Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует точка зрения, согласно которой контроль за деятельностью частнопрактикующих нотариусов отличает нотариальную палату от общественных объединений и дает основание для вывода о том, что законодательства Российской Федерации о нотариате установили самостоятельный вид (форму) некоммерческой организации, отличный от общественных объединений, союзов, ассоциаций и других видов некоммерческих организаций, близкий к саморегулируемым организациям[26].

При этом необходимо учитывать, что нотариус осуществляет публичноправовые функции.

Поэтому основным вопросом, не урегулированным действующим законодательством России, является возможность контроля некоммерческой организацией за деятельностью лиц, осуществляющих публичные функции[27]. Ряд авторов обосновывают возможность контроля нотариальных действий некоммерческими организациями тем, что, несмотря на осуществление публичной функции, нотариат является институтом гражданского общества.

Наиболее принципиальным в данном случае является вопрос о деятельности нотариальной палаты в «отсутствие нормативных документов Минюста России по вопросам контроля»[28].

Методическими рекомендациями по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей, утвержденными решением Правления Федеральной нотариальной палаты 17 июня 2005 г., к предмету проверки относится, в том числе и законность совершения нотариальных действий. При этом согласно указанным рекомендациям перечень вопросов, относящихся к предмету проверки нотариальными палатами, не ограничен[29].

Вместе с тем, регулирование вопроса контроля публичных институтов локальными актами является в настоящее время скорее исключением из правил[30].

Данный вопрос может быть решен разрабатываемым в настоящее время проектом федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации»[31].

В рамках обсуждения концепции указанного законопроекта нотариальное сообщество, несмотря на публичность функций нотариусов, считает нецелесообразным сохранить государственный контроль за нотариальной деятельностью.

Вместе с тем, ослабление государственного контроля при наличии действующих ограничений в деятельности нотариуса, установленных ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, оказывать посреднические услуги при заключении договоров, не является обоснованным[32].


Должностные лица нотариальных палат не наделены федеральным законодательством ответственностью за ненадлежащее исполнение обязанностей, превышение полномочий, в отличие от государственных служащих[33].

Кроме того, существует судебная практика, которая может свидетельствовать о наличии конфликта интересов при осуществлении нотариальной палатой как профессионального объединения нотариусов контроля за деятельностью отдельных нотариусов.

Можно согласиться с позицией Г.Г. Черемных, согласно которой контроль должен осуществляться только органами юстиции самостоятельно или с привлечением помощников на постоянной или разовой основе, специалистов, в том числе и от нотариата[34].

В соответствии с Концепцией проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» предлагается наделить правом по осуществлению контроля за деятельностью нотариусов территориальные органы Минюста России в субъекте Российской Федерации и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации, детально регламентировав их полномочия при осуществлении контроля и, что особенно важно, по осуществлению контроля за деятельностью нотариальных палат в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты[35].

Следует согласиться с точкой зрения, согласно которой к предмету контрольной деятельности нотариальных палат должно относиться: участие в работе комиссий палаты, в общем собрании членов палаты, уплата членских взносов и иных обязательных платежей, соблюдение требований устава и норм кодексов профессиональной чести[36].

Предметом контроля согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате могут являться:

- контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей;

- контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства;

- судебный контроль за совершением нотариальных действий.

При этом имеющаяся судебная практика свидетельствует о недостаточном нормативном правовом регулировании вопроса о контроле за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, а также о неоднородной оценке актов нотариальных палат[37].

Заслуживает внимания позиция Г.К. Шарова о том, что в одной сфере профессиональной деятельности должны существовать единые стандарты, в отсутствие которых остаются «двойные стандарты, неразбериха, бесконтрольность на рынке юридических услуг и благодатная почва для коррупции»[38].


Более прозрачной данная деятельность может стать в случае, если нотариальные палаты перейдут из разряда «закрытых» корпораций в организации, основанные на принципах саморегулирования.

Саморегулирование согласно ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 заключается в необходимости разработки и установлении стандартов и правил указанной деятельности, а также контроле за соблюдением требований указанных стандартов и правил[39].

Процедура получения статуса саморегулируемых организаций уже подробно исследована. При этом следует учитывать, что переход на саморегулирование имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Вместе с тем, в связи с отсутствием ясных рамок правового поля в рассматриваемой сфере правоотношений переход на саморегулирование в сфере нотариальной деятельности и контроля за ней является наиболее предсказуемым вариантом с точки зрения последствий[40].

Вторым этапом таких изменений должно являться введение стандартов раскрытия информации, как это реализуется в настоящее время в сфере деятельности открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, естественных монополий, организаций, управляющих многоквартирными домами, организаций коммунального комплекса[41].

Такой механизм позволит сведения о деятельности органов в области нотариата, в том числе связанных с осуществлением контроля, сделать прозрачными и установить единую систему оценки их деятельности[42].

Внедряемые в настоящее время в нотариальную деятельность информационные технологии облегчат процедуру раскрытия информации субъектами нотариальных правоотношений и предоставят возможность знакомиться с данной информацией широкому кругу лиц.

Вышеизложенные меры, в свою очередь, сделают процедуру контроля за
нотариальной деятельностью более объективной и позволят улучшить качество предоставляемых нотариальных услуг.

2. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей


2.1. Проблемы правового регулирования контроля исполнения

нотариусами профессиональных обязанностей

Последние изменения законодательства в сфере нотариата заставляют по-новому взглянуть на осуществление нотариальными палатами контрольных полномочий[43].

Внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ дополнения в ГПК РФ предусматривают важнейшее положение о доказательственной силе нотариально оформленного документа[44].

Согласно поправке к ст. 61, носящей название "Основания для освобождения от доказывания", обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 ГПК РФ, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия[45].

Ровно через год Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ в АПК РФ введена аналогичная норма, согласно которой обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 161 АПК РФ, или если нотариальный акт не был отменен в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении (ч. 5 ст. 69 АПК РФ)[46].

Указанные изменения процессуального законодательства наполняют новым смыслом и содержанием нотариально оформленный документ, определяют его официальный характер. Теперь при рассмотрении гражданских дел и хозяйственных споров любой нотариально удостоверенный документ либо документ с нотариально засвидетельствованной подписью должен приниматься судами общей юрисдикции и арбитражными судами как бесспорное доказательство по делу[47].

При этом названными Федеральными законами установлены только две возможности отмены нотариального акта:

- когда нотариальный акт отменен в порядке особого производства (гл. 37 ГПК РФ, ст. ст. 33, 48 и 49 Основ законодательства РФ о нотариате);


- когда нотариальный акт признан подложным (сфальсифицированным), что может быть установлено в результате назначенной судом экспертизы[48].

Внесенные в процессуальные Кодексы новеллы позволяют прийти к однозначному выводу о том, что суды в ходе искового производства теперь не вправе давать оценку законности совершенного нотариального действия, если только предъявленный в ходе процесса нотариальный акт не отменен в порядке особого производства либо не признан подложным[49].

Поэтому рассмотрим далее особенности оценки нотариальных актов при проведении как плановых проверок работы нотариусов, так и проверок по поступающим в нотариальные палаты обращениям и жалобам в связи с совершаемыми нотариальными действиями[50].

Важно отметить, что еще с советских времен нотариат относится к ведению Министерства юстиции. Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации к его ведению отнесены вопросы нормативно-правового регулирования, а также надзор и контроль в сфере нотариата[51].

За время, истекшее с момента принятия Основ, Минюстом России принят ряд нормативных правовых актов в сфере нотариата:

- Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности нотариуса;

- Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса;

- Правила нотариального делопроизводства и др.[52]

Однако в такой важной сфере, как контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей, Минюстом России какие-либо нормативные документы не издавались. Это можно объяснить отсутствием соответствующего законодательного предписания. Так, если ст. 9 Основ содержит норму о том, что порядок контроля за исполнением нотариусами Правил нотариального делопроизводства утверждается Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой, то такой порядок определен в самих Правилах[53].

Что касается осуществления контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, то аналогичное законодательное предписание отсутствует. Глава VII Основ «Контроль за деятельностью нотариусов» не предусматривает издания ни Министерством, ни ФНП подзаконных актов, посвященных профессиональному контролю, что, несомненно, является пробелом в законодательстве[54].