Файл: Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты роли информационного права
1.1 Информационное право как отрасль
1.2 Возникновение и эволюция международного информационного общества
1.3 Сущность информационной революции и ее этапы в современном обществе
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Социально-технологические изменения современного информационного общества
Информационная революция меняет принципы организации общества: на смену вертикальным иерархиям приходят горизонтальные связи, установленные по собственному выбору и желанию. Мегаобщество - общество глобальных связей, создающих определенные геометрические фигуры. Находясь в постоянном движении, они меняют свою конфигурацию быстро, как в калейдоскопе. Информационная революция революционизирует хозяйственную деятельность, производство товаров и услуг, проникает во все сферы бытия. Интенсивность информационных потоков, многократно ускоряя глобальное распространение знаний и технических достижений, материальных и духовных благ, следует рассматривать в качестве нового стратегического ресурса человечества. В отличие от научно-технических революций прошлого, объектом воздействия информационной революции является не столько материальное производство, сколько само человеческое сознание. Подобно радиации, информационное общество проникает в наше микро пространство, меняя представление о природе, мире и самом себе. Более того, информатизация влияет и на изменения самих механизмов формирования индивидуального, группового, общественного, планетарного сознания. Информационное общество влечет глубокую трансформацию всей системы социальных связей индивида, оно раскрепощает личность, освобождает ее от жесткой привязки к определенной среде, открывает новые возможности выбора жизненных стратегий. В то же время, сформированное информационное общество объективно ставит индивида перед проблемой внутреннего самоопределения, построения своей иерархии идентичностей с целью найти свое место в новом обществе, не теряя себя как личность. Модель общества «органической солидарности», описанного Дюркгеймом, в котором «коллективное сознание» больших социальных сообществ определяет индивидуальное сознание и поведение, которое изменяется моделью общества Зиммеля, представляет собой «сеть» непосредственных межличностных отношений, на основе которых люди вырабатывают свои представления и ориентации.
Таким образом, единый мир возник на основе качественно новых компьютерных технологий, которые породили новые информационные технологии, а те, в свою очередь, качественно изменили природу бизнеса. Информационные технологии стали наиболее прибыльными, наиболее коммерчески эффективными, а информационной элитой стали люди, принимающие участие в формировании сознания. В результате в рамках каждого общества возникло глубокое противоречие между «информационной элитой», которая осуществляет формирование общественного и индивидуального сознания, которая «создает новый мир», и основной массой населения, которая в силу специфики своей деятельности не имеет доступа к информационным технологиям. Обособление во всех странах групп людей, работающих с информационными технологиями, в «информационное общество» неизбежно привело к постепенной концентрации этого сообщества в наиболее развитых странах. Это создало объективно обусловленный технологический разрыв, в первую очередь, между развитыми странами и развивающимися. Данный разрыв закрепился за кардинальные изменения ключевых ресурсов развития человеческого общества, происходящих под влиянием информационных технологий, так как это было не пространство с жестко закрепленным на нем производством, а в первую очередь пространство мобильных финансов и интеллекта.
Таким образом, на развитие информационного общества повлияла глобализация науки, которая представляет собой процесс формирования планетарной системы растущего знания как особой формы общественного сознания, направленной на систематическое освоение человеком окружающего мира, получение, хранение, переработку и использование точной и глубокой информации о закономерности бытия окружающей действительности.
Будучи формой общественного сознания, наука вошла в архетип современного постиндустриального, информационного общества и является одним из бурно развивающих социальных институтов. Наука стала играть в современном обществе большинство социально значимых ролей, что накладывает на нее большую социальную ответственность за жизнь не только людей, но и всей планеты в целом. Лавинообразующий, экспоненциальный рост научного знания в условиях современного информационного общества порождает новую парадигму науки, связанную с развитием информационных технологий, составляет основу развития интернет-экономики. Последняя представляет собой «всемирную паутину», глобальную сеть, связывающую серверы Интернета и обслуживающую гипертекстовый обмен информацией, который был разработан в Европейском центре ядерных исследований в Швейцарии еще в 1992 году.
2.2 Международное частное право в системе современного информационного общества в аспекте приватности человека
Закрепление права человека на приватность в универсальных и региональных международных договорах послужило основой для развития системы специальных норм и принципов, которые составляют современный международно-правовой институт защиты приватности персонифицированной информации.
Инициативы по унификации международно-правового обеспечения защиты права на приватность персонифицированной информации, начиная с 80-х годов, были приняты такими международными организациями, как Совет Европы, Организация Экономического Сотрудничества и Развития, Европейский Союз и Организация Объединенных Наций [11]
Стандарты, предложенные Конвенцией Совета Европы "О защите физических лиц по автоматизированной обработке персональных данных "1981 и Директивой № 95/46 / ЕC Европейского Парламента и Совета "О защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных и беспрепятственного движения этих данных "в 1995 году внедряют детальные требования по защите прав субъектов данных, которые предусматривают механизм обеспечение эффективной реализации принципов приватности через надзорную инстанцию и запрет передачи данных в третьи страны, которые не гарантируют адекватного защиты приватности. С целью отраслевого применения принципов закрепленных в Директиве 1995 года, Европейский Парламент принял 15 декабря 1997 Директиву № 97/66 / EC по обработке персональных данных и защиты приватности в телекоммуникационном секторе [12].
Директива № 97/66 / EC дополнила и конкретизировала положения основной Директивы 1995 по обеспечению права на приватность информационных потоков в сфере общедоступных телекоммуникационных сетей и услуг. Эти обязательства, в частности, касаются приватности транзакционных данных, то есть информации, которая собирается операторами при предоставлении телекоммуникационных услуг. В июле 2002 Европейский Парламент принял Директиву о защите приватности в секторе электронных коммуникаций, которая заменила собой Директиву 97/66 / EC [13].
Положения Директивы расширяют и конкретизируют права пользователей электронных коммуникаций, предоставляя дополнительные гарантии защиты права на приватность.
Стимулом для становления и дальнейшего развития международно-правового регулирования отношений по обращению с персонифицированной информацией служат не только интересы международного сообщества в защите права человека на приватность, но и в значительной степени интересы государств в обеспечении беспрепятственности трансграничной передачи персонифицированной информации.
Учитывая расширение международных информационных обменов, свободная передача информации независимо от государственных границ становится фактором, обусловливающим успех международного сотрудничества.
Достижения вышеуказанных целей защиты прав человека по обращению с персонифицированной информации усложняется учитывая наднациональный характер ее трансграничной передачи. Глобальная, наднациональная сеть Интернет, по сравнению с уже обычными средствами передачи информации, такими как телевидение и радиовещание, представляет собой новый медиум с уникальными характеристиками. Уникальность сети заключается в том, что она функционирует не только как средство массовой информации, но к тому же является (массовым) коммуникационным средством. Указанные особенности требуют приспособления существующих стандартов защиты права на приватность к реалиям глобальной коммуникационной сети [14].
В октябре 1998 года в Отаве (Канада) на заседании министров 29 стран-членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития, посвященном электронной коммерции, рассматривался вопрос защиты приватности в глобальных информационных сетях. Среди его результатов, в частности, принятие Декларации о защите приватности в глобальных сетях [15].
В Декларации отмечается важность принятия на национальном уровне комплексной программы мероприятий для обеспечения приватности, в частности, предупреждения пользователей сетей по проблеме приватности в информационном пространстве, их обучения, содействие развития технологий, гарантирующих конфиденциальность информационного обмена.
Важность обеспечения защиты права лиц на приватность во время использования Интернет подчеркивается в Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы, принятых 23 февраля 1999 на 660-м заседании заместителей министров.
В указанных Рекомендациях, которых должны придерживаться страны члены Совета Европы, отмечается на следующих принципах:
- Применение программных и технических средств защиты персонифицированной информации должно поощряться;
- Анонимный доступ и использование услуг, в том числе осуществления оплаты анонимно - является лучшей защитой приватности;
- Сбор, обработка и использование персонифицированной информации в Интернет подпадает под действие международных норм и принципов, в частности тех, содержащихся в Конвенции Совета Европы № 108 (1981 года);
- Тайна электронных коммуникаций должна уважаться и обеспечиваться, в том числе путем применения поставщиками услуг соответствующих средств защиты;
- Передача персонифицированной информации через границы под юрисдикцию других стран разрешено на основании закона, если это не приведет к нарушение или даже к уменьшению уровня защиты.
Для защиты права человека на приватность персонифицированной информации в Интернет, существенную роль должны играть именно международные инструменты, поскольку это глобально, как сам Интернет, вопрос должен решаться именно на международном уровне. Не случайно, что вопрос защиты приватности персонифицированной информации, учитывая развитие информационных технологий, является предметом внимания Большой Восьмерки.
На Бирмингемском саммите в мае 1998 года этот вопрос рассматривался в контексте проблемы борьбы с международной преступностью, а на саммите 2000 года в Окинаве - через призму развития информационного общества. В Хартии Информационного Общества участники саммита, стремясь максимизировать социальные и экономические выгоды информационного общества, договорились о важности такого приоритета как "Развитие эффективного и комплексного защиты приватности для потребителей, а также защиту приватности во время обработки персональных данных, гарантируя, одновременно свободные потоки информации "[16].
Вопросы защиты права на коммуникационную приватность рассматривается и на многочисленных совещаниях в рамках Всемирного Саммита по Информационному Общества (WSIS). На заседании одной из рабочих групп, которое состоялось 17 июля 2002 года, эксперты выразили озабоченность по поводу такой острой политико-правовой проблемы, которая создает существенные угрозы коммуникационной приватности, как слабый контроль со стороны гражданского общества за практикой снятия информации с каналов электронных коммуникаций спецслужбами [17].По этому поводу в Декларации гражданского общества Всемирного Саммита по Информационному Обществу принятой 8 декабря 2003 в Женеве отмечается:
"Власть частного сектора и правительств над персональными данными повышает риск нарушений, включая мониторинг и наблюдение. Такая деятельность должна сводиться к определенному законодательством минимуму в демократическом обществе и должна оставаться подконтрольной "[18].
Необходимость правового обеспечения права на приватность в условиях развития информационного общества вызвана тем, что это право находится в самой сердцевине персональных коммуникаций. Не случайно, что большинство программных документов по развитию информационного общества Европейского Союза и многих других стран, рассматривают вопрос обеспечению права на приватность, так же как и защиты информационной безопасности как ключевые. Интересно, что Соединенные Штаты уделили тщательное внимание правовому аспекту этой проблемы почти тридцать лет назад. В докладе под названием "Персональная приватность в информационном обществе ", подготовленном Комиссией по исследования защиты приватности, которая была представлена Президенту Джимми Картеру 12 июля 1977, рекомендовалось ввести адекватное правовое регулирования защиты приватности в публичном и частном секторах экономики для полноценного пользования гражданами всеми преимуществами информационного общества [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В условиях развития информационного общества должна возрастать роль государства в управлении и развитии информационно-технологической революции. Все более приоритетным становится использование информационных технологий для решения важнейших социальных проблем, вырабатываются новые социальные и политические стратегии, направленные на формирование конкурентоспособного продукта российской информационной экономики. Россия должна предусмотреть создание совершенного эффективного пространства, в контексте которого информация преобразуется в общественный ресурс развития.