Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовые основы осуществления контроля нотариальной деятельности
1.1. Понятие и сущность контроля нотариальной деятельности
1.2. Особенности контроля деятельности нотариусов
2. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей
2.1. Проблемы правового регулирования контроля исполнения
2.2. Особенности контроля, осуществляемого нотариальной палатой
Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права»[79].
В завершение хочется выразить мнение о необходимости упорядочения контрольных полномочий нотариальной палаты и принятия современных и соответствующих законодательству правил и регламента проверок, предусматривающих разграничение профессионального и судебного контроля.
При отсутствии внимания к этой проблеме со стороны Минюста России представляется, что правление ФНП может разработать новую методику профессионального контроля взамен устаревших Методических рекомендаций, тем более что последние поправки, внесенные в ст. 31 Основ, предоставляют ему право издания актов, обязательных для исполнения нотариальными палатами и нотариусами.
Следует также внести изменения в Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, имея в виду исключение из него положений, регламентирующих нарушения порядка и правил совершения нотариальных действий, которые сегодня квалифицируются как нарушения профессиональной этики. Совершенно очевидно, что данные вопросы входят в сферу судебного контроля и не могут относиться к профессиональной этике нотариусов.
Нет сомнений и в том, что к нотариусам, допускающим в своей работе нарушения законодательства, необходимо применять меры воздействия. Однако данные взаимоотношения должны определяться в рамках законодательства, регулирующего способы выявления нарушений и полномочия контролирующих органов.
Заключение
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Нотариальная деятельность нуждается в контроле, так как сопровождается разного рода проблемами, совершением ошибок, возникновением конфликтных ситуаций.
Необходимость контроля профессиональной деятельностью связана также со спецификой нотариальной деятельности.
Совершение ошибок нотариусом повлечет юридические проблемы у физических и юридических лиц, которые обратились за совершением того или иного нотариального действия.
Контроль профессиональной деятельности нотариусов носит как последующий, так и предварительный характер, поскольку направлен как на поиск уже допущенных ошибок, так и на профилактику их в будущем.
Задача профессионального контроля – помочь нотариусам в применении современного законодательства, обеспечить ориентацию на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых нормативных правовых актов.
Следует отметить недостаточное нормативно-правовое регулирование контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей. Глава VII Основ «Контроль за деятельностью нотариусов» не предусматривает издания ни Министерством, ни ФНП подзаконных актов, посвященных профессиональному контролю, что, несомненно, является пробелом в законодательстве.
Очевидно, что вопросы контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей требуют подробной регламентации, поскольку сами Основы содержат лишь общие положения о контроле, не раскрывая содержания отдельных норм.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты, а также определяет, что такой контроль осуществляется в виде проверок со стороны нотариальной палаты, но не более того.
Такое довольно поверхностное правовое регулирование влечет неоднозначное, зачастую неверное толкование закона и, как следствие, - неоднозначную правоприменительную практику.
Основы не только не раскрывают понятия «профессиональные обязанности нотариуса», но и не устанавливают пределы контроля за исполнением этих обязанностей, не определяют полномочия контролирующих органов и регламент проведения проверок.
При этом само понятие "профессиональные обязанности нотариуса" (предмет контроля) представляется очень емким, включающим в себя многогранную деятельность нотариуса, в частности: организацию работы нотариальной конторы; организацию приема граждан и представителей юридических лиц; страхование риска профессиональной ответственности; оформление трудовых отношений с наемными работниками нотариуса; отношения с налоговыми органами и т.д. К профессиональным обязанностям нотариуса следует отнести и комплекс действий, непосредственно связанных с совершением нотариальных действий, ведением нотариального делопроизводства и архивного фонда, исполнением членских обязанностей.
Отсутствие надлежащего правового регулирования контрольных полномочий нотариальной палаты на законодательном уровне приводит к тому, что этот правовой вакуум издавна заполняется правилами, принимаемыми самими нотариальными палатами. Такие правила действуют во всех без исключения региональных нотариальных палатах, а сам контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей включает в себя глобальную проверку всех без исключения сторон деятельности нотариуса, в том числе совершенных нотариальных действий на соответствие их законодательству.
Таким образом, необходимо упорядочить контрольные полномочия нотариальной палаты и принять современные и соответствующие законодательству правила и регламенты проверок.
Список использованных источников
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
- Налоговый кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 1998. - № 31.- Ст. 3824.
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-I) // СПС «КонсультантПлюс»
- Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» № 1313 от 13.10.2004 // СЗ РФ. - 2004. - № 42. - Ст. 4108.
- Приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» // СПС «КонсультантПлюс»
- Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 19.01.2016) // СПС «КонсультантПлюс»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей» // СПС «КонсультантПлюс»
- Акимов Г.Б. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей // Нотариус. - 2017. - № 2. - С. 3-7.
- Андреева Ю.А. Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата // Административное право и процесс. - 2011. - № 9. – С. 13-16.
- Асватурова М.Б. История возникновения нотариата в России // Нотариус. - 2014. - № 5. - С. 40-44.
- Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - Омега-л, 2004.-301 с.
- Баймуратова З.М. К вопросу о социально-правовой природе саморегулирования предпринимательской деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2009. - № 1. - С. 41-45.
- Баранова С.Н. Некоторые вопросы совершенствования государственного контроля за деятельностью нотариата // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 23-27.
- Баранова С.Н. Осуществление территориальными органами юстиции контрольных и надзорных функций в сфере нотариата // Государство и право в ХXI в.: актуальные проблемы теории и практики: сб.материалов Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 24-28.
- Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. – М., 2011.
- Жуйков В.М. Нотариат как институт превентивного правосудия. Общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. - 1998. - № 6-7. – С. 9-13.
- Калиниченко Т.Г. Еще раз о Кодексе профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации // Сайт ФНП. Открытая трибуна. URL: https://notariat.ru/.
- Колоколов Н.А. Нарушил ли нотариус закон? // Российский судья. - 2017. - № 11. - С. 48-55.
- Концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. - 2010. - № 1. - С. 10-16.
- Коровин Е.В. Материалы по Кодексу профессиональной этики // Сайт ФНП. Открытая трибуна. URL: https://notariat.ru/.
- Кулаковская А. А. Историческая характеристика становления контроля и надзора в сфере нотариата // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 8. – С. 14-18.
- Кулишова Р. Т. Некоторые аспекты публично-правового регулирования
нотариальной деятельности на современном этапе // Вопросы современной юриспруденции. - 2015. - № 56. - С. 10-15. - Манукова А.М. Понятие и сущность государственного контроля и надзора за деятельностью органов нотариата в РФ // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-6. - С. 124-126.
- Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей, утверждены Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол № 04/05 // Нотариальный вестник. - 2005. - № 9. - С. 32-36.
- Поздина И.Е., Иванцова Н.В. Государственный контроль над нотариальной деятельностью // Правовые проблемы государственного и муниципального управления: сб. научных статей. - 2017. - С. 149-154.
- Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации / под ред. Е.А. Борисовой. – М.: Юстицинформ, 2016.– 480 с.
- Романовская О.В. Государственный контроль и саморегулируемые организации // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ. - 2016. - С. 113-117.
- Романовская О.В. Контрольные полномочия Федеральной нотариальной палаты // Нотариус. - 2016. - № 3. - С. 14-17.
- Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. О контроле в сфере нотариата в свете грядущей реформы // Российская юстиция. - 2011. - № 9. - С. 32-36.
- Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. – М., 2005. – 288 с.
- Фролович Э.М. Судебный контроль за деятельностью нотариусов // Актуальные проблемы обязательственного права и арбитражного процесса: сб. научных статей (ежегодник). - 2017. - С. 173-177.
- Чаплинский А. В. Саморегулирование профессиональных юридических
сообществ: миф или реальность? // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - № 1. - С. 88-99. - Черемных Г.Г. Нотариат как институт превентивного правосудия // Нотариус. - 2005. - № 2. – С. 19-23.
- Черемных Г.Г. Организация контроля деятельности нотариуса должна быть изменена кардинально // Российская юстиция. - 2009. - № 2. – С. 17-20.
- Шаров Г.К. Обеспечение квалифицированной юридической помощи и самоуправление адвокатуры // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. - 2011. - № 3. - С. 144-152.
-
Кулаковская А.А. Историческая характеристика становления контроля и надзора в сфере нотариата // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 8. – С. 14. ↑
-
Романовская О.В. Государственный контроль и саморегулируемые организации // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ. - 2016. - С. 113. ↑
-
Баранова С.Н. Некоторые вопросы совершенствования государственного контроля за деятельностью нотариата // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 23. ↑
-
Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. – М., 2011. – с. 58. ↑
-
Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. – М., 2005. – с. 39. ↑
-
Кулаковская А.А. Историческая характеристика становления контроля и надзора в сфере нотариата // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 8. – С. 15. ↑
-
Романовская О.В. Государственный контроль и саморегулируемые организации // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ. - 2016. - С. 114. ↑
-
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - Омега-л, 2004. – с. 67. ↑
-
Кулишова Р.Т. Некоторые аспекты публично-правового регулирования нотариальной деятельности на современном этапе // Вопросы современной юриспруденции. - 2015. - № 56. - С. 10. ↑
-
Поздина И.Е., Иванцова Н.В. Государственный контроль над нотариальной деятельностью // Правовые проблемы государственного и муниципального управления: сб. научных статей. - 2017. - С. 149. ↑
-
Романовская О.В. Государственный контроль и саморегулируемые организации // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ. - 2016. - С. 114. ↑
-
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-I) // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Асватурова М.Б. История возникновения нотариата в России // Нотариус. - 2014. - № 5. - С. 43. ↑
-
Колоколов Н.А. Нарушил ли нотариус закон? // Российский судья. - 2017. - № 11. - С. 48. ↑
-
Фролович Э.М. Судебный контроль за деятельностью нотариусов // Актуальные проблемы обязательственного права и арбитражного процесса: сб. научных статей (ежегодник). - 2017. - С. 173. ↑
-
Поздина И.Е., Иванцова Н.В. Государственный контроль над нотариальной деятельностью // Правовые проблемы государственного и муниципального управления: сб. научных статей. - 2017. - С. 151. ↑
-
Андреева Ю.А. Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата // Административное право и процесс. - 2011. - № 9. – С. 13. ↑
-
Баранова С.Н. Осуществление территориальными органами юстиции контрольных и надзорных функций в сфере нотариата // Государство и право в ХXI в.: актуальные проблемы теории и практики: сб.материалов Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 24. ↑
-
Баранова С.Н. Некоторые вопросы совершенствования государственного контроля за деятельностью нотариата // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 24. ↑
-
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-I) // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532. ↑
-
Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 1998. - № 31.- Ст. 3824. ↑
-
Чаплинский А.В. Саморегулирование профессиональных юридических сообществ: миф или реальность? // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - № 1. - С. 88. ↑
-
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Баймуратова З.М. К вопросу о социально-правовой природе саморегулирования предпринимательской деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2009. - № 1. - С. 41. ↑
-
Баранова С.Н. Осуществление территориальными органами юстиции контрольных и надзорных функций в сфере нотариата // Государство и право в ХXI в.: актуальные проблемы теории и практики: сб.материалов Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 24. ↑
-
Кулишова Р.Т. Некоторые аспекты публично-правового регулирования нотариальной деятельности на современном этапе // Вопросы современной юриспруденции. - 2015. - № 56. - С. 12. ↑
-
Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей, утверждены Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол № 04/05 // Нотариальный вестник. - 2005. - № 9. - С. 32. ↑
-
Манукова А.М. Понятие и сущность государственного контроля и надзора за деятельностью органов нотариата в РФ // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-6. - С. 124. ↑
-
Концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. - 2010. - № 1. - С. 10. ↑
-
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-I) // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Романовская О.В. Контрольные полномочия Федеральной нотариальной палаты // Нотариус. - 2016. - № 3. - С. 14. ↑
-
Черемных Г.Г. Нотариат как институт превентивного правосудия // Нотариус. - 2005. - № 2. – С. 12. ↑
-
Концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. - 2010. - № 1. - С. 10. ↑
-
Баранова С.Н. Осуществление территориальными органами юстиции контрольных и надзорных функций в сфере нотариата // Государство и право в ХXI в.: актуальные проблемы теории и практики: сб.материалов Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 25. ↑
-
Фролович Э.М. Судебный контроль за деятельностью нотариусов // Актуальные проблемы обязательственного права и арбитражного процесса: сб. научных статей (ежегодник). - 2017. - С. 173. ↑
-
Шаров Г.К. Обеспечение квалифицированной юридической помощи и самоуправление адвокатуры // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. - 2011. - № 3. - С. 144. ↑
-
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Баймуратова З.М. К вопросу о социально-правовой природе саморегулирования предпринимательской деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2009. - № 1. - С. 43. ↑
-
Баранова С.Н. Осуществление территориальными органами юстиции контрольных и надзорных функций в сфере нотариата // Государство и право в ХXI в.: актуальные проблемы теории и практики: сб.материалов Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 26. ↑
-
Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации / под ред. Е.А. Борисовой. – М.: Юстицинформ, 2016.– с. 21. ↑
-
Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации / под ред. Е.А. Борисовой. – М.: Юстицинформ, 2016.– с. 14. ↑
-
Романовская О.В. Контрольные полномочия Федеральной нотариальной палаты // Нотариус. - 2016. - № 3. - С. 15. ↑
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532. ↑
-
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Манукова А.М. Понятие и сущность государственного контроля и надзора за деятельностью органов нотариата в РФ // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-6. - С. 126. ↑
-
Поздина И.Е., Иванцова Н.В. Государственный контроль над нотариальной деятельностью // Правовые проблемы государственного и муниципального управления: сб. научных статей. - 2017. - С. 152. ↑
-
Акимов Г.Б. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей // Нотариус. - 2017. - № 2. - С. 3. ↑
-
Баранова С.Н. Некоторые вопросы совершенствования государственного контроля за деятельностью нотариата // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 25. ↑
-
Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Баранова С.Н. Некоторые вопросы совершенствования государственного контроля за деятельностью нотариата // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 26. ↑
-
Приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-I) // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Баранова С.Н. Некоторые вопросы совершенствования государственного контроля за деятельностью нотариата // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 26. ↑
-
Акимов Г.Б. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей // Нотариус. - 2017. - № 2. - С. 4. ↑
-
Фролович Э.М. Судебный контроль за деятельностью нотариусов // Актуальные проблемы обязательственного права и арбитражного процесса: сб. научных статей (ежегодник). - 2017. - С. 174. ↑
-
Поздина И.Е., Иванцова Н.В. Государственный контроль над нотариальной деятельностью // Правовые проблемы государственного и муниципального управления: сб. научных статей. - 2017. - С. 153. ↑
-
Баранова С.Н. Некоторые вопросы совершенствования государственного контроля за деятельностью нотариата // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 26. ↑
-
Поздина И.Е., Иванцова Н.В. Государственный контроль над нотариальной деятельностью // Правовые проблемы государственного и муниципального управления: сб. научных статей. - 2017. - С. 154. ↑
-
Акимов Г.Б. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей // Нотариус. - 2017. - № 2. - С. 6. ↑
-
Романовская О.В. Контрольные полномочия Федеральной нотариальной палаты // Нотариус. - 2016. - № 3. - С. 15. ↑
-
Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей, утверждены Решением Правления ФНП от 17.06.2005, Протокол № 04/05 // Нотариальный вестник. - 2005. - № 9. - С. 35. ↑
-
Баранова С.Н. Некоторые вопросы совершенствования государственного контроля за деятельностью нотариата // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 27. ↑
-
Баранова С.Н. Осуществление территориальными органами юстиции контрольных и надзорных функций в сфере нотариата // Государство и право в ХXI в.: актуальные проблемы теории и практики: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 27. ↑
-
Романовская О.В. Контрольные полномочия Федеральной нотариальной палаты // Нотариус. - 2016. - № 3. - С. 16. ↑
-
Баранова С.Н. Некоторые вопросы совершенствования государственного контроля за деятельностью нотариата // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 27. ↑
-
Баранова С.Н. Осуществление территориальными органами юстиции контрольных и надзорных функций в сфере нотариата // Государство и право в ХXI в.: актуальные проблемы теории и практики: сб.материалов Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 27. ↑
-
Фролович Э.М. Судебный контроль за деятельностью нотариусов // Актуальные проблемы обязательственного права и арбитражного процесса: сб. научных статей (ежегодник). - 2017. - С. 175. ↑
-
Черемных Г.Г. Организация контроля деятельности нотариуса должна быть изменена кардинально // Российская юстиция. - 2009. - № 2. – С. 11. ↑
-
Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. О контроле в сфере нотариата в свете грядущей реформы // Российская юстиция. - 2011. - № 9. – С. 22. ↑
-
Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 19.01.2016) // СПС «КонсультантПлюс» ↑
-
Романовская О.В. Контрольные полномочия Федеральной нотариальной палаты // Нотариус. - 2016. - № 3. - С. 16. ↑
-
Калиниченко Т.Г. Еще раз о Кодексе профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации // Сайт ФНП. Открытая трибуна. - 2015. - 22 мая. URL: https:notariat.ru/. ↑
-
Коровин Е.В. Материалы по Кодексу профессиональной этики // Сайт ФНП. Открытая трибуна. - 2015. - 24 марта. URL: https: notariat.ru/. ↑
-
Баранова С.Н. Осуществление территориальными органами юстиции контрольных и надзорных функций в сфере нотариата // Государство и право в ХXI в.: актуальные проблемы теории и практики: сб.материалов Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 28. ↑
-
Жуйков В.М. Нотариат как институт превентивного правосудия. Общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. - 1998. - № 6-7. – С. 9. ↑
-
Романовская О.В. Контрольные полномочия Федеральной нотариальной палаты // Нотариус. - 2016. - № 3. - С. 17. ↑
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей» // СПС «КонсультантПлюс» ↑