Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Субъекты малого предпринимательства: правовой аспект
1.1. Понятие «малый бизнес» и критерии идентификации малых предприятий
1.2 Правовые основы малого предпринимательства в России на современном этапе
2. Правовой статус индивидуального предпринимателя как субъекта малого предпринимательства
На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии МСП в Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ). Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития МСП, определяет понятия субъектов МСП, инфраструктуру поддержки таких субъектов, а также виды и формы их поддержки.
Субъекты МСП в зависимости от среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и выручки от реализации товаров (работ, услуг) подразделяются на категории: средние предприятия – от 101 до 250 чел., малые – до 100 чел., микропредприятия – до 15 чел. Норматив выручки для микропредприятий составляет до 120 млн руб. в год, для малого предприятия – до 800 млн руб. в год, для среднего – до 2 млрд руб. [15]. В соответствии с антикризисным планом Правительство РФ выделит 17,5 млрд руб. в качестве софинансирования региональных и муниципальных программ по поддержке МСП.
В своем Послании Федеральному собранию в 2014 г. (далее – Послание 2014 г.) Президент РФ, говоря о бизнесе, обратил внимание на ряд вопросов, в том числе о максимальном снятии ограничений с бизнеса, избавления его от навязчивого надзора и контроля, и предложил такие меры, как публичная проверка. В связи с этим он отметил, что с 2015 г. необходимо запустить специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Подчеркивая это, Президент также предложил отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля. Необходимо отслеживать данную ситуацию с установлением рисков или признаков нарушений. В связи с этим было предложено Правительству в 2015 г. принять все необходимые решения с целью перехода к такой системе ограничений. Было снижено число плановых проверок субъектов малого бизнеса с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2018 г.[9].
По мнению Президента РФ, если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет и не имело существенных нарушений, то следующие три года плановые проверки в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводятся. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей.
Во-вторых, Президент РФ акцентировал свое внимание на необходимости создания эффективного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги. В связи с этим предложил на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия, больше не меняя их и не возвращаясь к этому вопросу.
В России действует значительное число постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности субъектов МСП (в сфере закупок товаров, торговой деятельности, имущественной поддержки, ведения реестров субъектов МСП, статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП и т.д.). В ряде отраслей приняты ведомственные целевые программы развития МСП [14], созданы специальные координирующие органы [15], действует нормативная база для функционирования особой инфраструктуры поддержки МСП.
Значительную роль в данном правовом регулировании играют нормативные правовые акты субъектов РФ (например, Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 №194-32 «О развитии МСП в Санкт-Петербурге» и др.).
Правовое значение также имеют международные соглашения и иные документы, относящиеся к сфере МСП, в частности акты, принимаемые в рамках СНГ и Евразийского экономического союза. Так, Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 8 июня 1997 г. Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ) определил общие принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах-членах, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности МСП. В Модельном налоговом кодексе для государств-участников СНГ имеется глава 15, устанавливающая особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства [7]. Имеются международные соглашения, направленные на сотрудничество в сфере МСП, например Соглашение между Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Секретариатом МСП Республики Аргентина о сотрудничестве в сфере МСП (заключено 25 июня 1998 г.).
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов МСП: до 100 чел. включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 чел.); от 101 до 250 чел. включительно – для средних предприятий [10].
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: для микропредприятий – 120 млн руб.; для малых предприятий – 800 млн руб.; для средних предприятий – 2 млрд руб. [7].
Важнейшим финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношение государства с малым и средним предпринимательством, является налогообложение. С помощь этого инструмента решаются задачи обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами, стимулирования наращивания производства товаров и услуг, роста занятости населения, повышения его материального благосостояния.
На данный момент сложились четыре параллельно действующие системы налогообложения предприятий малого бизнеса: 1) общая для всех предприятий; 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; 4) патентная форма налогообложения [6, c. 85].
Налоговые поступления от предприятий малого бизнеса, работающих в специальных налоговых условиях, относительно невелики. Так, в 2015 г. они составили 337,9 млрд. руб., а поскольку налоги поступают в основном в региональные и местные бюджеты, то можно отметить невысокую долю доходов от этих поступлений как в региональных бюджетах (4,9% от налоговых доходов), так и в местных бюджетах (12%) [5, c. 77].
Одним из предложений Президента РФ было сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей [9].
Основными принципами поддержки субъектов МСП являются: 1) заявительный порядок обращения за оказанием поддержки; 2) доступность инфраструктуры поддержки; 3) равный доступ к соответствующим условиям поддержки по действующему законодательству РФ и, а также государственных и муниципальных программ; 4) открытость процедур оказания поддержки. Меры поддержки не оказываются субъектам малого предпринимательства, если они являются: кредитными организациями; страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов); инвестиционными фондами; негосударственными пенсионными фондами; профессиональными участниками рынка ценных бумаг; ломбардами; участниками соглашений о разделе продукции; организациями, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса; нерезидентами РФ (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).
Субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, не может быть оказана финансовая поддержка. Прочие меры поддержки таким организациям могут быть оказаны на общих основаниях.
Происходит укрепление инфраструктуры поддержки субъектов МСП как системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных и муниципальных программ РФ, обеспечивающих условия для создания субъектов МСП, и для оказания им поддержки. Инфраструктуру системы данной поддержки можно представить в виде таблицы.
Таблица - Инфраструктура поддержки субъектов МСП
Элементы инфраструктуры поддержки субъектов МСП |
|
центры и агентства, а также различные фонды на государственном и муниципальном уровнях по развитию предпринимательства |
фонды содействия кредитованию, а также акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды |
технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры |
бизнес - инкубаторы |
палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда |
микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы субъектам малого предпринимательства и соответствующие критериям, установленным нормативным актом Банка России |
маркетинговые и учебно-деловые центры |
агентства по поддержке экспорта товаров |
лизинговые компании |
консультационные центры |
промышленные парки |
индустриальные парки |
агропромышленные парки |
центры коммерциализации технологий |
центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию |
инжиниринговые центры |
центры прототипирования и промышленного дизайна |
центры трансфера технологий |
центры кластерного развития |
государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности |
Источник: сост. авт. по: [13].
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при реализации программ и подпрограмм, принятых на соответствующем уровне [3, c. 44].
Выделены четыре основные формы поддержки субъектов малого предпринимательства: 1) финансовая; 2) имущественная; 3) информационная; 4) консультационная. Востребована государственная поддержка по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников; обеспечения инноваций и промышленного производства, ремесленничества; создание условий для внешнеэкономической деятельности и ведения сельского хозяйства. Условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки этих субъектов, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти, муниципальными правовыми актами [4, c. 35]. Кроме того, иные формы поддержки субъектов МСП (а также условия и порядок ее оказания) могут быть установлены. Системе поддержки субъектов малого предпринимательства посвящена ст. 3 Закона №209-ФЗ. Графически эта система поддержки представлена в виде схемы (см. рис.).
В текущих экономических условиях возможность доступа к заемным ресурсам серьезно ограничивается, так как кредитные организации ужесточают требования к заемщикам и существенно повышают ставки по кредитам по сравнению, например, с аналогичными процентами по кредитам для МСП в экономически развитых странах Запада [16, c. 4]. Вполне понятно, что и кредитные организации ограничены в своих возможностях, в том числе из-за установленных требований по рискам со стороны Банка России и увеличения ключевой ставки. И, как следствие, объем предоставляемых кредитов субъектам МСП из года в год снижается. А это, как верно отметил С.Ю. Глазьев, блокирует возможности роста, отрезая тем самым дорогу к модернизации и развитию российской экономики на основе нового технологического уклада и замыкая ее в ловушке технологического отставания.
Рис. Система поддержки субъектов малого предпринимательства
Источник: сост. авт. по: [11, с. 46].
По данным Банка России, в январе ставки по кредитам субъектов МСП оказались на уровне 16,2% годовых по кредитам на срок свыше 1 года и 16,6% годовых – на срок до 1 года (данные приводятся без учета Сбербанка) [11, c. 74].
С целью поддержки МСП в 2015 г. было создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию МСП» (далее – Корпорация МСП) после изменения наименования ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий». 100% акций Корпорации МСП принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Осуществляя деятельность в качестве института развития, Корпорация МСП в формате «единого окна» оказывает поддержку субъектам МСП и организациям инфраструктуры. Названная организационная структура способствует развитию МСП, предоставляя гарантии субъектам для получения банковских кредитов и позволяя воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.
Совместно с Министерством экономического развития России и ЦБ РФ Корпорацией МСП была разработана Программа по стимулированию кредитования субъектов МСП, а также Регламент взаимодействия банков с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию МСП». В настоящее время, участниками Программы являются 12 крупнейших банков России. Суть программы заключается в том, что субъекты МСП, реализующие проекты в приоритетных отраслях экономики, могут получить кредит по процентной ставке 11% – для малого бизнеса и 10% – для среднего бизнеса. При этом, размер кредита должен составлять не менее 50 млн руб. В свою очередь, кредитные организации, предоставляющие денежные ресурсы субъектам МСП, получают возможность рефинансирования в ЦБ РФ по ставке в 6,5% [8].