Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методические основы анализа внешней и внутренней среды
1.1. Особенности проведения анализа внешней среды в системе менеджмента
1.2. Понятие и основные переменённые внутренней среды
1.3. Методы анализа внешней и внутренней среды организации
2.1. Общая характеристика организации ООО «Импульс» и её основных внутренних переменных
2.2. Стратегический анализ внешней среды ООО «Импульс»
3.1. Совершенствование деятельности в условиях динамичной внешней среды
Матрица анализа сильных и слабых сторон
Матрица анализа сильных и слабых сторон позволяет суммировать и проанализировать основные слабые и сильные стороны организации.
Определяется вес в % каждого из этих факторов для успеха компании. Следующим шагом факторы успеха ранжируются по сильным и слабым сторонам компании. 4 - основное преимущество, 3 - второстепенное преимущество, 2 -второстепенный недостаток, 1 - основной недостаток. Последним шагом является определение результата, который подсчитывается с помощью суммирования произведений соответствующего веса на ранг. В результате мы получает числа, которые отражают позицию фирмы.
SNW-анализ
SNW-анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон.SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW-анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является то, что зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S. Для составления SNW-анализа необходимо заполнить следующую таблицу: Наименование стратегической позиции; Качественная оценка позиции: Сильная (S), Нейтральная (N), Слабая (W). Элементы внутренней среды для SNW-анализа: общая стратегия; бизнес стратегии; оргструктура; финансы; конкурентность продуктов; дистрибуция; информационные технологии; лидерство; уровень производства; уровень маркетинга; торговая марка; персонал; репутация на рынке; отношения с органами государственж власти; инновации; послепродажное обслуживание; степень вертикальнс интеграции; корпоративная культура; стратегические альянсы.
1.3. Методы анализа внешней и внутренней среды организации
В связи со своей постоянной изменчивостью внешняя среда является областью постоянного беспокойства для предприятий. В анализе внешней среды изучаются все аспекты, которые оказывают непосредственное воздействие на результаты деятельности предприятия. К аспектам внешней среды относятся: жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок; уровень конкуренции, доходы населения, демографические условия, и многое другое.
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты:
- прогнозировать непредвиденные обстоятельства;
- разработать меры предупреждения неблагоприятных непредвиденных обстоятельств и угроз;
- помогает превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
- Роль анализа внешней среды заключается в получении ответа на вопросы:
- где находится организация по отношению к другим участникам бизнеса;
- где, по мнению высшего руководства, должна находиться предприятие в будущем;
- что необходимо сделать, чтобы предприятие переместилась из положения, в котором находится, в то положение, где его хочет видеть руководство.
Управленческим обследованием называется метод, который используется для диагностики проблем [11]. Управленческое обследование это методичная оценка различных функциональных зон предприятия. Данная оценка предназначена для выявления её сильных и слабых сторон. Управленческое обследование состоит из пяти функций: 1) финансы; 2) маркетинг; 3) производство; 4) человеческие ресурсы; 5) образ корпораций. Существует множество методов анализа внешней среды предприятия.
Для получения ясной оценки сил предприятия и прогнозирования ситуации на рынке, существует SWOT-анализ[12]. SWOT-анализ позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия. Предусмотреть возможности и угрозы, которые исходят из окружающей предприятие внешней среды. Преимущества организации – это сильные стороны (Strengths); а недостатки организации – это слабые стороны (Weaknesses); факторы внешней среды, при использовании которых могут быть созданы преимущества организации на рынке это — Возможности (Opportunities); факторы же, имеющие потенциальную возможность ухудшить положение организации на рынке, это -Угрозы (Threats).
Выводы
Итак, подводя итог данной главе, можно сказать, что ситуационный анализ необходим предприятию для вынесения оценки состояния и перспектив развития важнейших, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков. Таким образом, на основании результатов проведения данного анализа (SWOT-анализ, SNW-анализ) предприятие формирует свою стратегию по деятельности на рынке в данной отрасли.
2. Стратегический анализ внутренней и внешней среды и её основных параметров на примере ООО «Импульс»
2.1. Общая характеристика организации ООО «Импульс» и её основных внутренних переменных
Общество с ограниченной ответственностью «Импульс», именуемое в дальнейшем – «общество», создано решением учредителя, именуемого в дальнейшем – «участник», для осуществления хозяйственной и иной коммерческой деятельности на территории Российской Федерации и области и за ее пределами.
Основными видами деятельности Общества являются:
- выполнение строительных, монтажных, ремонтных и проектных работ, строительство жилья и объектов производственного назначения (работы по защите конструкций и оборудования, ремонт зданий и сооружений, а также пусконаладочные работы);
- выполнение работ по монтажу строительного оборудования;
- материально-техническое обеспечение целевых программ Республики Башкортостан (сельское хозяйство, газификация, жилищно-гражданское строительство, энергопрограмма, строительство дорог и мостов);
- производство и реализация стройматериалов, продукции производственно-технического назначения и т.д.
ООО «Импульс» возглавляет генеральный директор, который организует всю работу организации и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед учредителями (собственниками организации) и трудовым коллективом. Начальник представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом организации, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников организации, открывает в банках счета организации.
Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Импульс» за три года (таблица 1 (Приложение 1)).
Выручка организации увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 21,4%, а в 2017 году сократилась на 7,5%.
Себестоимость продукции увеличилась за три года на 10,2%, но в 2016 году наблюдаем значительное превышение темпа роста затрат над ростом выручки, что привело к сокращению прибыли от продаж.
Чистая прибыль сократилась за три года на 0,1%.
В целом показатель чистой прибыли на 1 рубль продаж указывает на низкий уровень рентабельности – 5%.
Среднесписочная численность работников сократилась, что привело к росту производительности труда.
Таким образом, по итогам анализа технико-экономических показателей деятельности организации имело место увеличение оказания услуг и реализации продукции и расширение охвата рынка, что оказывает положительное влияние на его конкурентоспособность. Но, несмотря на это, отдача от использования ресурсов организации и финансовые результаты реализации имеют низкий уровень и указывают на малую отдачу.
2.2. Стратегический анализ внешней среды ООО «Импульс»
Для ООО «Импульс», как и для любой организации, действующей в условиях рынка актуальна сегодня проблема выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. Эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция планирования деятельности в условиях изменения внешней среды.
Миссия компании ООО «Импульс» разработана на основе стратегического видения и миссии предприятия, она имеет следующую формулировку: наиболее полное удовлетворение потребности населения.
ООО «Импульс» ставит перед собой долгосрочную цель– стать одним из самых успешных игроков на рынке недвижимости города.
Краткосрочные цели компании: своевременная сдача в эксплуатацию строящихся объектов, привлечение денежных средств дольщиков, уменьшение издержек производства, снижение себестоимости 1 м2.
Для достижения поставленных целей ООО «Импульс» проводится разработка стратегии на основе анализа внутренней и внешней среды.
Как такого стратегического отдела в ООО «Импульс» не имеется, но обязанности в области стратегического управления распределены между заместителем генерального директора по перспективному развитию, заместителем генерального директора по коммерческим вопросам, экономистом и инженерной службой.
Такая ситуация вполне естественна для такого рода предприятий, и вообще для современной российской практики управления, в виду того, что стратегический аспект управления (уже давно осознанный в развитых странах) сводится к построению планов и прогнозов, тем самым лишая его векторного и решающего для предприятия значения.
Оценим состояние процесса стратегического планирования в ООО «Импульс» поэлементно.
Анализ среды.
Основными конкурентами анализируемой организации являются такие организации, как: ООО «ВЕРТЕКС-ГАРАНТ», ООО «СпецСтройЭксперт», ООО «АметистСтрой», ООО «Профстрой». В таблице 2 приведены основные характеристики конкурентов ООО «Импульс».
Таблица 2
Основные характеристики конкурентов ООО «Импульс»
Наименование фирмы |
Основная деятельность организации |
Вид конкурентной стратегии |
ООО «ВЕРТЕКС-ГАРАНТ» |
общестроительные работы; ремонтно-строительные работы; производство и реализация строительных материалов; оказание транспортных услуг; |
Виолентная |
ООО «СпецСтройЭксперт» |
общестроительные работы; ремонтно-строительные работы; проектно-сметные работы; оказание транспортных услуг. |
Патиентная |
ООО «АметистСтрой» |
строительно-монтажные работы; ремонтно-строительные работы; капитальный ремонт; |
Коммутантная |
ООО «Профстрой» |
производство всего цикла строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; капитальное строительство, в т.ч. жилищное, гражданское и промышленное строительство. |
Виолентная |
Проведем анализ конкурентной стратегии на основе теории конкурентной стратегии, предложенным российским экономистом А.Ю. Юдановым.
Анализ конкурентной стратегии конкурентов производился на уровне омского рынка по оказанию строительно-монтажных и других видов строительных работ.
Анализ глобального макроокружения (PEST-анализ) приведен в таблице 3 (Приложение 2).
Экономические факторы оказывают наибольшее воздействие на строительную отрасль, поэтому их исследуем подробнее. Сюда входят категории связанные с инфляцией, ставки рефинансирования ЦБ РФ, нестабильностью курса валют, состоянием инвестиционного климата. Проведя анализ, было выявлено 3 экономические возможности и 1 экономическая угроза.
Политические факторы должны изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Проведя анализ, была выявлена 1 экономическая возможность и 2 экономические угрозы.