Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 502
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общее понятие о функциях менеджмента
1.1. Понятие функций менеджмента
1.2 Взаимосвязь функций менеджмента
Глава 2. Реализация функций менеджмента
2.1 Особенности планирования как функции менеджмента
2.2 Контроль как интегрирующая функция в системе менеджмента
2.3 Реализация основных функций менеджмента на примере ПАО «ВымпелКом»
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду.
Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента крупная проблема теории и практики управления. В силу этого данная проблема давно и серьезно научно исследуется.
Из фундаментальных научных исследований по данной проблеме представляют интерес работы отечественных ученых Андреева А.А., Бовыкина В.И., Валуева С.А., Кабушкина Н.И., Вершигора Е.Е. и других., работы зарубежных ученых и практиков таких, как Минцберг Г., Райсс М., Тейлор Ф.У., Файоль А. и другие, а так же базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Характеристика основных функций менеджмента", справочная литература.
Цель данного исследования состоит в раскрытии основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:
определить сущность функций менеджмента и их взаимосвязь в управленческом цикле;
изучить классификацию и содержание функций менеджмента;
рассмотреть общую характеристику организации в ВымпелКом;
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс эмпирических и теоретических методов исследования: изучение литературы по теме исследования, аналитический обзор и выводы, анализ и синтез, абстрагирование, сравнительный анализ, социологическое исследование, анализ документов, обобщение и другое.
Практическая значимость исследования определяется выявлением недостатков в результате анализа функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента. Это может дать преимущества при внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что может повысить эффективность деятельности организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общее понятие о функциях менеджмента
1.1. Понятие функций менеджмента
В основе формирования организационной структуры лежит разделения труда и специализация. Разделения труда бывает горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное разделение труда предполагает разделение работ и соответственно специализацию по основным функциям – производственной, финансовой, маркетинговой и т.д. В рамках этих основных направлений деятельности выделяются более узкие, которым соответствует более узкая специализация работ и работников. Вертикальное разделение труда предполагает в основном разделение управленческих функций (обязанностей и ответственности) по уровням в иерархии управления как в организации целом, так и внутри подразделений. Специализация работ требует их координации.
В целях управления определенные работы и их исполнители группируются. Относительное организационное обособление определенных групп работ и их исполнителей для исполнения определенных задач называется департаментизацией. Департаментизация осуществляется с учетом соблюдения масштаба управляемости и разделения труда по определенному принципу. Существует много подходов к группированию работ. В качестве основных принципов обычно выделяют группирование работ вокруг ресурсов или вокруг результата деятельности. Основным принципам группирования соответствуют наиболее распространенные типы департаментизации – функциональная и дивизиональная.
Функциональная департаментизация предполагает выделение в одно подразделение работников, выполняющих одинаковые или сходные виды деятельности. При очевидных преимуществах, такой тип департаментизации имеет и недостатки. Функциональные подразделения заинтересованы в собственных целях и слабо ориентированы на общий конечный результат. Могут возникать проблемы при координации и стыковке разных работ. В крупных организациях слишком удлиняются связи от руководителя и исполнителя.
Дивизиональная департаментизация может осуществляться по видам продукта, группам потребителей, географическому положению и другим критериям. Ее распространение обусловлено укрупнением организаций, диверсификацией деятельности, сложностью и изменчивостью внешней среды. Кроме этих основных типов департаментизации используется также проектная департаментизация, при которой деятельность и персонал объединяются в подразделения на временной основе. Руководитель проекта отвечает за все виды работ. Исполнители часто привлекаются на время выполнения проекта из функциональных подразделений, а затем возвращаются в них или используются в другом проекте.
Идеальных способов организации вообще и департаментизации в частности не существует. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Для того, чтобы полнее использовать достоинства и уменьшить недостатки, часто используются смешанные подходы с учетом конкретной ситуации. При этом могут использоваться и другие типы департаментизации кроме приведенных выше.
В результате того или иного подхода к департаментизации вкладывается структура организации. Под структурой организации понимается состав и соотношение ее внутренних звеньев: цехов, участков, отделов, служб и других подразделений, составляющих единый хозяйственный объект.
Различают общую, производственную и организационную структуру. Под общей структурой понимается комплекс производственных подразделений, а также подразделений обслуживающих работников, их количество, величина, соотношения между подразделениями по количеству работников, размеру занимаемых площадей и другим показателям. К производственной структуре относятся все подразделения, необходимые для осуществления деятельности организации и реализации организационных целей. К подразделениям, обслуживающим работников, относятся столовые, буфеты, жилищно-коммунальные отделы и службы, медсанчасти, спортивные и иные объекты, имеющиеся у организации и входящие в ее состав.
Деятельностью организации руководит директор, который может быть собственником или наемным работником, а также его заместители. Для обеспечения стратегического, текущего и оперативного управления создается аппарат управления, который включает управленческий персонал, осуществляющий управленческие функции как в масштабе всей организации, так и ее структурных подразделений.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность служб, управляющих деятельностью организации, взаимосвязей и соподчинения между подразделениями аппарата управления и отдельными руководителями. На практике обычно применяются линейная, функциональная, проектная, матричная, предпринимательская и другие типы традиционных и современных организационных структур. Формирование организационной структуры управления предполагает не только создание подразделений, но и организацию взаимодействия между разными структурами и уровнями управления.
Для этого необходимого определить уровни управления, организационные полномочия всех субъектов управления, принципы делегирования полномочий, оптимальное для конкретной организации соотношение централизации и децентрализации управления, разработать принципы и эффективнее механизмы распорядительства, а также координации деятельности подразделений и работников. К основным принципам осуществления функции организации относятся: неразрывная связь с целями организации и ориентация на их реализацию; единство цели – цели и задачи разных подразделений и работников организации не должны противоречить друг другу, все должны работать на одну цель; координация различных видов деятельности путем установления четких рабочих взаимоотношений; использование эффективных норм управляемости, определяющих количество работников, которыми может эффективно управлять один менеджер; ориентация на эффективное использование ресурсов организации.
В частности, это предполагает борьбу с излишней бюрократизацией управления, исключение работ, не являющихся необходимыми для достижения и улучшения конечных результатов деятельности организации. Таким образом, функция организации обеспечивает выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
1.2 Взаимосвязь функций менеджмента
Деятельность управления – это сложный и целенаправленный процесс. В постиндустриальном обществе становится важным, как работает руководитель, как он гибок и мобилен в своих действиях в отношении организации, команды в связи с осуществлением своих функций. Достижение эффективности в деятельности руководства организации, касающихся взаимодействия и динамической функции менеджера в постоянно меняющихся условиях. Прежде чем приступить к рассмотрению функций управления, необходимо разобраться с понятием "управленческая деятельность".
Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с примерами управления? Посмотрим на это с точки зрения метода системы. Как вы знаете, все вокруг нас взаимосвязано. Например, если вы берете персонал любой организации, который состоит из работников, директора, его заместителя, помощников. Команда – это система, руководитель, заместитель. Потеря даже одного из этих элементов приведет к нарушению в системе. Как и любой другой элемент тоже является универсальным звеном в системе. Это позволит сделать внутренние процессы в оптимальной системе, беспроигрышными. Один неверный шаг, одно неправильное действие руководителя может вызвать нарушения в системе [6].
Вы можете контролировать природные объекты (например, ведя здоровый образ жизни, включающий здоровое питание, физические упражнения, свежий воздух, мы можем улучшить свое здоровье), физические процессы (управление ядерной реакцией с целью получения "мирной" энергии, а не взрыва), технические системы (машины). Вы можете контролировать свои эмоции, подавлять гнев или раздражение и т.д. Управление состоит из двухполосной системы. Говоря о контроле, многие люди видят его как одностороннее воздействие субъекта на объект. На самом деле, зачастую, важную роль играет обратная связь, а именно влияние объекта на испытуемого.
Потому что этот эффект часто приводит к изменению управленческих решений. Функция управления – это направление или форма правления, характеризующаяся отдельным набором задач и проведением специальных методов и способов. Среди основных характеристик функции управления являются следующие:
1) направленность этой работы;
2) отдельные сложные задачи. Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика – определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы организации [5. С. 55].
Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления. Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления. Распределение функций управления способствует совершенствованию процесса управления, обобщение и передача управленческого опыта, а также изучение функций управления, понимание природы деятельности и управления [2].
Планирование – это непрерывный процесс создания и реализации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов. Организация как функция управления направлена на реализацию планов. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их поведения.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он включает установление стандартов, измерение результатов и принятие необходимых корректирующих мер [3]
Лидер должен быть гибким в реализации таких функций управления, как организация, мотивация, контроль, координация, направленные непосредственно на возникновение коммуникаций с подчиненными. Все функции взаимосвязаны, осуществляются в сотрудничестве. Менеджмент – это система, где каждая функция зависит от других. Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что профессиональная компетентность менеджера – ключ к успеху во всех функциях. И артменеджер – это гибкий, мобильный руководитель, отвечающий на требования внешней среды