Файл: Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый этап - конец 80-х г.г. - ознаменовался организацией базовой и специальной подготовки специалистов по информатике и появлением учебных программных систем.

Второй этап (1995-2002 гг.) связан с появлением и распространением продукции Microsoft и сети Интернет; он называется инструментально-технологическим и должен завершиться полным обеспечением всех сфер человеческой деятельности информационными средствами.

Третий этап информатизации в России характеризуется постепенным становлением информационного общества, в котором основными продуктами производства становятся информация и знания. К сожалению, сегодня информатизация различных сфер в российском обществе не одинакова, что создает определенные трудности, а порой вызывает и опасность при формировании информационного общества.

Этапы процесса информатизации представлены в работах В.П. Андрущенко «Организованное общество», в контексте которого информатизация определяется как глобальная мировая тенденция, которая касается в той или иной степени всех стран мира, и характеризует процесс перехода к информационному типу общества. Информационное общество в научной литературе описывается как такое, где большинство трудоспособного населения занято в сфере создания, обмена информации, в котором каждый член общества сможет получить необходимый информационный продукт в любом месте и в любое время. Поэтому сегодня появилась новая проблема, связанная с тем, что информатизация вытесняет даже национальные языки из системы образования и становится причиной деградации национальных культур, о чем докладывалось на научной конференции «Становление информационного общества в России: философские, политические и социокультурные проблемы »15 ноября 2001 года (МИРЭА) [7].

«Инфообщество» сегодня называют обществом пожизненного обучения, так как в нем все население вынужденно учиться всю свою активную трудовую жизнь. Информационная революция, свидетелями которой мы являемся, решает одни задачи и ставит перед обществом другие. Это, например, проблема информационных перегрузок, невозможность усвоить и переработать колоссальные объемы информации, уследить за всеми новшествами, что приводит к отставанию и дисбалансу всей системы.

Поэтому тенденции информатизации, наряду с положительными признаками несут и угрозу современному российскому обществу. Отставание в информационной сфере, которое почти невозможно сегодня преодолеть, ставит Россию в положение страны догоняющей, а не опережающей или детерминирующей развитие.


ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1 Социально-технологические изменения современного информационного общества

Информационное общество открывает перед человеком принципиально новые возможности в интеллектуальной сфере, среди которых следует назвать повышение доступа к качественному образованию для все более широких слоев населения, что способствует развитию системы дистанционного образования, «открытого образования» и «виртуальных университетов». Главным выводом этого является повышение качества развития человеческого потенциала, который составляет основную долю национального богатства любой страны [8].

Информатизация несет с собой и разрушительные тенденции для всего общества, она стремительно усиливает процессы разрушения локальных культур, но главное - семиосферу межкультурного диалога. Можно, таким образом, отметить, что современное состояние культуры фиксирует стадию ее перехода от локального к международному уровню. Переходный период всегда требует нестандартных объяснений, основанных на вариативности развития ситуации, а, следовательно, связан с целесообразностью наступления того или иного результата в контексте определения векторов развития. Постольку культура это еще и система устойчивых воспроизводственных субординационных и координационных связей между символическими программами поведения людей, объективированными в знаковых системах, то, понятно, что именно они оказывают наибольшее влияние на изменения, происходящие в коммуникационном пространстве. Соответственно, это позволяет нам дать несколько иную интерпретацию кризиса информационной культуры, которую следует рассматривать как ситуацию резкого изменения коммуникационного диалога культур, который все более стирает границы между границами. «Кризис культуры» фиксирует также резкое увеличение скорости разрушения старых ценностей, ущемления временных границ этого процесса, способствует появлению негативных тенденций в современном информационно-коммуникационном и культурном пространстве.


Одним из феноменов информационного общества является Интернет, который рассматривается как взаимная сеть или сеть сетей, феномен культуры, который создался в конце XX в. на технологической основе общемировой системы компьютерных сетей и в определенном смысле представляет собой модельную объективацию содержания и функционирования ноосферы. Интернет представляет собой своего рода вариант гипермедиа, который синтетически объединяет как содержательно артикулирующий феномен мультимедиа (вербальный текст, видео текст, звуковой текст и т.д.), так и функционально артикулированный феномен гипертекста, разветвленную систему связей (ссылок) между текстами и документами мультимедиа на основе универсального гипертекстового дискурса (НТМL) и стандартного формата адресов (URL) [9][10].

Возникновение в контексте культуры XX в. такого феномена, как Интернет (наряду с внутренне-корпоративными компьютерными сетями - Интранетом), имело своим следствием существенные трансформации современного культурного пространства. Прежде всего, сами структурно-функциональные характеристики сети Интернет конституируются не столько в качестве жестко центрированной и иерархической системы, сколько в качестве ризомы, которая означает, что атрибутивным для Интернет является сетевой, а не иерархический принцип организации, имеющей принципиально значимые последствия для культуры. Во-первых, постольку возможности Интернет обеспечивают не только мгновенное, но и многовекторное распространение информации, постольку культура не только приобретает немыслимой до сих пор динамичности (задающей принципиально новые параметры таких процессов, как «старение информации» и «обновление информации»), но и конституируется не как кибернетическая среда, которая предусматривает упорядочение через посредство команд центра, но и среда синергетическая, которая реализует свое упорядочение в качестве собственной самоорганизации. Во-вторых, ацентричний характер организации и функционирования Интернет как в силу значимости данного феномена для современной цивилизации и культуры, так и в силу того, что Интернет пронизывает современное социокультурное пространство сети Интернет и детерминируется ацентричностью социокультурной среды в целом (широкий, а главное - плюральный доступ к информации, включая независимые серверы новостей, с одной стороны, и свобода распространения информации, включая Web -страницы, - с другой), что в социальном отношении практически означает продвинутую демократизацию общества в целом (значительную роль в этом сыграла передача правительством США в начале 1990-х гг административного управления сетью Интернет частным лицам).


Информационная прозрачность социальной ситуации становится практически тотальной, постольку: а) любой пользователь имеет возможность доступа к любым информационным сайтам различной идеолого-аксиологической обусловленности; б) феномен Web -камер, который дает возможность непосредственного и свободного наблюдения событий, которые происходят в мире, без комментариев и интерпретаций, открывает принципиально новые (демократические по своей сути) каналы информирования субъекта. В-третьих, коммуникативные возможности, открывающиеся через Интернет, не только расширяют сферу общения, но и существенно трансформируют в содержательном отношении феномен общения в целом: а) возможности электронной коммуникации не только снимают пространственные, языковые и формальные препятствия для общения, но и меняют качество общения как такового, снимая (в ситуации сознательно выбранной субъектом социальной анонимности) вообще какие бы то ни было границы взаимодействия сознаний, кроме, имманентных. Так, например, Интернет открывает возможности непосредственного общения Я с Я -вне тех социальных ролей и функций, которые накладывают ограничения на свободу самовыражения и коммуникативную самореализацию личности (в свое время К.С Льюисом был сформулирован тезис о том, что в настоящей коммуникации субъектов объект должен быть представленным внефункционально); 2) феномен электронной коммуникации снимает такую (очень значимую в непосредственном общении) детерминанту взаимного восприятия, как телесность: если, согласно данным психологов, при непосредственном диалоге собеседников, более 80% информации воспринимается через посредство зрительного анализатора, то в коммуникации через посредничество Интернет происходит непосредственное столкновение сознаний. В этом отношении Интернет дает сознание возможности временной (по осознанному выбору) (свободы от тела, что особенно значимо в ситуации болезни, инвалидности, эстетических травм). В целом Интернет конституирует уникальное пространство для диалогического общения и открывает расширенные возможности конституирования субъекта коммуникации в качестве другого в адекватном смысле этого слова. В-четвертых, Интернет открывает уникальные возможности не только для коммуникативной, но и для творческой самореализации личности (широкий доступ к любым источникам и данным, мгновенная и широкая презентация индивидуальной теоретической или художественной деятельности, свободное самовыражение - как в жанрово-содержательном, так и в аксиологическом отношении, возможность индивидуальных Web -страниц). Таким образом, Интернет радикально и многосторонне трансформирует современное социокультурное пространство - как в социальной, так и в личностной его проекциях.


Обратной стороной позитивных трансформаций современного социокультурного пространства, связанного с феноменом Интернет, является распространение так называемых компьютерных преступлений, то есть противоправных действий, инструментом или объектом которых выступает компьютер или компьютерная сеть. Интернет открывает техническую возможность таких противоправных действий, как: незаконная деятельность в сфере программного обеспечения (так называемое «компьютерное пиратство»); несанкционированный вход в компьютерную сеть с целью разрушения информации (в том числе и распространение программных «вирусов»); несанкционированный доступ к конфиденциальной (частной или корпоративной) информации, который открывает возможности ее использования - от изменения школьных оценок до незаконного доступа к банковским денежным вкладам (так называемое "хакерство"); распространение порно-рекламы и тому подобное. В то же время Интернет может рассматриваться в качестве одного из инструментов борьбы с преступностью, которая ведется через Интерпол.

Как свидетельствует анализ, Интернет является коммуникационным посредником, который позволяет в первую очередь общение многих в определенное время на глобальном уровне. В конце 1995г. - первого года широкого использования «всемирной паутины» - в мире насчитывалось около 156 млн. пользователей компьютерных коммуникационных сетей. В начале 2001  г.. их было около 400 000 000, вероятные прогнозы указывали на около 1000000000 пользователей в 2005 году. И мы можем достичь цифры 2 миллиардов в 2010, отмечает М.Кастельс в своем активе «Интернет и Галактика», даже учитывая замедление распространения Интернета, когда он входит в мир бедности и технологической отсталости. К середине 2000 г число пользователей Интернета достигло 304 млн. человек; до конца 90-х г.г. 88% пользователей Интернета жили в развитых странах, на долю которых приходится около 15% мирового населения. В США и Канаде, где проживает менее 5% жителей планеты, было сосредоточено более 50% пользователей Интернета. В то же время к Интернету было подключено лишь около 1 млн. африканцев и 5,3 млн. южноафриканцев. Интернет может служить своеобразной информационной моделью глобализации в ее нынешнем состоянии. Интернет наглядно демонстрирует, что в сформированном мегаобществе право голоса и гражданства имеет только привилегированное элитарное меньшинство. Однако картина меняется буквально у нас на глазах. В августе 2001 г. общее количество пользователей Интернета выросло до 459 млн. человек, а доля граждан США и Канады снизилась до 40 %. Создавая новую наднациональную реальность, глобализация меняет социальный учет различных обществ.