Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Нотариат в России призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

При осуществлении своей профессиональной деятельности нотариусы довольно часто допускают правовые ошибки, а также могут совершать разного рода мошеннические действия.

Сложившаяся ситуация является актуальной проблемой современного российского нотариата. Анализ судебной практики в данной области наглядно показывает сложности в привлечении нотариусов к имущественной ответственности. Это обусловлено тем, что доказывание истцом вины и нарушения закона при совершении нотариального действия является весьма проблематичным.

Ошибки в нотариально удостоверенных документах могут отозваться и проявиться спустя многие годы. При этом многие ошибки, например в тексте нотариально удостоверенного завещания, практически неустранимы. Поэтому контроль за профессиональной деятельностью нотариуса является важным видом контроля.

Государственный контроль и надзор является неотъемлемой часть правового регулирования в сфере нотариальной деятельности и немало дискуссий и споров возникает по поводу разграничения указанных понятий.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной для исследования.

Цель работы – исследование контроля за профессиональной деятельностью нотариуса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие и сущность контроля нотариальной деятельности;

2.Охарактеризовать особенности контроля деятельности нотариусов;

3.Выявить проблемы правового регулирования контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей;

4.Изучить особенности контроля, осуществляемого нотариальной палатой.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе курсовой работы представлены правовые основы осуществления контроля нотариальной деятельности. Во второй главе курсовой работы охарактеризованы актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей.

Нормативно-правовая база исследования: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и др.


Теоретическая основа для написания курсовой работы - исследования таких авторов, как Акимов Г.Б., Андреева Ю.А., Асватурова М.Б., Атаманчук Г.В., Баймуратова З.М., Баранова С.Н., Бахрах Д.Н., Жуйков В.М., Калиниченко Т.Г., Колоколов Н.А., Коровин Е.В., Кулаковская А.А., Кулишова Р.Т., Манукова А.М., Поздина И.Е., Романовская О.В., Смирнов С.В., Тихомиров Ю.А., Фролович Э.М., Чаплинский А.В., Черемных Г.Г., Шаров Г.К. и др.

1. Правовые основы осуществления контроля нотариальной деятельности

1.1. Понятие и сущность контроля нотариальной деятельности

Нотариальная деятельность, как и любая другая, нуждается в контроле. Необходимость контроля в данной сфере объясняется, по крайней мере, двумя причинами:

- появлением в реальной юридической практике новых проблем, которые с помощью контроля должны выявляться и эффективно решаться;

- предупреждением и разрешением конфликтных ситуаций[1].

Контролю как одной из важных функций государственного управления уделяется значительное место и в юридической практике и науке.

Менеджеры понимают контроль как «процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей»[2].

Для российского правоведения контроль приобретает в настоящее время наибольшую актуальность, т.к. широко развиваются различные сферы рыночной экономики, имущественные отношения, в которых важное место принадлежит нотариальной деятельности[3].

Д.Н. Бахрах подчеркивает, что «в зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности»[4].

Ю.А. Тихомиров в учебнике «Административное право и процесс» указывает, что «контроль есть проверка соблюдения и выполнения нормативно-установленных задач, планов и решений, то есть начало цикла, посвященного оценке фактически осуществленного процесса»[5].


Таким образом, Ю.А. Тихомиров рассматривает контроль как стадию управленческого цикла. Для такого понимания есть веские причины.

Во-первых, менеджмент рассматривает контроль как конечную стадию управленческого процесса и одновременно как стадию, приводящую в движение всю цепь социальных связей. Во-вторых, к такому выводу приводит и анализ объективизации управления. В свое время он рассматривался советской наукой вместе с объективизацией административного права[6].

Действительно, контроль выявляет те проблемы, которые нуждаются в разрешении. Его результаты изначально приводят в действие государственный механизм, что в свою очередь создает основу для возникновения правовых отношений. «Воля в управленческих отношениях государства является средством целевого влияния на человека, группу людей или орган государственного управления»[7].

Г.В. Атаманчук также уделяет внимание объективизации управленческой деятельности, приводя доводы о невозможности нахождения элементов управления в хаотическом виде. Его цепочка выглядит следующим образом: «информация - знания - ресурсы - идеи (модели) - экспертные оценки - решения - действия – результаты»[8].

Необходимость контроля заключается в несовпадении конечного результата и идеи. В идеальном случае результат должен воплощать идею управления.

Поскольку реальную действительность нельзя уложить в прокрустово ложе сухих законов, она гораздо богаче, чем представляется, к тому же возможны различные ошибки (например, в планировании или переоценке ресурсов), то результат всегда выглядит несколько иначе, чем его модель[9].

Таким образом, контроль - это не только одна из функций исполнительной власти, но и содержательно-предметная деятельность, которая неразрывна с иными проявлениями управленческой деятельности.

То есть контроль возникает тогда, когда присутствует вся цепь управленческих элементов: наличествует цель, задача, потребности, действия и т.д.[10]

В иных случаях мы имеем дело с другими проявлениями государственной деятельности. В зависимости от специфики это охрана, защита, неприкосновенность, соблюдение безопасности и т.д.[11]

Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате.


Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят двоякий характер и должны учитывать специфику нотариальной деятельности и нотариальных актов[12].

Во‑первых, необходимость осуществления контроля за профессиональной деятельностью является необходимым элементом любой публично‑правовой и частноправовой организации. Например, контроль осуществляется за деятельностью государственных служащих, служащих хозяйственных обществ и товариществ и т.д.

Другое дело, что формы и организация такого контроля носят в каждой из организаций специфический характер, отражая характер и содержание соответствующей деятельности.

Во‑вторых, специфика контроля в нотариальной сфере определяется особенностью нотариальных актов. Большинство из них не имеет ограничений времени действия, например, нотариально удостоверенные договоры и свидетельства о праве на наследство действуют до тех пор, пока не будет заключена новая сделка либо наследник не пожелает совершить сделку с имуществом, полученным им по наследству[13].

Ограничение по времени действия имеют, например, доверенности, но и в этом случае срок их действия может составлять до 3 лет с момента удостоверения.

Поэтому ошибки в нотариально удостоверенных документах могут отозваться и проявиться спустя многие и многие годы. При этом многие ошибки, например в тексте нотариально удостоверенного завещания, практически неустранимы, если завещатель уже умер и речь идет о подтверждении прав наследников[14].

В законодательстве о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов. Можно выделить несколько таких форм контроля:

- профессиональный контроль;

- контроль налоговых органов и органов, взимающих обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды;

- судебный контроль;

-контроль, осуществляемый органами прокуратуры и следствия[15].

Кроме того, контроль за деятельностью нотариусов может носить как предварительный, так и последующий характер[16].

Профессиональный контроль носит как последующий, так и предварительный характер, поскольку направлен как на поиск уже допущенных ошибок, так и на профилактику их в будущем. Налоговый, судебный контроль и контроль органов уголовной юстиции в основном имеют последующий характер и направлены преимущественно на обнаружение нарушений законодательства с целью применения установленных законодательством правовых санкций[17].


Каждый из видов контроля имеет свою специфику, определяемую характером деятельности органа, осуществляющего контроль, стоящими перед ними задачами и осуществляемыми полномочиями.

Так, задача профессионального контроля – помочь нотариусам в применении современного законодательства, обеспечить ориентацию на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых нормативных правовых актов[18].

Контроль, осуществляемый иными органами, носит большей частью эпизодический характер (за исключением налогового контроля) и связан с возникновением конкретного гражданского или уголовного дела, в котором ставится под сомнение правомерность действий нотариуса

1.2. Особенности контроля деятельности нотариусов

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают два основных вида контроля за деятельностью нотариусов в зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные полномочия[19]:

- контроль, осуществляемый государственными органами и должностными лицами (судебные органы, Минюст России и его территориальные органы, налоговые органы);

- контроль, осуществляемый нотариальными палатами в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой[20].

При этом законодательством Российской Федерации установлены полномочия органов государственной власти при осуществлении ими контрольных функций.

Так, порядок обжалования в суде действий нотариусов установлен гл. 37 ГПК РФ[21]. Минюст России осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» № 1313 от 13.10.2004[22]. Порядок проведения налоговых проверок установлен ст. 87-89 НК РФ[23].

Полномочия нотариальных палат фактически таких законодательных ограничений не имеют. Необходимо учитывать, что ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате устанавливает, что нотариальные палаты организует свою работу на принципах самоуправления[24]. При этом Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996, регулирующий деятельность нотариальных палат, не содержит порядка осуществления некоммерческой организацией контроля за деятельностью своих членов[25].