Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях АО РКЦ «Прогресс».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования организационной культуры
Понятие организационной культуры
1.2. Влияние организационной культуры на экономическое развитие
1.3. Уровни и элементы организационной культуры
Глава 2. Анализ и развитие организационной культуры на предприятии РКЦ «Прогресс»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
На предприятии активно используется система психологического консультирования и тестовые обследования личности. Вопрос культурно ориентированного консультирования приобретает особую значимость при развитии организационной культуры. Ключевые элементы инновационной кадровой службы РКЦ «Прогресс» и их отличия от традиционной политики представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Отличия инновационного от традиционного управления кадрами
Традиционная кадровая служба |
Инновационная кадровая служба |
Вертикальное управление подчиненными, «кадры» - отдельная функция |
Г оризонтальное управление и забота о всех ресурсах, акцент на формирование команды |
Централизованная кадровая функция в отделе кадров, специалисты планируют, мотивируют. |
Децентрализованная кадровая функция в линейном управлении. Последнее отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и достижения целей. Специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту |
Кадровое планирование - следствие производственного плана и реакция на него; связь односторонняя. |
Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в корпоративное планирование, связь двусторонняя. |
Цель - обеспечение нужных людей в нужное время и освобождение ненужных людей. Работники - это факторы производства, и их «расставляют» как шахматы. |
Цель - совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями компаниями. Сотрудники - это объект корпоративной стратегии, фактор преимущества в конкурентной борьбе, объект инвестиций фирмы. |
Кадровая политика нацелена на достижения компромисса между экономическими и социальными партнерами. |
УЧР нацелено на развитие целостной сильной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средой. |
В АО РКЦ «Прогресс» используется демократический стиль руководства, то есть руководство децентрализует свою власть, консультируется со своими сотрудниками, принимающие участие в принятии решения. Сотрудники же получает максимум информации для получения представления о перспективах своей работы. Инициатива будет стимулироваться, а руководство вводит компоненты коллективного самоуправления.
Образцом для подражания выступает развивающаяся личность, духовно богатый и культурно развитый человек, не утопающий в суете повседневности, способный сделать свою жизнь содержательной, интересной. Этот работник свободен в своих мыслях, поступках и взглядах, умеет грамотно оценить пропаганду и рекламу, стандарты массовой культуры и капризы моды .
Положительными чертами организационной культуры РКЦ «Прогресс» выделяют:
- оптимально организованную структуру обучения новых сотрудников: прохождение испытательного срока, способствующий лучшей адаптации на работе, закрепление кураторов, которые помогут разобраться в специфике работы;
- традицию отмечать день рождения предприятия;
- введение униформы. В сотруднике ценится умение презентабельно выглядеть. Для работников характерен деловой стиль одежды, опрятность;
- символику организации, выпуск календарей, бланков;
- обряды (по окончанию стажировки, учебы);
- проведение мер по совместному отдыху (выезды на природу, посещение бассейна, группы здоровья, юбилеи);
- видеозапись ключевых событий в жизни предприятия: семинаров, конференций, торжественных мероприятий;
- выпуск информационных и рекламных бюллетеней, связи со средствами массовой информации;
- на предприятии в людях ценят профессионализм, индивидуализм, творческий подход и коммуникабельность;
- в коммуникационную систему включаются устная, письменная и невербальная коммуникация, открытость и телефонное право;
- питание организовывается прямо в офисе, дотировано предприятием;
- соблюдение временного распорядка и пунктуальность;
- отношения на предприятии не являются формальными, потому что присутствует некая свобода, заключенная в конкретных рамках;
- в организационной жизни работник ценит работу и свое положение на ней, но нет желания к повышению, где лучшие человеческие качества угасают. Данные ценности закреплены в уважении профессионализма, здоровой конкуренции и ответственности;
- у сотрудников есть вера в руководство, во взаимопомощь, в справедливость и в этичное поведение;
- все сотрудники стремятся к добросовестному выполнению работы, полагаясь на силу и интеллект;
- отношение к работе рассматривается с точки зрения ответственности. Среди ключевых моментов организации работы выделяются качество работы и чистота рабочих мест;
- большинство сотрудников знают цель, миссию, структуру и стратегию своего предприятия.
На основе данных характеристик можно сделать вывод об особенностях организационной культуры в предприятия в целом. АО РКЦ «Прогресс» - это предприятие, где уважают личность за то, каким образом там выполняют работы и какие человеческие качества и черты ценятся больше.
В Таблице 2.3 отражен пример анкеты, по которой проводился анализ удовлетворенности нынешним положением в организации АО РКЦ «Прогресс».
Каждому работнику выдается такая анонимная анкета, где он подчеркивает тот вариант ответа, который считает правильным. Затем подводятся итоги опроса и на их основании руководство начинает переосмысливать свои действия и всю организационную культуру организации.
Таблица3
Анкета на выявление удовлетворенности сотрудников работой в АО РКЦ «Прогресс»
№ |
Вопрос |
Варианты ответа (нужное подчеркнуть) |
||
1 |
Удовлетворенность заработной платой |
Устраивает |
Не устраивает |
Затрудняюсь ответить |
2 |
Перспективы карьерного роста |
Вижу перспективу |
Не вижу перспективы |
Не интересуюсь |
3 |
Взаимоотношения с руководителем |
Вполне устраивают |
Скорее устраивают, чем нет |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Понимание ответственности и важности выполняемой работы |
Удовлетворяют |
Скорее удовлетворяют, чем нет |
Не удовлетворяют |
5 |
Примечание и пожелания: |
На основании ответов на данный анонимный опрос за декабрь 2015 года от сотрудников организации можно построить некие диаграммы, где показаны доли их ответов. В результате получилось, что:
- размер заработной платы устраивает лишь 35% опрошенных, а не устраивает - 55%.
Рисунок 5. Удовлетворенность работников РКЦ «Прогресс» заработной платой
- перспективы служебного и профессионального роста на предприятии видят 38%, а не видят - только 15%. Это зависит от среднего возраста сотрудников.
Рисунок 6. Мнение работников о перспективах профессионального роста
- взаимоотношения с руководством удовлетворяют только 67% опрошенных. А в большей степени удовлетворяют - 25%.
Рисунок 7. Мнения работников о взаимоотношениях с руководством
- ответственность и важность выполняемой работы удовлетворяют ровно половина, а не смогли ответить на этот вопрос 17% опрошенных.
Рисунок 8. Мнения сотрудников об ответственности и важности выполняемой работы
Перед руководством предприятия стоит задача поддержания и сохранения культуры, также задача совершенствования и изменения.
В организации для управления организационной культуры используются подходы:
- через публичные заявления и личный пример руководства;
-через манипулирование символикой и вещами материального мира предприятия .
Первый подход включает видение свыше, вызывающее энтузиазм у большинства членов предприятия. Руководитель претворяет в жизнь и воодушевляет фундаментальные ценности предприятия. Это подразумевает наличие искренних и очевидных личных обстоятельств лидера в отношении ценностей, в которые он не верит.
Применение второго принципа идет с другой организации, с нижних уровней. В этом случае большое внимание уделено деталям реальной жизни на предприятии.
На сегодняшнем этапе развития предприятия имеющаяся организационная культура практически полностью отвечает целям и миссии организации. Но при нынешних темпах развития сотрудника необходимо проводить диагностику ключевых параметров культуры организации и внесения изменений в структуру.
Можно отметить, что при любых изменениях в культуре компания столкнется с трудностями, потому что менять культуру лучше в молодой компании еще с неустоявшимися ценностями.
В итоге, высокий уровень организационной культуры РКЦ «Прогресс» характеризуют:
-высокое чувство долга и ответственности любого работника компании;
- позитивное отношение к человеческой личности и ее важным благом;
- ответственное отношение к своим обязанностям;
-ориентация на приоритет собственных потребностей и потребностей общества.
Анализ имеющейся организационной культуры организации АО РКЦ «Прогресс» дает возможность выделить ее слабые стороны:
1. Стиль руководства в организации РКЦ «Прогресс» - либеральный. Именно такой стиль характеризуется на любом уровне данной предприятия. Этот стиль имеет свои недостатки - он характеризуется небольшим вмешательством руководства в деятельность группы.
Руководство выступает только в роли посредника. Они обеспечивают своих работников материалом и информацией, необходимыми для оптимизации работы. Небольшое использование властных полномочий - это попустительский или пассивный стиль.
2. На предприятии практически не сформированы ритуалы и традиции, которые являются неотъемлемой частью корпоративной культуры, структурной части общего целого.
3. Взаимосвязь между подразделениями предприятия РКЦ «Прогресс» сильная, а между некоторыми - очень слабая. Это отрицательно отражается на организационной культуре, а также на результатах деятельности предприятия в целом.
Кроме этого, в организации не уделяют должного внимания внутриколлективной коммуникации, это приводит к недостатку информации у сотрудников и неточному представлению о предприятии в целом, способствует распространению разных противоречивых слухов среди работников. У подчиненных складывается чувство одиночества, отстраненности от деятельности организации.
Особенно негативно отражается недостаток на руководстве среднего звена и основных работниках, составляющие костяк любой организации и представляющие собой более квалифицированную, инициативную и активную его часть.
В связи со слабой налаженностью информационных потоков данная категория сотрудников, которая желает принимать участие в управлении компании, теряет уверенность в надобности, полезности и постепенно снижает эффективность в работе и может покинуть предприятие.
4. Организация РКЦ «Прогресс» редко участвует в инвестиционных конкурсах.
5. Слишком сильная ориентация на потребителей. Довольно редко ориентируются проблемы научно-технического развития на предприятии.
6. Некоторые сотрудники слабо мотивированы в моральном отношении. Для некоторых сотрудников лишь нематериальное поощрение имеет важнейшее значение, становясь мерилом его успеха. Другими словами, среди потребителей основным выступает потребность в благодарности, уважении и принятии ценности труда.
7. Отсутствие использования системного и процессного подходов к организационной культуре. Место имеют только отдельные элементы данных подходов.
8. В 2008 году существовало низкое качество исполнения нескольких заказов.
9. Организация РКЦ «Прогресс» владеет некоторыми активами в результатах интеллектуальной деятельности. Сюда входят: техническая документация, проекты, информационные базы, технические активы. При этом они не оформлены в виде объектов интеллектуальной собственности, на них нет охранных документов .
Данные недостатки в имеющейся организационной культуре предприятия РКЦ «Прогресс» нельзя назвать отрицательными сторонами, так как они не ведут сразу к снижению эффективности деятельности организации, но в дальнейшем могут повлиять на нее негативно.
Необходимо отметить, что в момент разработки и внедрения комплекса мер, направленных на улучшение корпоративной культуры следует принять во внимание несколько обстоятельств:
- вышеописанный объем работы может быть проведен качественно лишь с привлечением специалистов или консультантов по процессу (нужен новый взгляд, люди, которые не находятся внутри этой корпорации и не связаны какими-либо производственными обязательствами перед сотрудниками организации);