Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях АО РКЦ «Прогресс».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования организационной культуры
Понятие организационной культуры
1.2. Влияние организационной культуры на экономическое развитие
1.3. Уровни и элементы организационной культуры
Глава 2. Анализ и развитие организационной культуры на предприятии РКЦ «Прогресс»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Важным элементом организационной культуры выступает язык общения. В любой компании внутреннего уровня есть свой язык общения, по которому работники осуществляют его развитие и сохранение.
Заключительный элемент внутреннего уровня организационной культуры - это корпоративные мероприятия. Эти события нужны для налаживания отношений между работниками, их знакомства с руководством и коллегами.
На сегодняшний день популярной является модель, принятая в начале 1980-х годов Робертом У. и Томом Питерсом. Эта модель рассматривает 7 основных факторов успеха организации, на которые воздействует организация и задает нужные вопросы деятельности всего предприятия.
В модели выделяют «гибкие» и «жесткие» элементы организационной культуры. «Гибкие» элементы представляются персоналом, навыками, общими ценностями, стилем лидерства. Они имеют сложную природу, тяжело поддаются определению, и необходимы индивидуальные и нестандартные решения при принятии управленческих решений.
«Жесткие» элементы включают структуру, стратегию и системы, они легко изменяются при помощи управленческих решений, их «жесткость» проявлена в четкой и безусловной определимости.
Главной особенностью подходов по изучению корпоративной культуры зарубежных исследователей выступает яркий акцент на факторы духовной культуры, то есть на ритуалах, ценностях и другое. Э. Шейн, Д. Хескетт, Р. Килман и Д. Котер рассматривали организационную культуру только на уровне базовых ценностей, норм, идей и правил.
В исследованиях российских ученых появляется тенденция к равнозначному вниманию на материальные элементы корпоративной культуры, а также элементам духовной культуры. Работы В.А. Спивака и
О.С. Виханского показывают, что условия и средства труда в виде факторов культуры имеют такое же значение, как базовые ценности и установки.
В нашей экономике продолжаются структурные преобразования, которые связаны с построением эффективной экономической системы и материально-технической базы, этим объясняется интерес к материальным элементам культуры.
Материальные элементы культуры влияют также на эффективность деятельности организации и ее имидж. При нехватке сильных материальных факторов труда нельзя будет создавать прочную клиентскую базу, которая смогла бы обеспечить успешное будущее существование организации.
Все вышеперечисленные элементы наполняют и отражают смыслом всю концепцию организационной культуры. В итоге, можно сделать вывод, что организационная культура богата содержанием, ей важны миссия и цели компании, коммуникации, мифы, ритуалы, атрибутика, символика, герои организации, одежда и многое другое в организации.
Рисунок 2. Содержание отношений организационной культуры
(по В. Сате)
Исходя из известных случаев, руководитель должен принять решение - либо менять культуру, либо подстраивать людей под новые условия. Культура - это фундаментальное явление, создающееся годами и практически неизменное, но единственное возможным решением в ее поддержании будет увольнение слабых и наем подходящий людей [4].
Рисунок 3.Методы изменения и поддержания организационной культуры
Предметы и объекты внимания, контроля и оценки со стороны менеджеров - это наиболее сильный метод поддержания культуры в компании, ведь своими повторяющимися действиями сотрудник дает знать, что является для него важным и чего можно ожидать.
Целью любого бизнеса выступает максимизация прибыли, но не желательно, чтобы работникам ежедневно напоминали, что они являются лишь средством для достижения этой цели. Если поменять ориентир, то ситуация изменится.
Доход приносят люди, если руководитель делает упор на то, что ожидает от своих работников не прибыли, а их квалификационного развития, требует знания ассортимента, клиентской базы и тому подобное. У сотрудника будет складываться мнение, что руководитель ориентирован на его профессионализм. [11, С. 62]
Таким образом, мы приходим к выводу, что:
1. Организационная культура включает в себя нормы и ценности, которые разделяют большинство сотрудников.
2. Функции внешней адаптации дают возможность адаптироваться к внешней среде. А функции внутренней среды помогают понять, как им необходимо взаимодействовать друг с другом.
3. Ключевыми элементами организационной культуры являются групповые нормы, философия организации, поведенческие стереотипы, имеющийся практический опыт, технические приемы и методы, способность осуществлять конкретные действия, организованный климат.
4. Основу организационной культуры формирует и закладывает руководство организации.
5. Для формирования эффективной организационной культуры нужно для начала создавать доверительные отношения в коллективе.
Глава 2. Анализ и развитие организационной культуры на предприятии РКЦ «Прогресс»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «РКЦ «Прогресс» - ведущее российское предприятие и один из лидеров мировой космической отрасли по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса.
«ЦСКБ-Прогресс» был образован в результате слияния «Прогресс» и Центрального специализированного конструкторского бюро «ЦСКБ».
Самарский завод «Прогресс» образовался в 1894 году, где известным предпринимателем, и также изобретателем Юлием Александровичем Миллером в Москве основал фабрику «Дукс» по производству велосипедов. В 1900 году организация Ю.А. Миллера преобразовалась в акционерное общество «Дукс».
Вместе с велосипедами начали производить мотоциклы, автомобили, дрезин, аэросани, а позднее и дирижабли. В 1909 году АО «Дукс» начало производить аэропланы. До 1920-х годов предприятие серийно выпускало самолеты типа «Ньюпорт», «Фарман», «Спад», «Телль» и другие .
Основная цель деятельности РКЦ «Прогресс» - получение максимальной прибыли путем удовлетворения социальных и материальных потребностей его участников.
Предприятие обладает правами владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему путем права собственности имуществом; вправе размещать ценные бумаги в порядке, который установлен законодательством о ценных бумагах.
При отсутствии обеспечения, которое предоставляет обществу третьими лицами, чтобы гарантировать выполнение обязательств перед владельцами облигаций, а также размещение обществом облигаций возможно не ранее 3 года существования общества с условием надлежащего утверждения к этому времени 2-годовых балансов общества.
Часть прибыли, которая предназначена для распределения между его участниками, распределено пропорционально им долям в уставном капитале Общества.
РКЦ «Прогресс» имеет линейно-функциональную структуру управления. Вышестоящим органом выступает общее собрание участников общества, где оно и руководит деятельностью общества.
Рисунок 4. Организационная структура РКЦ «Прогресс»
В АО РКЦ «Прогресс» работает и реализовывается классическая организационная структура. В деловой практике нельзя обойтись лишь линейно-функциональными структурными связями, обычно возникают горизонтальные отношения между разными службами организации, позволяющие эффективнее решать множество производственных задач.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
- четкость и единство распорядительства;
- есть четкая система взаимосвязей между руководством и подчиненными;
- быстрая реакция на указания;
- индивидуальная ответственность руководства за результаты действий отделов.
Недостатки линейно-функциональной структуры:
- высокие требования к компетентности руководства;
- нет горизонтальных связей между подчиненными;
- есть предпосылки для злоупотребления властью.
При отечественной экономике необходимо отметить, что линейнофункциональная структура не всегда эффективна, так как по ней нельзя сказать, является ли предприятия убыточным, поэтому следует включать матричную структуру, где в любом периферийном объекте созданы свои командные центры и отделы, где решают имеющиеся проблемы.
Для более точной характеристики компании следует проанализировать ключевые экономические показатели его деятельности (Таблица 1).
Таблица 1
Ключевые показатели финансово-хозяйственной деятельности АО РКЦ «Прогресс» за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение, тыс. руб. |
Отклонение, % |
||
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
||||
Выручка, тыс. руб. |
8792 |
31755 |
31755 |
22964 |
0 |
261,22 |
0,00 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
20511 |
28642 |
28642 |
8132 |
0 |
39,65 |
0,00 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
-11556 |
3114 |
3114 |
14669 |
0 |
-126,95 |
0,00 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
-11768 |
1909 |
0 |
13676 |
-1909 |
-116,22 |
-100 |
Оборотные активы предприятия, тыс. руб. |
10505 |
15749 |
15549 |
5245 |
-200 |
49,93 |
-1,27 |
Кредиторская задолженность, тыс. руб. |
3551 |
6004 |
5804 |
2453 |
-200 |
69,10 |
-3,33 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
69 |
78 |
85 |
11 |
5 |
16,19 |
6,33 |
Среднемесячная з/п 1 работника, руб. |
19400 |
19900 |
20200 |
500 |
300 |
2,59 |
1,52 |
Годовой ФОТ, тыс. руб. |
15748 |
18772 |
20262 |
3022 |
1490 |
19,19 |
7,94 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
129,4 |
401,8 |
401,8 |
272,6 |
0 |
210,83 |
0,00 |
Рентабельность продаж, % |
-131,45 |
9,82 |
9,82 |
141,5 |
0 |
-107,46 |
0,00 |
По данным показателям финансово-хозяйственной деятельности РКЦ «Прогресс» можно заметить, что выручка от продажи увеличивается за исследуемый период в 3,7 раз, а себестоимость продаж возрастает на 45%. Увеличение данных показателей пропорционально по отношению друг к другу, потому что прирост себестоимости находится ниже прироста выручки, так и получается увеличение прибыли от продаж.
Таким образом, данные показатели свидетельствуют о повышении эффективности деятельности АО РКЦ «Прогресс» в анализируемом периоде.
2.2. Оценка организационной культуры предприятия АО РКЦ
«Прогресс»
Формирование организационной культуры РКЦ «Прогресс» началось с момента зарождения предприятия. Здесь происходит постоянное развитие в направлениях: проводится комплекс мер по структурной перестройке производства и адаптации при развитии рыночных отношений, а также значительно увеличивается ассортимент дополнительных услуг (консультирование, подготовка инновационных менеджеров).
О сформировавшемся уровне организационной культуры РКЦ «Прогресс» свидетельствуют следующие факторы:
- большое количество принятых и выполненных заказчиками работ;
-число официально зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности;
- число разработок, реализованных в промышленности.
Данный перечень характеризует деятельность РКЦ «Прогресс» за конкретный срок, от времени создания до рассмотрения вопроса оценки организационной структуры.
Помимо этого, неотъемлемыми компонентами организационной культуры РКЦ «Прогресс» являются:
- персональная культура любого работника и высокий уровень IQ. На предприятии все больше осознается необходимость в рассмотрении целостности человека, то есть не только душевного и телесного, но и духовного существа.
Нормой является и нравственно-правовое поведение (отношение к коллегам, нетерпимость к нарушителям норм, соблюдение норм, справедливость в спорных отношениях).
- продекларированные ценности, нормы предприятия (ориентация на передачу знаний, постановка высоких целей для работников компании).
Среди интеллектуальных способностей сотрудников РКЦ «Прогресс» выделяются качества ума, эрудиция - способность к синтезу, анализу, быстроте, гибкости, свойства памяти - легкость и прочность запоминания, свойства изображения - реалистичность, фантазирование, воображение, а также специальные способности (музыкальные, технические, организаторские, коммуникативные - способность сближаться, знакомиться, влиять на людей).