Файл: Субъекты малого предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поддержка субъектов МСП обеспечивается за счет инфраструктуры поддержки, которая представляет собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рынок государственного заказа развитых стран характеризуется значительными объемами и высокой динамикой роста. Доля государственного заказа в валовом внутреннем продукте стран Европейского союза составляет 15–20%, США – около 15%. В России общий объем бюджетных средств, выделяемых на закупку товаров, работ, услуг, не превышает 8% валового внутреннего продукта страны, тем не менее, после преодоления кризисных явлений в экономике можно ожидать его роста. Решая задачу обеспечения общественных потребностей, закупки для государственных и муниципальных нужд выполняют ряд дополнительных функций, связанных с реализацией широкого спектра социально-экономических задач, таких как поддержка субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, закупки у отечественных производителей и организаций инвалидов и т.д. В настоящий момент, объем доли МСП в ВВП России равен приблизительно 20%, и это считается очень низким показателем. Установление обязательных квот для закупок у этой категории реально стимулирует российский малый бизнес в отличие от таких финансовых инструментов поддержки, как гранты и субсидии.

Несмотря на это, данные Росстата свидетельствуют об отрицательной динамике развития МСП. Так, падение доли малых и средних предприятий в обороте предприятий в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составило 1,8% (с 34,2% в 2013 г. до 32,4% в 2014 г.). Объем инвестиций в основной капитал средних предприятий с 2008 г. сократился более чем на 50% [8]. Отмечается низкая инновационная активность малых и средних предприятий.

Для преломления негативных тенденций в развитии МСП и в целях обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и роста среднего класса Минэкономразвития России разработало проект Стратегии развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 г., который опубликован для обсуждения [1, c. 14-15]. Стратегия базируется на организационных и нормативных правовых основах государственной поддержки МСП, которые сложились к настоящему времени в России.

Одним из важнейших факторов экономического роста в современных условиях является эффективная антимонопольная политика государства. Основная проблема современной антимонопольной политики в России – это недостаточность законодательного обеспечения, связанного с монополиями и монополизмом.


На государственном уровне активно декларируется поддержка малого бизнеса как важнейшей составляющей экономического развития, создания и поддержания конкурентной среды в различных сферах производства и обслуживания там, где малые размеры предприятий предпочтительнее, чем большие. Такая поддержка предполагает налоговые льготы, доступное кредитование, обеспечение госзаказом, совершенствование законодательной базы. Что же на сегодняшний день реально могут получить организации, находясь в статусе малых, средних и микропредприятий?

В рамках Плана мероприятий поддержке малого предпринимательства среди указанных пунктов следует подчеркнуть необходимость выполнения следующих пунктов для реформирования правового обеспечения данной сферы деятельности, а именно:

1. Расширить поддержку через систему грантов для реализации инновационных проектов.

2. Снизить избыточность антимонопольного контроля за счет сокращения количества оснований, по которым можно проверять субъекты малого предпринимательства без согласования с прокуратурой.

3. Предоставить право субъектам РФ снижать в 2 раза максимальный размер потенциального дохода на патенте – с 1 млн руб. до 500 тыс. руб. – в целях расширения применения патентной системы.

Таким образом, на современном этапе развития законодательства РФ о малом и среднем предпринимательства следует обеспечить внедрение единых стандартов работы, интегрированной системы управления рисками и единого информационного пространства с целью создания сети банков-партнеров.

Это должно основой для использования новых конкурентных преимуществ для указанных субъектов бизнеса с интегрированием системы управления рисками.

В связи с тем, что индивидуальные предприниматели составляют наиболее значительную часть малого предпринимательства, считаем необходимым рассмотреть регулирование их деятельности более подробно.

2. Правовой статус индивидуального предпринимателя как субъекта малого предпринимательства


2.1 Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя как субъекта малого предпринимательства

К сожалению, уровень правовой грамотности, несмотря на обилие юристов, в нашей стране часто находится на не слишком высоком уровне. В результате чего даже вполне перспективные бизнес-идеи оказываются нереализованными по той простой причине, что человек не смог до конца понять все нюансы, которые несет с собой статус ИП.

Прежде всего, отметим, что правовой статус индивидуального предпринимателя имеет двойственную природу, поэтому к нему одновременно применяются нормы законодательства, распространяемые на физических лиц, а также на субъекты предпринимательской деятельности. Такая двойственность вызвана тем, что гражданин, изъявивший желание осуществлять предпринимательскую деятельность, получает такое право, но при этом он не создает новый хозяйствующий субъект и в определенной мере получает более обширный перечень гражданских прав.

Граждане, которые зарегистрировались в органах государственной власти с целью занятия предпринимательской деятельностью, приобретают статус ИП. Это право за гражданами закреплено статьей 23 ГК РФ.

В случае принятия решения физическим лицом о занятии предпринимательской деятельностью, но при этом без прохождения регистрации в органах власти, действия таких лиц приведут к привлечению их к административной или уголовной ответственности (п.3 статья 401ГК РФ). Здесь следует понимать, что источник доходов у физического лица должен быть не разовым, а постоянным.[]6

В качестве ИП могут быть зарегистрированы только дееспособные лица от 18 лет и выше. При выборе рода деятельности для предпринимательства гражданину необходимо знать, что некоторые виды работ требуют профессиональных навыков и соответствующего образования.

Так, например, для занятия аудиторской деятельностью необходимо иметь аттестат аудитора, что предусмотрено Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». У арбитражного управляющего как предпринимателя должно быть высшее образование, общий стаж работы — два года и более, отсутствие судимости, связанной с экономическими вопросами или преступлений средних, тяжких или особо тяжких. Для занятия такой деятельностью необходимо сдать экзамен. В течение шести месяцев — обязательно пройти стажировку помощником арбитражного управляющего. Эти требования предусмотрены Федеральным законом, регулирующим процедуру банкротства.[8]


Кроме этого, существуют виды деятельности, которые индивидуальные предприниматели осуществлять не могут. Так, Федеральным законом, регулирующим организацию страхового дела, определено, что страховщиками могут быть юридические лица, получившие лицензию для занятия страховой деятельностью. Такие же требования к организации определенной деятельности предусмотрены Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» и «О рынке ценных бумаг».

Наиболее существенным правом при приобретении статуса индивидуального предпринимателя является возможность гражданина осуществлять любую не запрещенную законодательством предпринимательскую деятельность, которая позволяет получать прибыль.

В то же время на него возлагается ряд обязанностей, исполнение которых предусматривает правовое положение индивидуального предпринимателя. Например, по уплате обязательных налоговых платежей, сборов и взносов во внебюджетные фонды. При этом во многих правоотношениях индивидуальный предприниматель действует на основании норм законодательства для физических лиц. Например, если он использует для коммерческих целей транспортные средства, которые оформлены на него, то и уплату транспортного налога он производит как физическое лицо, в установленном для данной категории налогоплательщиков порядке.

Так же нет разграничения и в отношении иного имущества гражданина-предпринимателя. Например, в случае его банкротства в конкурсную массу включается всё, что принадлежит предпринимателю, независимо от того, для каких целей использовалось то или иное имущество.

Еще одна особенность в статусе ИП кроется в вариантах судебной защиты его интересов. Так, защита прав ИП как субъекта предпринимательской деятельности осуществляется в Арбитражных судах. А споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений предпринимателя как гражданина, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Поэтому чрезвычайно важно в перспективе судебного разбирательства определять, на основании чего действует ИП в той или иной ситуации, а точнее, в качестве кого, – гражданина или предпринимателя. В зависимости от этого и строится дальнейшая схема защиты прав и интересов.[12]

Отметим, что на данный момент нет какого-либо нормативно-правового акта, который подробно бы регламентировал гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя. Между тем попытки подготовить подобный законопроект предпринимались неоднократно, как на уровне законодательной власти, так и в виде инициатив от различных общественных организаций.


Прежде всего, данные нормативно-правовые документы связаны с мерами поддержки малого бизнеса. Тем не менее, принятие единого закона на федеральном уровне, который бы законодательно закреплял особенности правового положения индивидуальных предпринимателей, значительно облегчило бы жизнь, как самим предпринимателям, так и их контрагентам, и государственным органам.

Пока необходимо руководствоваться множеством нормативных документов, которые содержат положения относительно статуса и особенностей работы ИП. Для детального раскрытия всех нюансов положения гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, имеет смысл рассмотреть все сильные и слабые стороны такого положения. Кстати, именно такой анализ лучше всего позволяет выявить особенности правового статуса индивидуального предпринимателя.

2.2 Преимущества статуса ИП

Отметим, что все преимущества регистрации гражданина в качестве ИП можно разделить на две группы:[10]

- преимущества по сравнению с обычным положением гражданина;

- преимущества индивидуального предпринимателя по сравнению с другими организационно-правовыми формами осуществления предпринимательской деятельности.

В сравнении с общегражданскими правами, гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя значительно расширяет возможности гражданина. Самое главное, что он наделяется правом вести предпринимательскую деятельность.

В противном случае он может быть привлечен к ответственности, уголовной или административной.

В сфере налогообложения индивидуальный предприниматель освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц, который в обязательном порядке платят все граждане РФ с большинства видов получаемых доходов.

Еще больше преимуществ у индивидуального предпринимателя по сравнению с юридическими лицами, которые создаются также для получения прибыли в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Например, расходы на регистрацию ИП минимальны, не требуется подготовка множества документов, уплата уставного капитала, поиск юридического адреса. В процессе осуществления своей деятельности предприниматель может обходиться без таких обязательных для юрлиц атрибутов, как расчетный счет и печать.

Налоговое законодательство предусматривает для индивидуальных предпринимателей большее число налоговых режимов, а административное – меньшую сумму штрафных санкций. Организационно-правовая форма индивидуального предпринимателя позволяет ему самостоятельно распоряжаться всеми доходами, полученными в процессе осуществления предпринимательской деятельности.