямого вклада туризма в ВВП, расчеты Рюттера показали, что туризм создает вторичный спрос на товары и услуги, который оценивается в 2,6%. По подсчетам швейцарских экспертов, мультипликатор доходов от туристических услуг значительно варьируется в зависимости от региона страны (от 1,2% до 4,0%) [15].
Изучение влияния туризма на занятость осложняется тем, что, во-первых, занятость в сфере туризма носит сезонный характер, а, во-вторых, в данной сфере затронуты не только все сектора туристской индустрии, но и многие смежные с туризмом отрасли экономики. По данным ВТО, для стран, имеющих развитую туристскую индустрию, в целом характерно следующее соотношение: на каждое рабочее место в секторе размещения должно приходиться еще одно место в других секторах туристской индустрии, а также 1/2 рабочего места в секторах, косвенно связанных с туризмом. Важную роль туризм играет в развитии экономически отсталых регионов, в чем проявляется его выравнивающая функция [17].
Наряду с влиянием туризма при индикативном планировании развития туристского региона, основывающемся на анализе спроса и предложения на региональные туристские услуги, необходимо наличие большого объема информации о потребителях и производителях туристских услуг; о факторах, влияющих на туристский спрос, и характере этого влияния, а также о существующих тенденциях в сфере туризма.
При этом необходимо учитывать специфические моменты, присущие региональному туризму:
- основным предметом купли-продажи является туристская услуга, которая имеет комплексный характер;
- особенность спроса на туристские услуги характеризуется, во-первых, большим разнообразием потребителей, которые отличаются по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; во-вторых, высокой эластичностью и в-третьих, отдаленностью по времени и месту от предложения;
- предложение туристских услуг также отличается рядом характеристик: товары и услуги в туризме имеют двойственный характер (природные ресурсы и ресурсы, созданные человеком); высокая фондоемкость отрасли и вследствие этого негибкость производства и высокая неэластичность предложения.
- кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения.
1.2 Предпосылки планирования туризма для устойчивого развития региона
Далее можно остановиться на характеристиках предпосылок для устойчивого развития туризма в регионе. Среди них определены следующее: